kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Совершенствование управления финансовой деятельности ОП «Брянковский колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы – изучить теоретические и методические основы организации управления финансовой деятельностью предприятия и разработать предложения по совершенствованию управлением финансовой деятельности на примере ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Совершенствование управления финансовой деятельности ОП «Брянковский колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОНО НАЦИОНАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»





Подготовила преподаватель:

Селютина С. А.

Брянка

2017

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

4

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ



8


1.1.

Система управления финансовой деятельности предприятия

8


1.2.

Понятие финансовой деятельности предприятий

13


1.3.

Формирование и использование финансовых ресурсов в бюджетных учреждений


17


Выводы к разделу 1

21

2.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»




23


2.1.

Общая характеристика деятельности предприятия

23


2.2.

Особенности финансовой деятельности ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»



33


Выводы к разделу 2

39

3.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУТИ БЮДЖЕТА ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»





41


3.1.

Развитие системы финансового управления ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за счет контрольной функции



41


3.2.

Разработка технологии проведения внутреннего финансового контроля за исполнением бюджета в ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»




45


Выводы к разделу 3

45


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

49



























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Важнейшим условием эффективного развития экономики является экономное и рациональное использование средств государственного бюджета, направленных на содержание отраслей непроизводственной сферы.

При сложившейся экономической ситуации в нашей республике, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия некоторых текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане служит его финансовая устойчивость.

Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии предприятия, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

Процесс управления финансовой деятельностью предприятия включает в себя ряд важных операций: составление, утверждение и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежемесячно доводимых до учреждения.

Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении специфики управления финансами предприятия и выявлении проблем финансовой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Основой исследования послужили аналитические материалы специализированных периодических изданий и труды отечественных и зарубежных авторов.

В своих трудах они наиболее подробно раскрывают проблемы управления финансами бюджетными организациями, а так же предлагают пути их решения. Степень разработанности проблемы. В последние годы различные аспекты проблемы управления финансовой деятельностью с учетом особенностей трансформационного периода российской экономики получили отражение в фундаментальных работах таких ученых и специалистов, как М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, С.В. Большаков, А.В. Грачев,

А.Г. Каратуев, В.В. Ковалев, М.Н. Крейнина, JI.H. Павлова, В.Н. Самочкии, Н.Ф. Самсонов, Е.С. Стоянова, Г.И. Хотинская, А.Д. Шеремет и других. Следует отметить также ряд работ в этой области зарубежных ученых и специалистов, в частности Бернера Коласса, Ю. Бригхема и JI. Гапенски, Дж. Ван Хорна, А. Маренго, М. Скотта, Д.П. Хана и др.

Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить теоретические и методические основы организации управления финансовой деятельностью предприятия и разработать предложения по совершенствованию управлением финансовой деятельности на примере ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко».

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты организации и управления финансового деятельности предприятия;

  • проанализировать особенности управления финансовой деятельности на примере ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»;

  • предложить систему мер по совершенствованию системы управления финансовой деятельности на ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за счет контрольной функции.

Объектом исследования являются процессы и проблемные аспекты управления финансовой деятельностью предприятия.

Предметом исследования являются управленческие инструменты, методы и подходы, которые используются в управлении финансовой деятельностью предприятия на примере ОП «Брянковский колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы, изложенные в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов в области теории финансовой деятельности бюджетных предприятия, а также программно-прогнозные разработки государственных органов Российской Федерации и ЛНР. Исследования проведены на основе материалов бухгалтерской отчетности за 2014 - 2016 г.г. Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. При написании работы комплексно использовались несколько методов научного познания: сравнительный, аналитический нормативный, системный. Применение данных методов было направленно на достижение указанных выше целей.

Научная новизна заключается в формировании новых, адекватных методик и механизмов, направленных на повышение совершенствование управления финансовыми ресурсами бюджетного учреждения ориентированного на позитивную динамику за счет контрольной функции.

Нормативно-правовую базу исследования послужили нормативные документы, законодательные акты, решения правительств ЛНР и ее отдельных регионов по актуальным проблемам совершенствования финансовой системы, статистические и аналитические материалы Министерства экономики ЛНР.

Эмпирической базой исследования составили данные бухгалтерской отчетности и текущие документы ОП «БК ЛНУ имени Тараса Шевченко», характеризующие финансовое состояние и финансовые результаты предприятия, нормативные и законодательные акты ЛНР, работы российских и зарубежных ученых, материалы официальной статистики, Интернет ресурсы, материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печати и т.д.

Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из двух - трех параграфов каждая, выводов, списка литературы.

Во введении отмечается актуальность темы исследования, степень разработанности, определяется цель и пути её достижения, выявляется нормативно-правовая и эмпирическая база.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации и управления финансов организации.

Во второй главе изложена методика управления финансовой деятельностью предприятия

В третьей главе проанализированы особенности управления финансовой деятельностью предприятия на примере ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко».

В главе разработаны предложения по совершенствованию системы управления финансовой деятельностью ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко».

В заключении приводятся выводы методологического, теоретического и практического характера.

Список литературы содержит монографическую, статистическую литературу, изученную в процессе работы над рассматриваемой проблемой.












1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


1.1 Система управления финансовой деятельности предприятия


Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. Поэтому забота о финансовых ресурсах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

  • каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

  • где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

  • как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Эти вопросы решаются в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием, логика ее функционирования представлена на рисунке 1.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.





























Рис. 1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии 27, С. 12 

Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 2).





















Рис. 2. Организационная структура управления предприятием [27, С.13]



Из рисунка 2 мы видим, что управление в сфере финансовой деятельности доверяют финансовому отделу  на больших и средних компаниях, либо исключительно финансовому менеджеру или главному бухгалтеру  на малых предприятиях [27, С. 17].

Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

Приведенная на рисунке 2 схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от особенностей организации бизнеса, вида компании, ее размера и прочих факторов.

Организация управления финансами компании  комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полноценное обеспечение компании финансовыми ресурсами и рациональное их использование. На конкретных предприятиях данная функция определяется следующими факторами: характером выпускаемого продукта или оказываемых услуг, работ, особенностей технологии и отрасли, масштабами бизнеса, формы собственности, наличием или отсутствием платежного календаря и др.

Финансовый менеджмент - один из основных управленческих отделов любого предприятия, - решает целый ряд вопросов. Это обязанности по выявлению проблем с финансами, анализ целесообразности применения того или иного инструмента их решения, иногда и решающий выбор подходящего плана действий, а также обеспечение и распределение финансовых ресурсов.

Финансы для руководителей являются возможностью самостоятельного регулирования денежных потоков, возможностью целостного понимания системы управления финансами на предприятии. Руководителю необходимо владеть теоретическими и прикладными знаниями, входящими в область профессиональной компетенции, а также обладать навыками совершенствования управления в сфере финансов.

Система управления финансами на предприятии осуществляется посредством использования многообразных методов, инструментов, технического, информационного и нормативного обеспечения.

Основные методы: прогнозирование, планирование, страхование, налогообложение, факторинг, аренда, лизинг и т.д.

Основные инструменты: денежные средства, ценные бумаги, паи, облигации, фьючерсы, валютные свопы и т.д.

Информационное обеспечение: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и т.д.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и норматив­ного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. [20, С. 11-14].

Совершенствование управления в сфере финансовой деятельности направлено на обеспечение максимальной прозрачности финансового состояния и движения финансовых ресурсов для руководства, а также выработку наиболее выгодных вариантов финансового планирования, оперативного учета фактической информации, контроль отклонений от плана.

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз  это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование  это, прежде всего, обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них можно выделить следующие:

  • методы экспертных оценок;

  • метод обработки пространственных и временных совокупностей;

  • методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

  • методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.


1.2 Понятие финансовой деятельности предприятий


Предприятие  самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги [13, С.21].

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги.

Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием [50, С. 85].

Главной целью и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На различных этапах своей деятельности предприятие ставит перед собой определенные цели и задачи.

Формулировка этих задач зависит от текущего состояния предприятия, его положения на рынке, взаимодействия с другими субъектами хозяйствования, а также внутренних механизмов, обусловливающих то или иное функционирование предприятия.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Для исследования финансового состояния предприятия применяется комплексный анализ хозяйственной деятельности, отвечающий всем современным требованиям. Комплексный анализ финансового состояния предприятия дает оценку его текущего состояния и выявляет перспективы его развития. При этом наиболее приемлемым является такое положение предприятия, когда оно может свободно маневрировать средствами, с их помощью обеспечить бесперебойные изготовление и реализацию продукции, а также расширять и модернизировать производство. Заключительный и основной этап анализа – анализ финансового состояния предприятия, в процессе которого выявляется обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального течения коммерческой деятельности, целенаправленность их размещения и использования, четко определяются финансовые взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования, платежеспособность самого предприятия и его рыночная устойчивость [8, С. 345].

Финансовая деятельность предприятия направлена на решение таких основных задач:

  • обеспечение финансовыми ресурсами текущей операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия;

  • поиск резервов увеличения доходов, прибыли и рентабельности предприятия;

  • обеспечение выполнения финансовых обязательств перед деловыми партнерами (поставщиками, подрядчиками, банками, страховыми и инвестиционными компаниями), бюджетом и целевыми фондами;

  • финансовое обеспечение производственного и социального развития предприятия;

  • контроль за эффективным распределением и целевым использованием финансовых ресурсов.

Эффективность финансовой деятельности обеспечивается формированием оптимального финансового механизма предприятия.

Принятие обоснованных финансовых решений возможно только при условии полноты и точности учета и отчетности по финансовым показателям.

Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения.

Эффективная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности.

Основная задача анализа – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются:

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс».

Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах», в котором обобщены конечные финансовые результаты работы предприятия за анализируемый период. В отчете раскрывается процесс формирования и использования прибыли (убытков) за отчетный период.

Форма № 3 «Отчет о движении денежных средств», в котором отражается движение денежных средств по направлениям их использования: текущая деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность.

Форма № 4 «Отчет о собственном капитале», который содержит отчет о движении источников собственных средств предприятия.

Примечание к отчетности.

Финансовое управление на предприятии может быть эффективным только в том случае, если субъекты управления будут иметь четкое представление о средствах и обязательствах предприятия, выручке и затратах, прибылях и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая информация, которая отражает деятельность предприятия, представляет собой систему показателей о движении денежных средств, эта система пользуется как внешними, так и внутренними данными в процессе финансового анализа, планирования и принятия управленческих решений.





1.3 Формирование и использование финансовых ресурсов в бюджетных

учреждений


Бюджетные учреждения  некоммерческие организации финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов, осуществляющие некоммерческую деятельность, к таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения [37, С. 26].

Особенностями финансов бюджетных учреждений являются: исключительная связь с бюджетом, результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации; может предоставлять платные услуги, за счет этого формирует часть собственных средств; отсутствие самостоятельности в расходовании средств, осуществляется контроль со стороны государства за экономным и рациональным использованием бюджетных средств [43, С. 276].

Основные принципы организации финансов бюджетных учреждений:

  • целевое использование средств;

  • жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств, по каждой группе составляется смета по их расходованию [27, С. 56].

Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования.

При этом в бюджетной смете в соответствии Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению сметы бюджетного учреждения от 23.10.2015, устанавливаются полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на регистрацию бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований [36, С. 34].

Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений [31, С. 345].

Смета имеет такие составные части:

  • общий фонд, который состоит из объема поступлений из общего фонда бюджета и распределения расходов по полной экономической классификации расходов бюджета на выполнение бюджетным учреждением (организацией) (далее - учреждение) своих основных функций;

  • специальный фонд, который состоит из объема поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации расходов бюджета на осуществление соответствующих расходов согласно действующему законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением своих основных функций.

План ассигнований общего фонда бюджета, план предоставления кредитов из общего фонда бюджета, план специального фонда являются неотъемлемыми частями сметы и утверждаются вместе с этой сметой.

Учреждение независимо от того, ведет оно учет самостоятельно, или обслуживается централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляет индивидуальные сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда по каждой выполняемой им бюджетной функции.

Учреждениям могут выделяться бюджетные средства только при наличии утвержденных смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, а также при наличии утвержденных планов использования бюджетных средств.

Учреждения имеют право брать бюджетные обязательства и расходовать бюджетные средства на цели и в пределах сумм, утвержденных сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а также установленных утвержденными планами использования бюджетных средств.

Формы вышеуказанных плановых документов утверждаются Министерством финансов ЛНР [6].

Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления исполнительной дирекцией некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов;

  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;

  • -выручка от реализации товаров, работ, услуг,

  • дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в коммерческих организациях;

  • доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов для отдельных некоммерческих организаций.

Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от учредителей, участников, членов определяются учредительными документами.

Бюджет расходов составляется с учетом проведения необходимых мероприятий для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации, содержания аппарата исполнительной дирекции, административных и командировочных расходов, осуществления арендных и налоговых платежей.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством ЛНР.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего.

Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения (бюджетных смет. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета.

Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета.

Последующий контроль исполнения бюджетной сметы проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета.

При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.


Выводы к разделу 1

Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы бюджетных организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. 

С развитием рыночных отношений механизм управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расходов учреждений и оперативного управления их финансовыми ресурсами.












2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»


2.1 Общая характеристика деятельности предприятия


Обособленное подразделение «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» создано на основании приказа Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко».

Основными направлениями деятельности колледжа являются:

  • подготовка согласно с государственным заказом и договорными обязательствами высококвалифицированных специалистов для промышленных предприятий и организаций легкой промышленности, организаций и учреждений муниципальной и финансово-кредитной сферы, для учреждений и организаций, где используются средства вычислительной техники, научных и проектных институтов, предприятий других видов деятельности;

  • культурно-образовательная, методическая, финансово-хозяйственная деятельность;

  • предоставление платных образовательных и других услуг в соответствии с законодательством ЛНР.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования согласно лицензии и сертификатов осуществляет свою деятельность и подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня специалист среднего звена по очной и заочной формах обучения по специальностям: 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям), 43.02.02 «Парикмахерское искусство», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Главными задачами колледжа являются:

  • осуществление образовательной деятельности, обеспечивающей подготовку специалистов (в том числе иностранных граждан) соответствующих образовательно-квалификационных уровней, отвечающей стандартам среднего профессионального образования и общего среднего образования;

  • предоставление образовательных услуг по первичной профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации квалифицированных рабочих и курсовому профессионально-техническому обучению, отвечающих стандартам среднего профессионального образования;

  • осуществление творческой, художественной, культурно-воспитательной, учебно-производственной, издательской, научной, спортивной и оздоровительной деятельности;

  • обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов по стандартам среднего профессионального образования;

  • изучение спроса на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

  • обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания учащейся молодежи в духе патриотизма;

  • повышение образовательно-культурного уровня граждан;

  • осуществление ступенчатой подготовки специалистов по интегрированным учебным планам и программам с Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко;

  • повышение квалификации и переподготовка кадров в соответствии с достижениями науки и производства.

Колледж в своей деятельности руководствуется временным основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, законами Луганской Народной Республики, нормативно-правовыми актами Главы Луганской Народной Республики, Совета Министров Луганской Народной Республики, Министерства образования и науки Луганской Народной Республики, другими нормативными документами, Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» и настоящим Положением.

Колледж – обособленное подразделение Университета, которое осуществляет подготовку специалистов (в том числе иностранных граждан) среднего профессионального образования: квалифицированный рабочий, младший специалист, с получением полного среднего образования.

Колледж имеет право выдавать диплом о среднем профессиональном образовании установленного государственного образца.

По результатам аккредитации Колледж без изменения своего статуса может получать право осуществлять по отдельным направлениям (специальностям) подготовку по образовательно-профессиональными программам университета.

Колледж имеет право предоставлять среднее общее образование гражданам (в том числе иностранным), которые имеют основное общее образование, с выдачей аттестатов государственного образца о полном общем среднем образовании.

Колледж имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать, с наименованием Уполномоченного органа управления и своим наименованием; штампы и бланки структурных подразделений со своим наименованием, собственную символику и атрибутику, зарегистрированную в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

Структура Колледжа определяется директором по согласованию с ректором Университета и в соответствии Положением о колледже.

Основными структурными подразделениями колледжа являются отделения, которые объединяют учебные группы по одной или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные подразделения, необходимые для выполнения определенных задач.

В колледже создаются цикловые (предметные) комиссии, которые осуществляют учебную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным дисциплинам.

Перечень цикловых (предметных) комиссий, кандидатуры их председателей и персональный состав утверждается приказом директора колледжа сроком на один учебный год.

Для организации учебного процесса Колледж в своем составе имеет учебные кабинеты, лаборатории, методические кабинеты, компьютерные классы, мастерские, спортивные и актовые залы, библиотеку, читальный зал, общежитие, помещение бытового назначения, медпункт, спортивную площадку, стадион.

По согласованию с ректором Университета колледж в установленном порядке может создавать другие учебные подразделения: курсы, группы по дополнительным квалификациям, отделения, гимназии, лицеи для предоставления дополнительных образовательных услуг и другие структуры в соответствии с действующим законодательством и Уставом Университета.

Главными задачами Колледжа являются:

  • осуществление образовательной деятельности, обеспечивающей подготовку специалистов (в том числе иностранных граждан) соответствующих образовательно-квалификационных уровней, отвечающей стандартам среднего профессионального образования и общего среднего образования;

  • предоставление образовательных услуг по первичной профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации квалифицированных рабочих и курсовому профессионально-техническому обучению, отвечающих стандартам среднего профессионального образования;

  • осуществление творческой, художественной, культурно-воспитательной, учебно-производственной, издательской, научной, спортивной и оздоровительной деятельности;

  • обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов по стандартам среднего профессионального образования;

  • изучение спроса на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

  • обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания учащейся молодежи в духе патриотизма;

  • повышение образовательно-культурного уровня граждан;

  • осуществление ступенчатой подготовки специалистов по интегрированным учебным планам и программам с Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко;

  • повышение квалификации и переподготовка кадров в соответствии с достижениями науки и производства.

Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью за счет средств бюджета Республики на основе утверждаемой сметы.

Управление деятельностью колледжа осуществляет директор. Директор назначается на должность на условиях контракта ректором Университета.

Директор колледжа в пределах предоставленных ему полномочий:

  • решает вопросы деятельности колледжа;

  • издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками и структурными подразделениями колледжа;

  • представляет колледж в государственных и других органах, отвечает за результаты деятельности перед органом управления, в подчинении которого находится Колледж;

  • контролирует выполнение сметы, предоставляет ректору Университета предложения о составлении договоров, имеет право на открытие специальных регистрационных счетов согласно действующему законодательству;

  • принимает на работу и освобождает от занимаемой должности сотрудников Колледжа; заместителей директора по согласованию с ректором Университета; обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и правопорядка, выполнение приказов и распоряжений ректора Университета;

  • определяет функциональные обязанности сотрудников. Функциональные обязанности работников бухгалтерии определяются главным бухгалтером;

  • формирует контингент лиц, которые обучаются в Колледже; отчисляет и восстанавливает их на обучение; контролирует выполнение учебных планов и программ;

  • контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины;

  • обеспечивает соблюдение служебной и государственной тайны;

  • осуществляет контроль качества работы преподавателей, организации учебно-воспитательной, культурно-массовой работы, состояния физического воспитания и здоровья; организовывает бытовое обслуживание участников учебно-воспитательного процесса и других работников;

  • в рамках своих полномочий, делегированных ему ректором Университета, согласно доверенности, подписывает распорядительные документы, обязательные для выполнения всеми работниками Колледжа;

  • открывает в банках счета Колледжа;

  • утверждает положения подчиненных подразделений и функциональные обязанности сотрудников;

  • обеспечивает соблюдение условий коллективного договора Колледжа, Правил внутреннего трудового распорядка, принятых высшим коллегиальным органом Колледжа;

  • осуществляет другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Директор Колледжа отвечает за проведение образовательной деятельности в Колледже, выполнение возложенных на него и на Колледж обязательств за результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние и сохранность зданий и другого имущества Колледжа.

Директор Колледжа ежегодно отчитывается по результатам деятельности перед ректором Университета и общим собранием трудового коллектива Колледжа.

Директор Колледжа может делегировать часть своих прав и обязанностей своим заместителям.

Права и обязанности заместителей определяются директором колледжа в соответствии со свойственными им функциями

В Колледже действуют: рабочие органы (административный совет и приемная комиссия); совещательные органы (педагогический совет, учебно-методический совет и д.р.) и органы общественного самоуправления.

Рабочие и совещательные органы функционируют в соответствии с отдельными положениями, которые утверждаются директором колледжа.

Трудовой коллектив колледжа составляют работники, участвующие своим трудом в его деятельности (табл.2.1).

Таблица 2.1.

Численность персонала ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014 -2016 г.г.

Персонал колледжа

Года

2014

2015

2016

Преподаватели

28

27

28

Внутренние совместители

1

1

1

Совместители

2

1

1

Обслуживающий персонал

33

28

29

Всего

64

57

59

Как видно из данных таблицы 2.1, численность персонала в 2014 году по сравнению с 2015 годом снизилась, это зависит от некоторых факторов:

  • снизилось количество совместителей на 50%, это объясняется тем, что объем финансирования уменьшился по сравнению с другими годами тем самым это привело к сокращению совместителей;

  • снизилась и общая численность сотрудников колледжа, которая зависит от контингента студентов, в связи с политической обстановкой в регионе.

В 2016 году численность персонала колледжа незначительно возросла по сравнению с 2015 годом, в связи с увеличением численности студентов.


Рис.3. Численность персонала ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» 2014-2016 г.г.



Рис.4. Структура ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»

Важным показателем работы колледжа является численность контингента.

В колледже обучаются студенты по очной и заочной формам обучения:

  • по очной форме обучение на базе основного и среднего общего образования;

  • по заочной форме – на базе среднего общего образования.

Данные по численности студентов очного и заочного отделения приведены в таблице 2.2

Таблица 2.2 .

Численность студентов ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014 -2016 г.г.

Показатели

Года

2014

2015

2016

Контингент на начало учебного года, в т.ч., чел

259

231

239

очное отделение

229

216

224

заочное отделение

30

15

15

Прием на бюджетную форму обучения, в т.ч.,чел

93

98

94

очное отделение

85

98

89

заочное отделение

8

-

5

Прием на контрактную форму обучения, в т.ч.,чел

22

-

-

очное отделение

14

-

-

заочное отделение

8

-

-

Прием на контрактную форму обучения (безоплатный контракт), в т.ч.,чел

-

-

37

очное отделение

-

-

27

заочное отделение

-

-

10


По данным таблицы 2.2, численность контингента в 2015 году по сравнению с 2014 годом снижается в связи с политической обстановкой в регионе. В 2016 году по правилам приема в колледж прием ведется на бюджетную форму обучения, которая более доступна в этом году, и по безоплатному контракту. Поэтому количество желающих получить образование возросло по сравнению с 2015 годом.



2.2. Особенности финансовой деятельности ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»


Финансовая деятельность колледжа состоит в получении, организации движения и использовании финансовых ресурсов.

Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат и оценить их обоснованность по видам и направлениям. Управлением финансовой деятельностью в колледже осуществляется бухгалтерией.

Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об использовании бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов в связи с необходимостью их машинной обработки. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.

Основные показатели финансового состояния предприятия  степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов - сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

  • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;

  • характеристика состояния расчётов и запасов товарно-материальных ценностей;

  • выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;

  • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

В качестве источников информации для анализа финансового состояния колледжа используются:

  • баланс исполнения сметы расходов;

  • план ассигнований (за исключением предоставления кредитов из бюджета) общего фонда бюджета;

  • смета расходов, включая сметы на капитальное строительство;

Недоиспользование средств, выделенных по смете, нежелательно, это может привести к ухудшению условий обслуживания предприятия; неудовлетворительному снабжению учреждения необходимыми материальными ресурсами и т. д.

Необходимо отметить, что недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными процессами и отсутствием бюджетных средств.

Важной задачей анализа финансирования колледжа является выявление обеспеченности финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются факты недофинансирования (таблица 2.3). Их наличие отрицательно влияет на деятельность предприятия.

Таблица 2.3.

Анализ обеспеченности учреждения бюджетными источниками финансирования ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014 -2016 г.г.



№ п/п

Наименование статьи расходов

Года

2014

2015

2016

По смете

Профинансировано

Недофинансирование

По смете

Профинансировано

Недофинансирование

По смете

Профинансировано

Недофинансирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Оплата труда, руб

3660508

3660508

0

3948056

3948056

0

3984477

3984477

0

2

Начисления на оплату труда,руб

1287760

1287760

0

1223325

1223325

0

1265190

1265190

0

3

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь,руб

150000

112627

-37373

148300

125648

-22652

173952

173952

0

4

Командировки и служебные разъезды,руб

21000

15347

-5653

19200

14568

-4632

5900

5900

0

5

Оплата коммунальных услуг,руб

431696

431696

0

444285

444285

0

468865

468865

0

6

Оплата коммунальных услуг кроме коммунальных,руб

68216

68216

0

69472

67954

-1518

70708

70708

0

7

Стипендии,руб

2173120

2173120

0

2080820

2080820

0

2196085

2196085

0

8

Питание сиротам, руб

663788

663788

0

654943

654943

0

676506

676506

0


Итого

8456088

8413062

-43026

8588401

8559599

-28802

8841683

8841683

0

При анализе обеспеченности бюджетным финансированием устанавливается полнота обеспечения учреждения бюджетными средствами для организации нормальной работы. Выявляют факты задержки расчетов в связи с отсутствием средств по кварталам.

Динамика бюджетного финансирования колледжа в целом положительна, так как в 2015 году объём сметных назначений возрос на 1,56% по сравнению с предыдущим годом, а в 2016 году - на 3,9 %.

Необходимо изучить также соотношения между сметными, кассовыми и фактическими расходами. Это позволит выявить причины, направления и размеры отклонений расходов, возникающих в процессе исполнения сметных назначений.

Из таблицы видно, что по основным статьям, таким, как заработная плата сотрудников, оплата услуг, стипендии, пособия детям-сиротам и инвалидам, финансирование колледжа осуществляется в полном объёме.

Наглядно объём финансирования изображен на рисунке 5.

Рис.5. Обеспеченность учреждения ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014 -2016 г.г. бюджетными ресурсами, %


Из рисунка 5 видно, что если в 2014 году объём недофинансирования составил 0,51 % от сметных показателей, то в 2015 году уже – 0,58%, а в 2016 году предприятие было профинансировано полностью. Такое незначительное недофинансирование не повлияло на работу колледжа.

Фактические расходы  это затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения. Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств.

Кассовыми расходами называются затраты в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов через систему казначейства.

Анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами проводится в целом по смете и отдельным ее статьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов, аналитических карточек кассовых и фактических расходов по отдельным статьям и видам, как мы видим в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Анализ отклонения кассовых расходов от сметных и фактических назначений ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014 -2016 г.г.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Года

2014

2015

2016

Смета

Касса

Факт

Смета

Касса

Факт

Смета

Касса

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Оплата труда,руб

3660508

3660508

3660508

3948056

3948056

3948056

3984477

3984477

3984477

2

Начисления на оплату труда,руб

1287760

1287760

1287760

1223325

1223325

1223325

1265190

1265190

1265190

3

предметы, материалы, оборудование и инвентарь, руб

150000

112627

112627

148300

125648

125648

173952

173952

173952

4

Командировки и служебные разъезды, руб

21000

15347

15347

19200

14568

14568

5900

5900

5900

5

Оплата коммунальных услуг, руб

431696

431696

431696

444285

444285

444285

468865

468865

468865

6

Оплата коммунальных услуг кроме коммунальных,руб

68216

68216

68216

69472

67954

67954

70708

70708

70708

7

Стипендии, руб

2173120

2173120

2173120

2080820

2080820

2080820

2196085

2196085

2196085


1




3


4


5


6


7


8


9


10


11

8

Питание сиротам, руб

663788

663788

663788

654943

654943

654943

676506

676506

676506


Итого

8456088

8413062

8413062

8588401

8559599

8559599

8841683

8841683

8841683


Данные таблицы 2.4 позволяют сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств в исследуемом периоде и соответствии расходов учреждения объему выполненных работ или услуг, так как показатели кассового исполнения сметы не отклоняются от показателей фактического её исполнения.

Это связано с тем, что финансирование осуществляется через систему казначейства и все суммы выделенного бюджетного финансирования непосредственно перечисляются на оплату расходов учреждения. Наглядность анализа представлена на рисунке 6.

Из рисунка видно, что фактические и кассовые расходы на протяжении анализируемого периода совпадают и данное явление свидетельствует об эффективном использовании бюджетных средств образовательным учреждением.

Анализируя финансовые показатели колледжа можно сказать, что фактические расходы полностью соответствуют кассовым. В этом заключается особенность ведения бухгалтерского учета по бюджетной деятельности.


Рис.6. Отклонение расходов ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за 2014-2016 г.г.


Финансирование в рамках бюджетных ассигнований выделяется на один год, поэтому эти средства полностью закрываются в конце года.

Начислить и выдать заработную плату сотрудникам в конце года учреждение должно в декабре. Кредиторская задолженность не допускается.


Выводы к разделу 2

Система управления финансами в колледже осуществляется посредством использования многообразных методов, инструментов, технического, информационного и нормативного обеспечения.

Бюджетирование в колледже не существует само по себе. Этот процесс организовывает, проводит анализ отклонений и корректировку бюджета главный бухгалтер и бухгалтерия колледжа.

Для исполнения бюджета можно выделить три направления контроля - предварительный, текущий (оперативный) и заключительный.

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов и расходов на отчетный год.

Бюджетирование без обратной связи теряет всякий смысл. Любая система жизнеспособна, если имеет в своем составе элементы обратной связи, предусматривающие анализ сделанного и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Роль обратной связи в бюджетировании играет контроль исполнения бюджета.




















3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОП «БРЯНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»


3.1 Развитие системы финансового управления ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» за счет контрольной функции


Контролировать бюджет можно еженедельно, ежемесячно или ежеквартально - как целесообразно в конкретной ситуации.

Согласно порядка составления квартальных и годовых отчетов учреждениями и организациями финансовая отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой отчетности, является достоверной, если она не содержит ошибок и искажений.

Финансовая отчетность должна содержать информацию обо всех проведенных операциях и событиях, произошедших в отчетном периоде.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является бюджетный период, который составляет один календарный год, начинается 1 января и заканчивается 31 декабря одного года, если не будет определен иной период.

Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

Бюджетный контроль - это совокупность мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий, распределении и использовании денежных фондов, улучшении бюджетной дисциплины.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты - не превышены.

Анализ научной литературы, посвященной данной проблеме, а также исследование действующего законодательства показали, что в современных условиях недостаточно изучены теоретические и практические проблемы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. В частности, требуют разработки вопросы методики организации внутреннего контроля, определения перечня контрольных мероприятий и процедур.

Можно определить два способа осуществления внутреннего контроля: сплошной и выборочный, а также уровни его реализации:

 самоконтроль, осуществляемый сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки факторов, оказавших негативное влияние на совершение хозяйственной операции;

 контроль по уровню подчиненности (сплошным способом) осуществляет руководитель организации (подразделения) путем авторизации действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами;

 контроль по уровню подведомственности (осуществляется либо сплошным, либо выборочным способом) в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств путем проведения проверок, направленных на установление соответствия документов требованиям бюджетного законодательства и внутренним стандартам.

Формы проведения бюджетного контроля:

  • предварительный контроль – осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения средств из бюджета (субсидий и т.п.). Носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неэффективного использования бюджетных средств, позволяет выбрать самые экономичные решения при планировании направлений использования бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов в государственную казну;

  • текущий контроль – проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов. Параллельно осуществляется текущий анализ – уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целевое финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источников его покрытия, оценка ошибок и недоработок действующего бюджетного законодательства;

  • последующий контроль – проводится по истечении финансового года, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнению смет бюджетных учреждений. Выявляются причины отклонения данных, полнота и своевременность поступления предусмотренных средств, правильность и целесообразность произведенных расходов.

Методы проведения бюджетного контроля:

а) проверка:

  • камеральная – проводится по месту нахождения контрольного органа (налоговые службы) на основе документов, предоставленных предприятиями, учреждениями и организациями (налогоплательщиками) и других, имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах;

  • выездная проверка (документальная) – проводится непосредственно на предприятии, в организации в присутствии должностных лиц. Источники информации – первичные документы, регистры бухучета, бухгалтерская и статистическая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и др. документация.

б) обследование:

  • личное ознакомление контролирующего органа на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций). Не обязательна проверка первичных бухгалтерских документов, могут производиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов налогообложения путем анкетирования, опроса, инспекции на месте, наблюдения и т.п.

  • экономический анализ - анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений, методика анализа выбирается в зависимости от поставленных задач. Этапы анализа – проверка достоверности, свод, группировка необходимых данных; аналитическая обработка (сравнение, определение причин отклонений, раскрытие взаимосвязей между показателями); подведение итогов анализа; разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа;

  • ревизия (ведущая форма бюджетного контроля) - комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения гос. собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

3.2 Разработка технологии проведения внутреннего финансового контроля за исполнением бюджета в ОП «Брянковский колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»


Внутренний финансовый контроль в колледже осуществляется непосредственно сотрудниками бухгалтерии колледжа и комиссией Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».

Создание такого подразделения утверждается решением руководителя бюджетного учреждения, в котором (либо в отдельном положении) необходимо определить цель и направление деятельности комиссии.

Основные задачи службы финансового контроля:

  • обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности различных подразделений учреждения по результатам контроля;

  • оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, контроль за их устранением.


Выводы к разделу 3

Вопросы эффективного управления финансовыми ресурсами являются актуальными в настоящее время. Необходимость повышения эффективности функционирования системы управления государственными финансами, прозрачности бюджетной политики, рациональности и результативности бюджетных расходов актуализирует вышеуказанную проблему и для молодой республики.

Совершенствование управления финансами является одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия.

Эффективное использование бюджетных средств их планирование, распределение и безусловно обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств позволит достичь бюджетополучателями целевых параметров в рамках реализуемых ими бюджетных программ.

В перспективе необходимо внедрить программное обеспечение это позволит оптимизировать и усовершенствовать финансовое планирование на предприятии.

Обучить компьютерной грамотности персонал, связанный по роду деятельности с информационными системами.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проблема эффективного расходования средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий существования денежных средств, их экономное расходование являлось необходимостью, вызванной ограниченностью ресурсов.

Планируя и исполняя бюджет, приходится решать все ту же основную задачу экономики, – получения максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов.

Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются бюджетные средства.

Эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств.

Таким образом, эффективность деятельности образования во многом определяется тем, как оно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами, которые общество доверило ему в управление.

В первую очередь, нужна четкость и ясность в распределении ресурсов, прогнозирование дальнейшего использования.

Во вторую — необходимы учет полного отражения финансового движения, четкий контроль показателей распределения и расходов. Следующая обязательная ступень представлена балансом доходов, расходов, поступлением и тратой материальных средств, также балансированием поступлений и выплат денег. Немаловажный аспект состоит из принципа двойной записи, которым пользуются, чтобы предотвратить ошибки во время осуществления планирования. Он отражает все проводимые финансовые операции в двух формах — приходе, расходе.

По данным проведенного анализа финансового состояния можно сделать следующий вывод, что финансовое состояние колледжа в 2014 и частично 2015 году нестабильное. Бюджетные средства поступали несвоевременно, поэтому не вовремя были оплачены. Необходимо отметить, что недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными процессами и отсутствием бюджетных средств.

В 2016 году значительно улучшилось бюджетное финансирование колледжа, бюджетные средства поступали более стабильнее чем предыдущие годы.

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов на отчетный год.

Бюджетирование без обратной связи теряет всякий смысл. Любая система жизнеспособна, если имеет в своем составе элементы обратной связи, предусматривающие анализ сделанного и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Роль обратной связи в бюджетировании играет контроль исполнения бюджета, который, на основании рассмотренных методов анализа, поможет представить картину состояния предприятия по итогам выполнения бюджета.

Если финансовых средств достаточно, они эффективно применяются, то этим предопределяется процветание предприятия, заключающееся в хорошем финансовом положении, платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности. Поэтому самая важная задача представлена изысканием резервов, направленных на увеличение собственных финансовых ресурсов, наиболее продуктивным их применением для увеличения эффективности функционирования предприятия в целом.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики – Луганск: Официальное издание Совмина ЛНР, 2015. 123 с.

  2. Трудовой Кодекс ЛНР – Луганск, 2015. 202 с.

  3. Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда у работников предприятий, учреждений и организаций, приказ Госгорпромнадзора Луганской Народной Республики от 11.06.2015 № 82, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики от 26.06 2015 № 129/138.

  4. Приказ Госгорпромнадзора ЛНР «Об утверждении Изменений в Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда у работников предприятий, учреждений и организаций» от 28.12.2015 г. № 346, зарегистрированный в Министерстве юстиции ЛНР 26.12.2015 г. № 53/400.

  5. Закон ЛНР «О пожарной безопасности». – Луганск, 2016. 52 с.

  6. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению сметы бюджетного учреждения ЛНР.

  7. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник /

М.И. Бакланов, А.Д. Шеремет  4-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2001. 403 с.

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента : учебное пособие / И.Т.Балабанов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 512 с.

  2. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 c.

  3. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для бакалавров / Г.И. Беляков.  М.: Юрайт, 2012. - 572 c.

  4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 624 с.

  5. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. – СПб.: Питер, Экономическая школа, 1998. – с. 539.

  6. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 608с.

  7. Графкина, М.В. Охрана труда в непроизводственной сфере: учебное пособие / М.В. Графкина.  М.: Форум, 2013. - 320 c.

  8. Дементий Л. В. Охрана труда в автоматизированном производстве. Обеспечение безопасности труда / Л. В. Дементий, А. Л. Юсина. – Краматорск: ДГМА, 2007. – 300 с.

  9. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. / Г. Г. Демирчоглян – М.: Лукоморье, 1997. – 256 с.

  10. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин.  Н.Новг.: НИМБ, 2012. - 320 c.

  11. Жидецький В. Ц. Основы охраны труда / В. Ц. Жидецкий, В. С. Джигерей, О. В. Мельников. – Львов : Афиша, 2000. – 350 с.

  12. Жидецький В. Ц. Охрана труда пользователей компьютеров / В. Ц. Жидецкий. – Львов: Афиша, 2000. – 176 с.

  13. Жилкина, А.Н. Управление финансами. учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 332 c.

  14. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 332 c.

  15. Керб Л. П. Основы охраны труда: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины/ Л. П.Керб. – К.: КНЕУ, 2001. – 252с.

  16. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит/ В.П.Климович.  М.:, Форум, 2006. С. 162

  17. Ковалев В.В, Волхова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волхова. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. – 424 с.

  18. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика /

В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011 – 1024 с.

  1. Ковалев В.В. Финансы организации (предприятия). учебник. /

В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. – М.: ТКВелби. Изд-во Проспект, 2013. – 352 с..

  1. Ковалев В.В., Финансы предприятий: учеб. пособие / В.В. Ковалев. – М.: ТК Велби, 2003. – 352 с.

  2. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева.  М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.

  3. Крутик А.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Б. Крутик, Т.В. Никитина. – СПб.: Питер, 259 с. 2011.

  4. Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / М.Г. Лапуста, Т.Ю., Мазурина Л.Г., Скамай. – М.: ИНФРА-М 2008. – 575 с.

  5. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий: учебное пособие / М.Г.Лапуста, Т.Ю.Мазурина.– М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 640 с.

  6. Маслова, Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Т.С. Маслова; Под ред. проф. Е.А. Мизиковский. – М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. – 336 c.

  7. Мескон М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2014. – 800 с.

  8. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

  9. Миценко И. М. Условия труда на производстве/ И. М. Миценко. – Кировоград: КРД, 1999. – 324 с.

  10. Моляков Д.С., Шохин Е.Н. Теория финансов предприятия учеб. пособие / Д.С.Моляков, Е.Н. Шохин. – М: Финансы и статистика, 2004. – 112с.

  11. Мусарский М.М. Экономика и финансы образования: учебное пособие / М.М.Мусарский. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 26.

  12. Навакатикян А. О. Охрана труда пользователей компьютерных видеодисплейных терминалов / А. О. Навакатикян, В. В. Кальниш, С. Н. Стрюков. – К. : Охрана труда, 1997. – 400 с.

  13. Новицкий Н. И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие / Н. И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 389 с.

  14. Новицкий Н. И. Основы менеджмента: организация и планирование производства: / Н. И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 208 с.

  15. Новицкий, Н. И. Основы менеджмента: организация и планирование производства: Задачи и лабораторные работы /Н. И. Новицкий. – М. : Финансы и статистика, 2013. – 208 с.

  16. Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: учебное пособие / В.В. Плошкин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 448 c.

  17. Родионова В.М. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: учеб. пособие / [Текст] В.М.Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - 232 с.

  18. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: учебное пособие / Н.А. Рыхтикова. - М.: Форум, 2012. - 240 c.

  19. Туккель, И.Л. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Практикум: учебное пособие / И.Л. Туккель, С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 208 c.

  20. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – 4-изд. – СПб.: Питер, 2013. – 491 с.

  21. Чирва Ю. А. Безопасность жизнедеятельности / Ю. А.Чирва, О. С. Бабаян. – К. : Атика, 2001. – 304 с.

  22. Шанбергер Р. Японские методы управления производством / Р. Шанбергер. – М.: Экономика, 2011. – 251 с.

  23. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: Март, 2011. – 538 с.

  24. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс / Т.В. Яркина. – М.: Российский гуманитарный интернет-университет (РГИУ), 2005. – 85 с.
























27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Селютина Светлана Андреевна

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства