kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Применение арт-технологий на уроках хореографии в условиях дополнительного образования".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец всегда рассматривался, как взаимодествие тела, души и духа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение арт-технологий на уроках хореографии в условиях дополнительного образования".»

Применение арт-технологий на уроках хореографии в условиях дополнительного образования.


Искусство любимое детьми - хореография , однако не стоит забывать, что учиться танцу – тяжелый труд, свободу в танце может обрести лишь тот, для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной, кропотливой работы. Уровень детского хореографического искусства сегодня определяет очень высокие требования к юным исполнителям. Иными словами, существует тенденция свести все обучение к выработке навыков, развитию и оттачиванию техники, «дрессуре». Это связано с большой заорганизованностью концертной деятельностью, когда необходимо очень быстро, без отработки качества выступления выдавать конечный результат, причем представлять его публично. Тем самым все оставшееся время руководители стараются отработать танцевальные приемы и мало времени уделяют воспитанию и развитию внутреннего мира ребенка. Возникают противоречия педагогической среды: между личностной потребностью и организацией деятельности, между педагогическими целями и возможностью их достижения.

Необходимо выстроить обучение хореографического мастерста чтобы не было противоречий таким образом, чтобы задействовать фантазию и воображение детей, учить их общению с окружающими людьми, гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, помочь формированию думающего и чувствующего человека готового к творческой деятельности в любой области. Педагогу нужно создать такую образовательную и воспитательную среду, которая снабжает детей и подростков разнообразным опытом взаимодействия с социумом. Опытом самопознания, самоорганизации, самовоспитания, формирующим реальную позитивную самооценку своих сил и возможностей.

В класс хореографии дети приходят в основном по желанию, без строгого отбора. В этом еще одна причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как, опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка работать над его продвижением к успешной деятельности, сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным, желанным, радостным.

Творческие поиски привели меня к внедрению в содержание занятий арт-технологий. Использование арт-технологий на уроках ритмики, классического, народно-сценического танца, в постановочной и репетиционной деятельности помогает обучающимся избегать «слепого» повторения заданных педагогом танцевальных упражнений и содействует творческому переживанию хореографических ситуаций, себя и других в этих ситуациях, всех ценностей детско-отроческого периода.

Для нас использование арт-технологий направлено к тому, чтобы развивать у каждого ребенка такие личностные черты, как уверенность в себе, смелость, способность рисковать, мобилизоваться, признание самого себя, эстетическая ориентация, стремление к самоактуализации, раскрытию, взрослению.

Арт-технологии реализуются посредствам игровых приемов обучения с использованием приемов художественной выразительности. Игра, является приемом, который способствует всестороннему развитию личности. Изобразительная деятельность, является мощным средством сближения людей, развития креативности, преодоления пассивности, а также вызывает положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний. Отмечено, что включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися. За счет включения арт-элементов в любое занятие происходит установление взаимосвязи эмоциональных и рациональных моментов, и учащийся способен не только понять, но и почувствовать то, о чем говорит преподаватель.

Применение арт-технологий, помогает мне работать над продвижением каждого ребенка к успешной деятельности. Не объясняю ученикам точную технику шага, не расшифровываю куда, какой ногой, как именно надо двигать. В своих указаниях использую образы, пытаюсь визуализировать нужные движения: «Нарисуйте радугу на небе!», «Зачерпните воду рукой», «Прижмитесь к стене», «Шагните хрустальным башмачком по зеркальному полу»… Разумеется, все делают эти движения по разному. Но это и есть наш собственный Путь Тела. Дети улыбаются (без напоминаний об улыбке) и правильно дышат (без специальных указаний). Дети играют с равновесием, создают новые формы из своих тел, время пролетает незаметно.

Танец и музыка неразрывно связаны между собой, музыка - снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

Детям предлагается прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, танцевальные движения, пластические фантазии). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.

Музыка может использоваться для создания хорошего настроения. С этой целью во время подготовительного этапа занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое к теме занятия.

Способность воспринять ритм и вовремя в него включиться необходимо развивать с первых занятий. Ритм – одно из важных условий правильного исполнения движений. Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм (они его прекрасно чувствуют), но не всегда могут передать его движениями. Применение различных стихов, скороговорок, народных напевок, песен помогают справиться с этой проблемой. Простой аккомпанемент хлопков и притопов, щелчков, возгласов задает ритмические, динамические характеристики танцу, а иногда может стать и основой его образного содержания.

Работа с музыкальным материалом дает возможность активизировать развитие музыкального слуха и чувства ритма, заставляет вслушиваться в тончайшие нюансы музыки, и, в конечном итоге воспитывает художественный вкус, музыкальность. Звуки и чувства взаимосвязаны. А в музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Здесь особенно важно тесное сотрудничество хореографа и концертмейстера.

Танец - всегда рассматривался как взаимодействие тела, души и духа. Движения, жесты, пластика, позы человека находятся в неразрывном взаимодействии с его внутренним миром. Кажется странным говорить о танце как об одной из арт-технологий, применяемых на уроках хореографии. Но дело в том, что большая часть каждого урока ритмики (у младших) или классического танца (в старших классах) отводится под партерную гимнастику. Партерный экзерсис нам очень необходим, т.к. позволяет с наименьшими затратами энергии во-первых, повысить гибкость суставов, во-вторых, улучшить эластичность мышц и связок, в-третьих, нарастить силу мышц. Однако, здесь следует заметить, что для детей с недостатком хореографических данных (а таких много) эти упражнения достаточно тяжелы, болезненны, и не приносят желаемых результатов. Боязнь неудачи, неудовлетворенность результатами своей деятельности приводят к тому, что дети не имеющие природной растяжки, выворотности, гибкости теряют интерес к занятиям, не чувствуют себя успешными на уроке. С другой стороны, дети, обладающие хорошими врожденными хореографическими данными, быстро добиваются определенных результатов и не утруждают себя серьезной, кропотливой работой. Исходя из вышесказанного, я решила в партерный экзерсис включить элементы танца, соединить гимнастику с хореографией. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь, заинтересовать, развить музыкальность, танцевальность, координацию, актерскую выразительность, умение работать в ансамбле. Ребенок, у которого не вполне получается «чисто» исполнить гимнастическое движение, может получить высокую оценку своей манеры исполнения, актерского мастерства, созданного им интересного образа. Это приводит к повышению у ребенка собственной самооценки, ориентирует его на успех, что и определяет его адаптацию в коллективе, способствует дальнейшему развитию. Такие «маленькие танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение, что очень важно само по себе. Такой способ, в отличие от тяжелых физических нагрузок помогает мягко, щадяще и ненавязчиво развить недостающие физические данные укрепить мышцы, выработать правильную осанку. В первом классе делаем в основном игровые сюжеты: «Озорные обезьянки», «Я на солнышке лежу», которые помогают снять мышечные зажимы, научиться открыто выражать свои эмоции. Когда дети становятся постарше, в партерный экзерсис вводятся элементы народной хореографии («Ах, вы сени», «Матрешки», «Ковбои»).

Танцевальные импровизации, хореографические фантазии являются результатом творческой работы моих детей, главное здесь – самовыражение, предполагающее, что ребенок выражает свои чувства и мысли, свои переживания. Поэтому такие работы не могут оцениваться с точки зрения эстетических стандартов, таких как композиция, ритм, колорит и т.д. Даже самая «плохая» композиция принимается как часть личности, как «момент бытия художника» - это самовыражение его внутренней вселенной. Для артпедагогики процесс творчества более интересен, чем его результат. Именно поэтому в арт-технологии не предполагают применения наглядных материалов как образцов исполнения, это очертит рамки свободному проявлению спонтанности. Деятельность артпедагога в том и заключается, чтобы стимулируя, поощряя к творчеству, не давать конкретных решений, расширять пространство воображения ребенка, учить его прислушиваться и доверять собственным ощущениям. В дальнейшей жизни это поможет ему творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, научит обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилова Резида Венеровна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства