kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к мастер-классу "Портрет в технике пастель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекоменлдации  к мастер классу   "Портрет в технике пастель."

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к мастер-классу "Портрет в технике пастель"»

ПАСТЕЛЬ ДЛЯ РИСОВАНИЯ: ГИД ПО ВИДАМ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.


Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.


Читать в контексте: Пастель для начинающих: готовимся к работе


Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.


ПАСТЕЛЬ ДЛЯ РИСОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕТЫРЁХ ВИДОВ:

сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))

масляная пастель

восковая пастель

акварельная пастель

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

91


СУХАЯ ПАСТЕЛЬ

сухая пастель, пастель для рисования


Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.


Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.


Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.


В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:


твердую hard

мягкую soft

супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.


Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.



Читать в контексте: Как правильно закреплять пастель?


Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.


Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.


Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.


Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.



сухая пастель, пан пастель


Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.


Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.


Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.


Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.


Самые известные импортные производители пастели:


французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).

Хорошего качества пастель производят такие фирмы как

Rembrandt,

Schminke,

Faber-Castell

Talles (Голландия)

Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo, с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:


Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.


Распространенные российские марки пастели:


Подольск-Арт-Центр

Сонет

Аква-Колор

Олки

Спектр

российская пастель, сонет



Читать в контексте: Мягкие материалы для рисования: уголь, сангина, сепия, соус


Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:


удобны в использовании,

позволяют наносить более аккуратные штрихи,

не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.


пастельные карандаши


Производители карандашей:


Faber Castell

Derwent

Cretacolor

Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши — Conte. Самые твердые – у Faber Castell.


МАСЛЯНАЯ ПАСТЕЛЬ

восковая пастель


Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.


Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.


Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.


масляная пастель


Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.


Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.


Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.


В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.


Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier.


ВОСКОВАЯ ПАСТЕЛЬ

масляная пастель


Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.


Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.


Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».


восковые мелки


Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?


Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.


АКВАРЕЛЬНАЯ ПАСТЕЛЬ

акварельная пастель


У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.


Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.


Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!


Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.



акварельная пастель



Таким образом, под одним и тем же словом, пастель для рисования, можно понимать совершенно разные мелки.


Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!


Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!


91

Больше интересной и полезной информации о рисовании

от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.


Получайте номера журнала на свой e-mail!


ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ


итальянский рисунок


Техника итальянского рисунка: смотрите видео в свободном доступе!



POST TAGS: НАЧИНАЮЩИМПАСТЕЛЬПОЛЕЗНОСТИ

24 КОММЕНТАРИЯ


ОЛЬГА 03.03.2017 AT 02:13

Наконец-то!!! Обзор, который я очень ждала! Спасибо огромное, Марина, за то, что сдержали обещание и выполнили просьбу! Время заглянуть в художественную лавку 🙂


ответить


МАРИНА ТРУШНИКОВА 03.03.2017 AT 11:05

Ольга, я рада, что помогла вам с выбором!


ГАЛИНА 03.03.2017 AT 11:53

Сохраню этот обзор.Очень пригодится.Спасибо,Марина!


ответить

ЕМЕЛЬЯНОВА НАТАЛИЯ 03.03.2017 AT 13:24

Марина, большое спасибо! Как всегда подробно, чётко и емко! Очень нужная и полезная информация. Для меня открытие, что есть ещё и акварельная пастель. Спасибо.

Марина, просьба, в художественных магазинах появились холсты для АКВАРЕЛИ. Если можно, в чем их секрет?

Заранее спасибо.


ответить


МАРИНА ТРУШНИКОВА 06.03.2017 AT 10:32

Я думаю, секрета особого нет. Просто основа. Раньше акварелью или темперой под масло делали подмалевок по холсту. Так что это то же самое. Разве что грунт акриловый, я думаю. У меня лежит такой холстик. но я его до сих пор не могу опробовать.

Из преимуществ, думаю, то, что он не будет идти волной, как бумага. Но вряд ли на нем возможны мокрые техники. Не будет того эффекта, как на бумаге.


ЛЮДМИЛА 03.03.2017 AT 14:54

Благодарю Вас, Марина! Очень полезный для меня материал,т.к. я только учусь живописи, в том числе и на Ваших уроках. Об акварельной пастели не знала. Пробовала только сухую пастель. Купила восковые карандаши, а пользоваться не умею.Эту статью прибрала в закладки. Успехов Вам!


ответить

АНОНИМ 03.03.2017 AT 15:11

Спасибо за отличный обзор, теперь понятно, что это за неведомый материал такой. В избранное!


ответить

ТАТЬЯНА КОЛПАКОВА 03.03.2017 AT 16:05

Спасибо за статью! как то все разложилось по полочкам. Пастель это так очаровательно и рукотворно!


ответить

СЕРГЕЙ 03.03.2017 AT 20:14

Здравствуйте ,Марина. Полезный урок по видам пастели,но как ее применить в акварельных работах,пока не вижу.Игорь Манухов в свое время показывал применение мелков в написании акварелью цветов,но без пояснений.Хорошо бы это увидеть в Вашем уроке. С уважением Сергей Калининград.


ответить


МАРИНА ТРУШНИКОВА 06.03.2017 AT 10:29

Сергей, вы про какую пастель? Восковую или сухую? Работа по верху акварели или как основа, чтобы был резерваж?


АНОНИМ 03.03.2017 AT 23:54

Очень нужный и своевременный для меня обзор. Спасибо огромное!!!


ответить

ГАЛИНА 05.03.2017 AT 01:38

Как много интересного я узнала! Большое спасибо.


ответить

НАТАЛИЯ 07.03.2017 AT 12:48

Марина, спасибо за ответ про холсты для акварели.


ответить

АННА 08.03.2017 AT 23:24

Спасибо, Марина! Я только начинаю учиться рисовать, и честно говоря, практически ничего не знаю о инструментах и материалах, но обязательно сохраню статью, думаю в будущем она мне пригодится.


ответить

ЕЛЕНА 29.03.2017 AT 15:14

Большое спасибо за статью, хочу пробовать рисовать и пастелью, но вот не знала какой. теперь прояснилось. Сохраню статью.


ответить

ТАТЬЯНА 09.06.2017 AT 02:32

Спасибо огромное! Замечательная статья, очень полезная. Про акварельную пастель я раньше не слышала, очень интересно.


ответить

ЛЮДМИЛА 25.09.2017 AT 23:16

Марина,спасибо,материал полезный! Сухой пастелью выполнила довольно много работ,очень люблю сам процесс.Масляную пастель выиграла в Репинскул на конкурсе,Осваиваю. Акварельную пастель имею,но редко пользуюсь-мелки очень сыпучие. Сухая и масляная у меня Фабер Кастел.


ответить

АСЯ 26.09.2017 AT 01:04

Спасибо, Марина.

Очень люблю пастель. Нравиться мягкая сухая. У меня Sennelier и работать с ней одно удовольствие. Хотелось бы попробовать акварельную тоже.

Спасибо за полезную информацию. Если решите создать «пастельный» курс, то я обязательно запишусь.


ответить

ГУЛЯ 13.03.2018 AT 10:49

Марина, спасибо большое за этот гид про виды пастели. Я только чуть больше года занимаюсь живописью, начала с акварели, но попробовать захотела все. Пастель пробовала методом тыка (поэтому понимаю, сколько времени и усилий может сберечь никогда не бравшемуся за пастель человеку вот такое разъяснение )

Я делала первый рисунок дома на онлайн вебинаре сухой мягкой пастелью (soft pastels) и поняла, какая от неё пыль и грязь. В студии за большим мольбертом как то лучше и есть где размахнуться. Но сухая пастель мне не понравилась – тем более я на наждачке делала, и вообще без каких то навыков рисования.

Думала, что пустые расходы.

Но потом случайно купила масляную пастель (oil pastels), и с таким кайфом нарисовала прованский пейзаж (тоже с бесплатного вебинара), очень ярко, сочно, аж самой понравилось! Ничего не сыпется, да ещё на тонированной бумаге – пестня! Масляных пятен не видела, но рисунок лежит, посмотрим.


Марина, расскажите пожалуйста про акварельную пастель – и как её включать в акварельный рисунок и как основу, и поверху (тут кто то спрашивал ранее, но не уточнил в ответ на Ваш комментарий).


Акварельными карандашами я пользовалась и обязательно буду – но пока со всеми этими замечательными средствами я как обезьяна с гранатой – сама не знает куда кинет и зачем…


Пастели в круглых кюветках я даже и не видела никогда, теперь буду целенаправленно смотреть, спасибо!

И вообще, постоянные открытия для себя – никогда раньше не обращала внимания на то, чем именно написана работа – недавно узнала, что Дега был увлечённый пастелист.


Пойду читать Вашу статью про хранение и фиксацию – кроме лака для волос для угля ничего не знаю, видела специальные фиксаторы, можно сказать по цене чугунного моста через полноводную реку…


Спасибо!!!


ответить

СЕРГЕЙ 10.07.2018 AT 15:17

Производитель пастели Mungyo (Корея) является контрактным производством и выпускает пастель для большинства мировых ведущих брендов по контракту. Для Faber-Castell в том числе. Нет необходимости быть компетентным в вопросах производства, чтобы понять простую истину – ни один контрактный производитель не выполнит размещенный заказ на товар, качество которого будет выше, чем аналогичный, под собственной ТМ или даже такого же качества. Вырезка из Вашей статьи -“Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству”. Этого одного уже более, чем достаточно, чтобы изменить формулировку. Так же рекомендую протестировать продукт Mungyo и Faber-Castell. Ну например – при нанесении цвет на цвет, как ложится и как закрашивает нижележащий, образование при этом “катушков” и т.д. Всего доброго!


ответить


МАРИНА ТРУШНИКОВА 13.07.2018 AT 17:28

Сергей, благодарю за вашу информацию.


ВАРВАРА 13.11.2018 AT 12:35

Прекрасная статья, спасибо!

Недавно вот что узнала на своем опыте. Только после неудачи стала подробно читать и разбираться в материалах, в том числе на американских форумах…

Я очень люблю продукцию Фабер-Кастелл и вот недавно приобрела и их пастель 36 цветов из обновленной серии Creative studio (синяя серия). Внешне, по дизайну и запаху мелки оказались полностью аналогичны Mungyo. Даже на коробке написано «сделано в Корее».

Выбор стоял между ними и Кохинор – жалею, что тогда не выбрала проверенную чешскую марку! Ей, а также Олки и Подольской у меня получается все без проблем. Фабер, хоть изначально ложится ярко и мягко, вообще не держит слой, осыпается, уже не говоря о даже легкой попытке растушевать… бумагу использую Canson, Fabriano – у меня на ней все получается другими материалами.

Буду рада вашему совету, Марина! А то каждый раз, садясь за работу, расстраиваюсь, хочется ведь и некоторые цвета из этой коробки использовать.


ответить


МАРИНА ТРУШНИКОВА 19.11.2018 AT 12:48

Варвара, сожалею, не смогу помочь советом – не пробовала этот набор


МАРГАРИТА 24.12.2018 AT 19:19

Марина, здравствуйте! Кажется, вы мало сталкивались с масляной пастелью 🙂 вы пишете: “Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.” Но это не так. Только дешевая масляная пастель себя так ведет. А среднего класса и уж тем более профессиональная очень хорошо смешивается и растушевывается пальцами безо всяких растворителей.

Я об этом целую статью написала в моем блоге о масляной пастели: https://oilpastelist.wordpress.com/2018/12/22/myths/


А вообще очень нравится ваш сайт, видно, что сделан с любовью, полезной информации масса! В свое время очень помогла статья про выбор акварельной бумаги. Каждый раз с удовольствием читаю статьи и зависаю на сайте 🙂


ответить

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Оставьте свой комментарий здесь...

Ваше имя

E-mail

Website

ОБ АВТОРЕМатериал и инструменты;


- бумага для рисования тонированная (либо пастельная бумага);


- пастельные карандаши;


- простой карандаш;


- клячка;


- белая гелевая ручка;


- ватные палочки.



Ну, и конечно же, исходник — мне таковым послужило фото актрисы, звезды сериала Mr.Robot — Portia Doubleday из свободного доступа.



1. Подбор материалов.



Это, пожалуй, один из важнейших этапов работы в любой области. Применительно к рисунку скажу следующее — качеством пренебрегать нельзя.



Бумага: выбирайте проверенные марки, пусть бумага будет плотной, приятной на ощупь. При использовании тонированной бумаги важно подобрать оттенок, который впоследствии поможет вам при введении цвета, который можно будет оставить открытым в каких-то учасах, а не перекрывать полностью. В данном случае мне приглянулась бумага тёмного бежево-серого цвета — отличная основа для телесных тонов и цветов, преобладающих в переливах светлых волос.



Карандаши: остановитесь на ярких карандашах, с мягким грифелем, обязательно опробуйте выбранную марку в магазине на листочках, где расписывают ручки и так далее — если карандаш, будь то акварельный, просто цветной или пастельный, выдает блеклый цвет, крошится при нажатии или царапает бумагу — это не то, что вам нужно. Нажатие на карандаш должно вытаскивать из него всю насыщенность цвета, близкую к маркеру на кончике или ровно такую же, иначе удовольствия от процесса не будет никакого.



Клячка (мягкий ластик) — любая, для удаления излишков графита и пастели.



Белая гелевая ручка — для «искр», мельчайших бликов, контрастных контуров — должна плотно перекрывать любой цвет, выбирайте качественный гель, не водянистый и полупрозрачный.



Правила рисования портрета пастелью

В портретной живописи — впрочем, как и в любом другом жанре изобразительного искусства — существуют свои законы. Чтобы нарисовать удачный портрет, законы эти надо знать и соблюдать,


Перед каждым начинающим художником в определенный момент встает вопрос о том, как передать на бумаге портретное сходство с конкретным человеком; иными словами: с чего начать писать портрет? Сегодня мы познакомимся с некоторыми основными правилами, принятыми в портретной живописи.


Пошаговый простой онлайн урок рисунка портрета пастелью

Пошаговый простой онлайн урок рисунка портрета пастелью


Изучив структуру лица, вы научитесь создавать реалистические портреты, передающие все характерные особенности позирующею вам человека.


На сегодняшнем уроке вы научитесь рисовать портреты своих родных и друзей. На первый взгляд это кажется очень сложной задачей, однако она намного упростится, если вы освоите несколько основных правил.


Голову на портрете можно изобразить в трех основных ракурсах. Для сегодняшнего занятия вам потребуется цветная бумага, несколько палочек пастелители и человек, который согласится позировать. Первый портрет — анфас мы начнем с того, что нарисуем яйцо. Согласитесь, что может быть проще!


Создание мысленного образа

Лицо человека состоит из маленьких плоскостей, или граней. Плоскости на той стороне лица, которая обращена к свет)’, выглядят светлее плоскостей, находящихся на затененной стороне лица. Если вам сложно манипулировать этими понятиями, попробуйте создать мысленный образ. Представьте, что лицо позирующего вам человека сделано, как оригами, — из сложенной бумаги, Таким образом, вместо округлых плоскостей можно мысленно составить лицо из острых, изогнутых под разными углами граней.


Продолжая держать в голове этот мысленный образ, начните намечать на бумаге самые светлые и самые темные участки лица. Не стремитесь к тому, чтобы уже на этой стадии работы ваш портрет выглядел реалистично и передавал характерные особенности лица.


Телесные тона

Телесные тона состоят из теплых и холодных цветов. На освещенных участках любой картины, как правило, присутствуют теплые цвета, включая оттенки оранжевого, розового и желтого. На затененных участках преобладают холодные цвета, включая оттенки коричневого, фиолетового, синего и зеленого. Это общее для живописи правило применимо и к портретной живописи. Запомнив его, вам останется лишь точно найти сами цвета, которые образуют телесный тон, и пропорции красок.


Кожа человека состоит из нескольких слоев. Ее оттенок меняемся в зависимости от освещения, поэтому телесный тон нельзя писать одной непрозрачной краской. Для того чтобы кожа выглядела на картине натурально, телесный тон следует составлять из двух или нескольких слоев прозрачной или полупрозрачной краски.


Мягкая пастель как нельзя лучше отвечает этим требованиям, поскольку слои пастели легко наносятся один на другой. Кроме того, при этом нижний слой краски просвечивает сквозь нанесенные поверх него штрихи верхнего слоя пастели.


Телесные тона можно создавать с помощью слоев пастели. При этом теплый телесный тон может содержать вкрапления холодного цвета и наоборот. Здесь показаны лишь некоторые цвета, с помощью которых можно создать реалистический телесный тон. Поэкспериментируйте с этими и другими красками, чтобы расширить свою портретную палитру.


Телесные тона состоят из теплых и холодных цветов

Телесные тона состоят из теплых и холодных цветов

Холодные цвета

Слева направо: индиго, фиолетовый, серо-зеленый, серый, ультрамарин, кобальт


Теплые цвета

Слева направо: индийский красный, светло-оранжевый, жженая сиена, сырая сиена, розовый, желтая охра


Пропорции человеческого лица

В портретной живописи — впрочем, как и в любом другом жанре изобразительного искусства — существуют свои законы. Чтобы нарисовать удачный портрет, законы эти надо знать и соблюдать,

Перед каждым начинающим художником в определенный момент встает вопрос о том, как передать на бумаге портретное сходство с конкретным человеком; иными словами: с чего начать писать портрет? Сегодня мы познакомимся с некоторыми основными правилами, принятыми в портретной живописи.

Начиная писать портрет, вспомните о том, что контуры лица напоминают яйцо. Разделив это «яйцо» приблизительно пополам, вы получите ту линию, на которой (или чуть выше/ниже относительно нее) располагаются глаза, Если теперь разделить нижнюю часть «яйца» еще раз пополам, можно найти ту линию, на которой располагается кончик носа. Разделите нижнюю часть «яйца» еще раз пополам, и вы найдете линию, на которой расположен рот.

Разумеется, лицо каждого человека индивидуально, но вы всегда можете внести необходимые поправки, отталкиваясь при этом от базовых конструкционных линий.


Пошаговый простой онлайн урок рисунка портретаДля работы нам понадобятся:



2. Набросок.


Существует несколько подходов к выполнению основы рисунка. По школе мы должны вначале выполнить все построения, затем смягчить контуры, удалить лишний графит, оставив чистый, качественный контур, после чего приступить к цвету. Выполнить набросок можно как простым карандашом, так и цветным, не сильно нажимая на грифель, так как цветной карандаш сложнее стереть в случае ошибки. Контур, выполненный цветным карандашом грамотно подобранного цвета (преобладающий цвет тени, к примеру) в последствии станет частью работы, удалять его не придется. Но простым карандашом работать легче.


В данной работе контур я сделала совсем общий — наметила глаза, контуры фигуры, основные линии лица. Такой набросок сделан только для определения места фигуры в листе и определения основных пропорций, все детали я буду проверять и уточнять уже в цвете.


3. Цвет.


Приступаем к самому интересному — раскрашиванию, так сказать :) Главное здесь — оглядеть свои материалы и сразу решить, какие цвета будут использованы в работе. Это процесс не только визуальной оценки, но и рационального анализа изображения.


Вот, например, лежит у вас в наборе такой привлекательный карандаш телесного цвета. А то и несколько телесных оттенков. Класс! Кожу можно сделать с их помощью. Но не тут-то было :) Внимательно изучите тени на лице. Блики. Окружающую фигуру среду. Вот, что определит цветность — среда, рефлексы, отсветы, они отвечают за реалистичность и правдивость. В моём случае светлая кожа модели оживает засчет серо-зеленых, фиолетовых, охристых и серо-коричневых оттенков. Тот же серо-зеленый есть и в переливах волос. Светло-желтый — цвет самых ярких участков лица и волос.


Важно! При работе с пастелью обязательно подложите под рабочую руку листок чистой бумаги, чтобы не смазать рисунок — листок под рукой не должен перемещаться относительно рисунка.

Я всегда начинаю с глаз. Или с одного :) Если он вышел живым, смотрящим ярко и свежо — работа пойдет как по маслу. Главное — верно поставить блик. Глаза — центр притяжения для всей работы. Очень важно даже при маленьком формате работы уделить внимание строению глаза (как и других частей лица!). Пропорции радужки и зрачка, толщина века, ресницы, макияж — дайте будущему созерцателю понять, что вы знаете, что рисуете, то есть знаете строение, уверенно лепите форму в плоскости листа.

Одна из особенностей пастели — при растушевывании она теряет яркость. Растушевываю я ватной палочкой — слегка потираю нужный участок. Маленькая поверхность палочки позволяет делать точные движения не задевая лишнего. Не принимайте свежий штрих карандаша за финальный вид — всё еще сто раз перемешается :) Старайтесь вводить цвет параллельно на нескольких участках работы, если не на всех. Это поможет цельно вести работу, не забывать о рефлексах и их цветах.


Многие художники резко негативно относятся к применению чёрного цвета — действительно, он очень коварен и может сделать совершенно плоской тень или часть фигуры, но если на модели присутствует откровенно черный цвет — не бойтесь его применить :) Ошибкой будет делать тень на чёрном объекте просто темнее или насыщеннее. В ней обязательно присутствует цвет — лиловый, изумрудный, что-то да будет.



По мере продвижения начинаем проверять глазомер — верен ли изначальный набросок? Сверяем ключевые точки, проводя через них вертикали и горизонтали. Уголок глаза и уголок рта — лежат ли они на одной вертикали или нет? Зрачки левого и правого глаза — на одной ли горизонтали? Постепенно зависимости точек образуют сетку, по которой можно ориентироваться и доводить работу по пропорциям до оригинала.

Проверяйте себя всё время, иначе можно с ужасом обнаружить неверную посадку уже законченного и так хорошо проработанного элемента, будь то ухо, глаз или губы. Следим за формой бровей, складочек века — именно обрамление глаза сформирует похожесть взгляда и настроение.

Вот мы добрались до той степени детализации, когда можно добавить блики . Работа сразу становится живой. Блеск придаем губам, глазам и кончику носа. Добавим для эффектности контур белоснежной рубашки. Не забываем о среде — в данном случае это голубой фон, вот пусть этот голубой цвет заиграет рефлексами на глянцевых губах и белках глаз. Совсем немного, один штрих. Такие детали очень важны для последующего восприятия. Их не должны замечать сразу, но когда заметят — оценят вашу скрупулезность, внимательность и мастерство.

Рефлексы серо-зеленого цвета не забываем положить на подбородок и дальнюю часть лица. Добавляем яркости затененным участкам кожи — шея, ушные раковины, не оставляем их без внимания.

Вводим цвет фона, параллельно уточняя контуры волос и лица. Продолжаем добирать яркость и тон лица и деталей — работа не закончена, пока она не закончена :) Нашли что-то, что хочется сделать ярче или приглушить? Делайте это. Откладывайте работу в сторону. Смотрите под углом. Переворачивайте вверх ногами. Всё это поможет увидеть огрехи пропорционирования и работы со светотенью.

По мере проработки контура, заполняем цветом волосы. В блондинистых волосах всегда много болотных, серо-зеленых и охристых оттенков. Вблизи лица вводим цвета с кожи — то же правило рефлексирования — темно-фиолетовый, коричневый и так далее.



Работа близится к концу — мне захотелось оставить рубашку графичной, контрастно непроработанной относительно лица и волос. Заливаем воротничок белым гелем, выделяем швы, а саму плоскость рубашки заполняем растяжкой серого цвета, оставляя пастель нерастушеванной, чтобы проступала "скорлупа" бумаги.

Для того, чтобы работа радовала глаз долгое время — распылите на неё лак для волос с расстояния 15-20 см, лака достаточно совсем немного, но если вдруг переборщили и на бумаге появился влажный след — не беда, высушите работу и наслаждайтесь её красотой :)

© https://www.livemaster.ru/topic/2048823-risuem-portret-pastelyu-sovety-i-hitrosti




© https://www.livemaster.ru/topic/2344823-moi-sekrety-raboty-suhoj-pastelyu-ili-glavnoe-vovremya-ostanovitsya


Используемые сайты:

© https://www.livemaster.ru/topic/2344823-moi-sekrety-raboty-suhoj-pastelyu-ili-glavnoe-vovremya-ostanovitsya


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации к мастер-классу "Портрет в технике пастель"

Автор: Артес Эмма Геннадиевна

Дата: 27.05.2019

Номер свидетельства: 512332

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства