kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия (лекции) по теме "Античная философия: классический период"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия в форме лекции для студентов ОО СПО содержит цели, план, ожидаемые результаты. Раскрыто содержание основных вопросов, представлен список литературы и интернет-ресурсов по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия (лекции) по теме "Античная философия: классический период"»

ЗАНЯТИЕ №6. ЛЕКЦИЯ.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ



Цели занятия:

Образовательные:  изучить основные идеи философии Сократа, Платона, Аристотеля; раскрыть содержание философии эллинистических школ.

Развивающие: развивать умения:
- сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
- анализировать полученную информацию;
- логически мыслить;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обоснованные выводы.

Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в основных идеях античной философии; воспитывать стремление к самосовершенствованию.

План

1. Общая характеристика классического периода в развитии античной философии
2. Выдающиеся философы классического периода
3. Эллинистический период развития философии


Ожидаемые результаты (для студентов):

1. Давать общую характеристику классического периода в развитии древнегреческой философии.

2. Выделять особенности античной философии.

3. Называть имена представителей античных философских школ.

4. Анализировать взгляды философов классического и эллинистического периодов.
5. Делать вывод о значении античной философии.


Мотивация. Перед вами репродукция картины Рафаэля Санти «Афинская школа». (1509 г). На ней изображено более 50 фигур философов древности.  Две фигуры  в центре. Как вы думаете, кто они?














В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии.  Какие? Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей (идеализм и материализм). Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки.

ВОПРОС 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский(ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

ВОПРОС 2. ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
 СОКРАТ  (ок. 469 г. до н. э.-399 г. до н. э.)

Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем "понаслышке", от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.

Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека, рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм.

  Поразмышляйте!
Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли Вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

Сократ совершил в философии коренной переворот, не физику, а этику ставил он на первое место. 
Диалектика – искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них.


УЧЕНИЕ ПЛАТОНА  (427 – 347 до н.э.)

Платон в онтологии - идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеалистической традиции (так называемой "линии Платона"). Это выразилось в следующем. Подобно элатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Подобно Демокриту, Платон говорит о множественности бытия. Однако "бытие" для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей ("айдосов"), которые не имеют частей и, следовательно, всегда себе тождественны, они бессмертны и постигаются разумом; сам Платон называет их "сущностями", - вещи, согласно Платону, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

Платон оказал сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие философской мысли, и каждая эпоха находила в творчестве Платона созвучное ее времени.
Как вы считаете?
Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – всё относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие – то общеобязательные правила и нормы морали?

Превыше всего идея благо. Устройство космоса: Бог – Демиург соединил материю и идею и возник космос (вещь).


ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ (384 до н. э. — 322 до н. э.) 

В Афинах Платон основал школу - Академию, среди слушателей которой был и Аристотель, выделявшийся среди прочих своей одаренностью. Время жизни Аристотеля совпало с ослаблением демократии в Афинах и других греческих городах, с возвышением Македонии и началом завоевательной политики македонских царей. Известно, что Аристотель воспитывал сына царя Филиппа Александра - основателя Великой империи. В 335 г. до н.э. Аристотель организовал в Афинах собственную школу - знаменитый Лицей. 12 лет Аристотель руководил обширными работами лицея по систематизации философских и научных знаний ,вводя новые дисциплины, в первую очередь - логику.

Аристотель гордился своим учением о силлогизмах (сосчитывание высказываний). Всякий простой категорический силлогизм состоит из трёх терминов:
- общее правило;- особенное;- вывод.
Пример:
- общее правило – Если все люди смертны,
- особенное – И все греки люди, 
- вывод – То все греки смертны.

Практическое задание. Приведите силлогизмы к стандартной форме:
а) Все металлы электропроводны.
Некоторые жидкости – металлы.
------------------------------------------ 
ответ: Некоторые жидкости - электропроводны.

б) Ни одна планета не светит собственным светом.
Нептун – планета.
------------------------------------------
ответ: Следовательно, Нептун не светит собственным светом.

в) Всякий простой категорический силлогизм имеет три термина.
Данное умозаключение не имеет трёх терминов.
-------------------------
ответ: Значит, данное умозаключение не является простым категорическим силлогизмом.

Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется "философией классической Греции" и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.

ВОПРОС 3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Для философов и философских школ эллинистического периода античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями предшествующего периода. Но мы остановимся на той мировоззренческой новизне, которая возникла в постаристотелевской философии и была связана с изменениями, происшедшими прежде всего в социальной жизни античного мира: империя, созданная в результате походов Александра Македонского, не давала прежней возможности буквально каждому гражданину быть "животным политическим"; те мировоззренческие ориентиры, которые сложились в эпоху греческих полисов изменились, смысл жизни человека стал опять неясным...

Интерес и теории, к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует не столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху "великой классики" был ученым, исследователем, созерцателем, умопостигающим Микро- и Макрокосм, теперь становится "умельцем жизни", добытчиком не столько знания, сколько счастья. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Оживляется интерес и изменяется отношения к кинизму, в котором внутреннее разорванное общество "восполняет" социальную несвободу асоциальной свободой . Возникают и оригинальные, не "комментаторского" толка философско-этические концепции, порожденные культурным состоянием эллинской эпохи - прежде всего, это скептицизм, стоицизм и этическая доктрина материалиста-атомиста Эпикура. 


Диоген Синопский  (412 – 323 до н.э.) -древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школыкиников.

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе,Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).

Основной источник сведений о Диогене — трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

Поразмышляйте!
Как Вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?


Вывод. Значимость античной философии

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности.

Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Назовите имена трех выдающихся философов классического периода.
2. Охарактеризуйте основные идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Расскажите об эллинистическом периоде развития философии.
4. Назовите основные идеи Диогена.
5. Сделайте вывод о значении античной философии.


Литература

Основная литература:

  1. Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. – М.: Логос, 2001.

  2. Волкогонова О.Д. Основы философии: -ИД Форум-2011.

  3. Антюшин С.С. Основы философии: М.;РИОР: ИНФРА-М, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Губин В.Д. «Основы философии». Учебное пособие 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2007.

  2. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М. 2006.

  3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». М. Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2003.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.philosoma.ru/

  2. http://www.peoples.ru/science/philosophy/sokrat/index.html

  3. http://www.antica.lt/page-id-388.html

  4. http://grechistory.ru/?cat=72



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Дубина Ольга Михайловна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства