kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществление общего медицинского ухода за лихорадящим больным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по  данной теме. В ходе практического  занятия  студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт  по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом  занятии  в рамках специальности 34.02.01.  «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществление общего медицинского ухода за лихорадящим больным"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


по ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода

МДК.04.01. Технология оказания медицинских услуг



Тема: ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО УХОДА ЗА ЛИХОРАДЯЩИМ БОЛЬНЫМ



Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)














Купино

2017


Рассмотрена на заседании

ПЦМК профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «КМТ»

Протокол от _________ № _______















Автор составитель: Гладкова Л.М. преподаватель высшей квалификационной категории ПМ04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным»




























Пояснительная записка


к методической разработке ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществление общего медицинского ухода за лихорадящим больным».

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта по данной теме. В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают первоначальный практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

  • выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

знать:

  • способы реализации сестринского ухода;

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

  • правила общения с пациентами (их родственниками /законными представителями)

Формируемые компетенции:

ОК 1 – 8

ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самохода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

П.К. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.


Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Входной контроль» (Приложение 1), «Самостоятельная работа студентов» (Приложение 2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (Приложение 3), Физкультминутка (Приложение 4), Подведение итогов (Приложение 5).




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществление общего медицинского ухода за лихорадящим больным

Место проведения кабинет доклинической практики.

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для первичного освоения умений по осуществлению общего медицинского ухода за лихорадящим больным.

Цели занятия:

1.Образовательная:

После изучения темы студент должен уметь: оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям; выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий; знать: способы реализации сестринского ухода; технологии выполнения медицинских услуг; показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента; правила общения с пациентами (их родственниками /законными представителями)

2. Воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК 2).


Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

  • выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

знать:

  • способы реализации сестринского ухода;

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

  • правила общения с пациентами (их родственниками /законными представителями)


Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются активные методы обучения (проблемно-ситуационные задачи, элементы симуляционного тренинга).

Междисциплинарная интеграция: теория и практика сестринского дела, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях


Внутридисциплинарная интеграция: Способы реализации сестринского ухода, Технологии выполнения медицинских услуг, как способ реализации сестринского ухода, Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, Основы профилактики внутрибольничной инфекции, Сбор информации о состоянии здоровья пациента, Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: выполнение простейших физиотерапевтических процедур в процессе общего медицинского ухода.


Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.


Материально-техническое обеспечение занятия: манипуляционный столик, емкости с дезинфицирующими растворами, термометр, температурный лист, перевязочный материал, часы, температурный журнал, ручка с черным стержнем, емкость, грелка, пузырь для льда, предметы ухода, мешок для отходов.


Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Самостоятельная работа: Заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 15

Перечень литературы:

Основные источники:

1. Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс», 2011.

2. Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону, 2011.

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.

3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.










Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)

ОК 4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию

10 мин

- входной контроль с целью определения уровня знаний;

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности

5 мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы

5.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 4.3, 4.6 (приложение № 2)

Цель - сформировать умения по данной теме

195 мин.

Использование активных форм опроса: решение студентами проблемно-ситуационных задач

6.

Физкультминутка

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация

ОК 4; ОК5 (приложение № 4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные умения

40 мин

Индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.

8.

Подведение итогов

(приложение № 5)


5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Задание на дом

  1. мин.

Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Стр. 416 – 421. Самостоятельная работа:заполнение рабочей тетради, изучение алгоритмов манипуляций, подготовка к практическому занятию № 12, составление памятки для пациента и его родственников по уходу за тяжелобольным.



Всего

270 мин















Приложение №1

Входной контроль

Инструкция: Вам представлено 10 тестовых заданий. Выберите один правильный ответ. Время на выполнения заданий 10 мин. Пользоваться литературой и иными источниками при ответе на тестовые задания запрещается.


Тестовые задания 
Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной впадине

  1. 2 мин

  2. 5 мин

  3. 10 мин

  1. Температура тела, измеряемая в прямой кишке, составляет 

  1. 35–36 °С

  2. 36–37 °С

  3. 37–38 °С

  1. Цена одного деления (шкала Цельсия) на медицинском термометре равна

  1. 0,1 °С

  2. 0,2 °С

  3. 0,3 °С

  1. Подмышечную впадину вытирают досуха перед измерением температуры тела

  1. из гигиенических соображений

  2. чтобы придать термометру более устойчивое положение

  3. чтобы не получить заниженных результатов измерения

  1. Медицинские термометры хранят

  1. в лотке, на дно которого положена вата и добавлен дезинфицирующий раствор

  2. у каждого больного на тумбочке

  3. в лотке, на дно которого положена вата, в сухом виде с маркировкой «чистые термометры»

  1. В старческом возрасте и у истощенных больных температура тела обычно

  1. ниже, чем у здоровых людей среднего возраста

  2. выше, чем у здоровых людей среднего возраста

  3. различий нет

  1. При охлаждении организма рефлекторно происходит 

  1. сужение сосудов кожи

  2. расширение сосудов кожи

  3. просвет сосудов не изменяется

  1. Термометры хранят в

  1. в сухом виде

  2. 0,5%-м растворе хлорамина

  3. 3%-м растворе перекиси водорода

  1. Период лихорадки, сопровождаемый бредом, галлюцинациями, возбуждением

  1. первый

  2. второй

  3. третий

  1. Осложнение при критическом падении температуры тела

  1. коллапс

  2. обморок

  3. одышка


Тестовые задания 
Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

  1. Физиологические колебания температуры тела взрослого человека

  1. не более 0,1 °С

  2. не более 0,8–1 °С

  3. не более 1–2 °С

  1. Температура тела, называемая субфебрильной

  1. 35–36 °С

  2. 36–37 °С

  3. 37–38 °С

  1. У здорового человека в пределах физиологической нормы температура тела обычно бывает ниже:

  1. вечером

  2. утром

  3. ночью

  1. К физиологическому повышению температуры тела могут привести:

  1. мышечная работа

  2. сон

  3. эмоциональный стресс

  1. Время измерения температуры тела в слизистых:

  1. 5 мин

  2. 7 мин

  3. 3 мин

  1. Физиологические колебания температуры тела в течение дня у здорового человека составляют

  1. 1 °С

  2. 0,3–0,5 °С

  3. 1,5 °С

  1. Положение больного при коллапсе

  1. горизонтальное

  2. полусидя

  3. с приподнятым ножным концом


  1. В первом периоде лихорадке следует применять:

  1. пузырь со льдом

  2. грелку

  3. холодный компресс

  1. При охлаждении организма рефлекторно происходит 

  1. сужение сосудов кожи

  2. расширение сосудов кожи

  3. просвет сосудов не изменяется

  1. Цена одного деления (шкала Цельсия) на медицинском термометре равна

  1. 0,1 °С

  2. 0,2 °С

  3. 0,3 °С

    Эталон ответов


1 вариант.


2 вариант


1. – с

2. – с

3. – а 

4. – с

5. – с

6. – а

7. – а

8. – а

9. – b

10. – а


1. – b

2. – c

3. – b 

4. – a

5. – c

6. – a

7. – c

8. – b

9. – a

10. – a





Приложение № 2


Проблемно-ситуационные задачи


Задача № 1


Исходные данные: В пульмонологическом отделении находится пациентка С., 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

При объективном обследовании получены следующие данные: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.



Объект оценки

Показатели оценки результата

Задание

Критерии оценки

Оценка

Да

Нет

У 1 - собирать информацию о состоянии здоровья пациента

- проведение сбора информации о состоянии здоровья пациента


  1. Проведите сбор информации о состоянии здоровья пациента

  2. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Определите возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  5. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  6. Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: проведите измерение температуры тела пациента

  7. Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: осуществите общий медицинский уход за лихорадящим больным

- соблюден алгоритм проведения сбора информации о состоянии здоровья пациента


--соблюдена последовательность при сборе информации о состоянии здоровья пациента;


- собрана правильно точно и в полном объеме информация о состоянии здоровья пациента

- соблюдены этико-деонтологические нормы сбора информации о состоянии здоровья пациента



У 2 - определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья

- определение приоритетности проблем пациента связанных с состоянием его здоровья


-выявление настоящих проблем пациента связанных с состоянием его здоровья



-определение возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья


- составление плана сестринских вмешательств при проблемах пациента, связанных с состоянием его здоровья

- -установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья


-перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья



-выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья


- решение проблем пациента связанных с состоянием его здоровья согласно плана сестринских вмешательств


-проведено соответствие определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями



У 4 - выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий

проведение лечебных вмешательства в пределах своих полномочий

-соблюдение алгоритма при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий


-соблюдение медицинской этики и деонтологии при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий


-точность и своевременность выполнения лечебных вмешательств в пределах своих полномочий

-соблюдение требований техники безопасности при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий



З 2 - технологии выполнения медицинских услуг


-определение показаний для выполнения медицинских услуг;


- перечисление необходимого оборудования для выполнения медицинских услуг;


-установление последовательности

этапов выполнения медицинских услуг;


- обоснование этапов выполнения медицинских услуг

-названы показания для выполнения медицинских услуг в соответствии со стандартом технологий выполнения простых медицинских услуг функционального обследования


-названо не менее пяти предметов из оснащения для выполнения медицинских услуг.


-перечислена последовательность

этапов выполнения медицинских услуг.




Система оценивания: Применяется политомическая система оценивания. В этом случае баллы начисляются по следующей схеме: приведена полная последовательность этапов выполнения алгоритма- 2 балла; при выполнении этапа алгоритма допущена негрубая ошибка- 1 балл; последовательность этапов выполнения алгоритма не соблюдена - 0 баллов. Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.

100-90% - 5 (отлично)

89%-79% - 4 (хорошо)

80-70% - 3 (удовлетв)

Менее 70 % - 2 (неудовлетворительно)

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: на практических занятиях; учебной практике.

Максимальное время выполнения задания: 30 мин.

Оборудование: медицинский инструментарий, материально-техническое оснащение.

  1. Сбор информации

Цель. Собрать информацию о пациенте

Показания. Для выявления и расстановки приоритетных проблем пациента и их решения.

Противопоказания. Нет.

Оснащение. Карта сестринского наблюдения.

п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

0

1

2

1

Информируйте пациента о цели и ходе сбора инфор­мации




2

Приготовьте карту сестринского наблюдения




3

Обратитесь к пациенту по имени и отчеству




4

Задавайте вопросы четко, спокойным голосом, не торопитесь




5

Формулируйте вопросы правильно, чтобы они были понятны пациенту




6

Задавайте вопросы последовательно, в соответствии со схемой учебной сестринской истории




7

Записывайте ответы пациента четко в карту сест­ринского наблюдения




8

Отвечайте на вопросы пациента




Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.

  1. Проблемы пациента:

Настоящие: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость, кашель с выделением мокроты.

Потенциальные: риск развития осложнений связанных с заболеванием

Приоритетные проблемы: лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

 

План

Мотивация

1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа.

Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.

2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай).

Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи.

3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника).

Для снижения интоксикации.

4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах.

Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.

5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры.

Для предупреждения травм.

6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания.

Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности.

7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.

Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.

8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии.

Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС.

9. При критическом понижении температуры:

- приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

- вызвать врача;

- обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;

- приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;

- сменить белье, протереть насухо.

Для профилактики острой сосудистой недостаточности.

Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.

  1. Измерение температуры тела в подмышечной области

Цель. Определить температуру тела пациента, периоды лихорадки.

Показания. Определяет врач.

  1. Изменение состояния пациента.

  2. Наблюдение за показателями пациента в течение суток.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Температурный лист.

  3. Емкость для чистых термометров.

  4. Мыло и полотенце.

  5. Часы.

  6. Емкость с дезинфектантом.

  7. Марлевая салфетка.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопас­ности окружающей среды

0

1

2

1

Информируйте пациента о предстоящей манипуля­ции и ходе ее выполнения




2

Получите согласие пациента




3

Вымойте и высушите руки




4

Возьмите чистый термометр




5

Проверьте его целостность




6

Встряхните термометр, чтобы столбик ртути опус­тился до отметки 35“С




7

Осмотрите и вытрите область подмышечной впади­ны пациента сухой салфеткой




8

Поставьте термометр в подмышечную впадину так, чтобы он соприкасался с кожей




9

Попросите пациента прижать плечо к грудной клет­ке




10

Извлеките термометр из подмышечной впадины через 10 мин




11

Определите показания термометра




12

Встряхните термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар




13

Погрузите термометр в емкость с накопителем




14

Вымойте и высушите руки




15

Зарегистрируйте результат термометрии в темпера­турном листе




  1. Уход за пациентом при лихорадочном состоянии.

Цель. Осуществить уход за пациентом при лихорадке.

Показания.

Период повышения температуры тела выше t = 37,5°С.

Противопоказания. Нет.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Аппарат для измерения АД.

  3. Прохладное питье.

  4. Комплекты х/б постельного белья, одежды.

  5. Температурный лист.

  6. Пузырь со льдом, холодный компресс, вентилятор.

  7. Весы для определения массы тела.

  8. Лекарственные препараты.

  9. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Измеряйте температуру тела пациента через интер­валы, назначенные врачом




2

Регистрируйте полученные результаты




3

Рекомендуйте смену белья и одежды




4

Ограничьте физическую нагрузку пациента




5

Рекомендуйте пациенту проведение процедур, уве­личивающих теплоотдачу (пузырь со льдом, холод­ный компресс, вентилятор, частое проветривание помещения)




6

Предложить пациенту, при отсутствии противопо­казаний, определяемых врачом, выпивать до 2 л жидкости в день




7

Распишите прием точного количества жидкости по часам в течение дня




8

Рекомендуйте прием адекватного количества пищи




9

Определите массу тела пациента при длительной лихорадке




10

Осуществляйте помощь в личной гигиене при необ­ходимости




11

Ведите контроль за количеством выделенной мочи и режимом дефикации




12

Проводите медикаментозное лечение по назначению врача




13

Консультируйтесь с врачом при любом ухудшении состояния и самочувствия пациента












Задача № 2

Исходные данные: В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. Предъявляет жалобы на повышение температуры тела, кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подавляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету.

Частота дыхания 24 в минуту, t = 37,5°С., пульс 94 в минуту удовлетворительного наполнения, АД 130/80 мм рт. ст.

 

Задания

  1. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  2. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  5. Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: осуществите уход за пациентом при повышении температуры тела.

Эталон ответа:

1. Настоящие проблемы пациента: пациент не понимает необходимости и не умеет правильно откашливать мокроту; плохо спит.

2. Приоритетная проблема - пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо.

3. Потенциальные проблемы пациента: риск развития осложнений, связанных с заболеванием пациента

4. Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания.

План

Мотивация

1. М/с рекомендует прием обильного щелочного питья.

Для разжижения мокроты

2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента

Для компенсации потерь белка и укрепления организма

3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день

Для лучшего отхождения мокроты

4. М/с обучит пациента технике эффективного кашля и будет контролировать в дальнейшем ее применение

Для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов

5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели

Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты

6 М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты

Для контроля за динамикой кашля

7. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты, а также о вреде курения и самолечения на фоне продуктивного кашля

Для обеспечения информированного согласия пациента

 

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.



Уход за пациентом при лихорадочном состоянии. Первая стадия.

Период повышения температуры тела



Цель. Осуществить уход за пациентом при лихорадке.

Показания.

  1. Период повышения температуры тела выше t = 37,5°С.

Противопоказания. Нет.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Аппарат для измерения АД.

  3. Теплое питье.

  4. Комплекты х/б постельного белья, одежды.

  5. Температурный лист.

  6. Грелка.

  7. Лекарственные препараты.

  8. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Измерьте температуру тела




2

Уложите пациента в удобную позу




3

Укройте пациента теплым одеялом




4

Дайте горячее питье




5

Приложите к ногам теплые грелки






Задача № 3

Исходные данные: Пациент Р., 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

Жалобы на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Пациент беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

Объективно: температура 38,8С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд./мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Пациенту назначена экскреторная урография.

 

Задания

  1. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  2. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  5. Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: осуществите уход за пациентом во втором периоде лихорадки

Эталон ответа:

  1. Настоящие проблемы пациента: тянущие боли в пояснице, дизурия, повышение температуры, общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита, неуверенность в благоприятном исходе заболевания, тревога о своем состоянии.

2. Приоритетная проблема - частое, болезненное мочеиспускание (дизурия).

3. Потенциальные проблемы пациента: риск развития осложнений, связанных с заболеванием пациента

4. Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение дизурии к концу недели.

Долгосрочная цель: исчезновение дизурических явлений к моменту выписки пациента и демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

План

Мотивация

1. Обеспечение строгого постельного режима и покоя.

Для уменьшения физической и эмоциональной нагрузки.

2. Обеспечение диетическим питанием с ограничением поваренной соли (исключить из питания острое, соленое, копченое).

Для предотвращения отеков и уменьшения раздражения слизистой чашечно-лоханочной системы.

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД).

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

4. Обеспечение пациента обильным питьем до 2-2,5 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника)

Для создания форсированного диуреза способствующего купированию воспалительного процесса.

5. Обеспечение личной гигиены пациента (смена белья, подмывание).

Для создания комфорта пациенту и профилактики вторичной инфекции.

6. Обеспечение пациента предметами ухода (утка, грелка).

Для обеспечения комфортного состояния пациенту и уменьшения болей.

7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом.

Для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента.

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, боли в поясничной области исчезли, дизурических явления отсутствуют. Цель достигнута.





Уход за пациентом при лихорадочном состоянии. Вторая стадия.

Повышение температуры тела свыше 37,5°С



Цель. Осуществить уход за пациентом при лихорадке.

Показания.

Период повышения температуры тела выше t = 37,5°С.

Противопоказания. Нет.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Аппарат для измерения АД.

  3. Прохладное питье.

  4. Комплекты х/б постельного белья, одежды.

  5. Температурный лист.

  6. Пузырь со льдом, холодный компресс, вентилятор.

  7. Весы для определения массы тела.

  8. Лекарственные препараты.

  9. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Измеряйте температуру тела пациента через интер­валы, назначенные врачом




2

Регистрируйте полученные результаты




3

Рекомендуйте смену белья и одежды




4

Ограничьте физическую нагрузку пациента




5

Рекомендуйте пациенту проведение процедур, уве­личивающих теплоотдачу (пузырь со льдом, холод­ный компресс, вентилятор, частое проветривание помещения)




6

Предложить пациенту, при отсутствии противопо­казаний, определяемых врачом, выпивать до 2 л жидкости в день




7

Распишите прием точного количества жидкости по часам в течение дня




8

Рекомендуйте прием адекватного количества пищи




9

Определите массу тела пациента при длительной лихорадке




10

Осуществляйте помощь в личной гигиене при необ­ходимости




11

Ведите контроль за количеством выделенной мочи и режимом дефикации




12

Проводите медикаментозное лечение по назначению врача




13

Консультируйтесь с врачом при любом ухудшении состояния и самочувствия пациента





Задача № 3

Исходные данные: Пациентка Д., 32 лет обратилась на прием в поликлинику с жалобами на отечность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах. Медицинский диагноз - ревматоидный артрит, суставная форма. Больна в течение 3 лет. Лечится регулярно. Работает бухгалтером. Замужем, имеет 2 детей (4 и 10 лет). Объективно: t 37,30С, мелкие суставы обеих кистей и коленные суставы гиперемированы, отечны. При пальпации, активных и пассивных движениях резко болезненны. ЧСС – 80 в мин, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 18 в мин.

 

Задания

  1. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  2. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  5. Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществите уход за пациентом при литическом снижении температуры тела

 

Эталон ответа

Настоящая проблема: дефицит самоухода из-за болей в суставах.

Потенциальная проблема: риск развития осложнений.

Приоритетная проблема: дефицит самоухода.

Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.

 

План

Мотивация

1. Режим – постельный.

Положение в постели – с валиками под коленями, подушками под кистями.

Полный комплекс ухода в постели.

 

Уменьшение нагрузки на пораженные суставы, придание им физиологического положения, уменьшение болей.

Удовлетворение основных потребностей.

2. Диета – стол № 10, соль – 5 – 7 гр., жидкость – по диурезу.

Обеспечить необходимыми питательными веществами, при этом уменьшить экссудацию за счет уменьшения соли и жидкости.

3. Провести беседу с родственниками пациентки о заболевании, об отрицательном воздействии стресса на его течение и исход, о необходимости оказания ей психологической и физической помощи и поддержки.

Включить родственников в процесс лечения и создания психоэмоционального комфорта пациентки.

4. Контроль субъективных ощущений, объема движений в пораженных суставах, состояния тканей вокруг них, диуреза, t° С и гемодинамики.

Контроль динамики состояния.

 

Оценка: пациентка с помощью м/с справляется с самоуходом.


Уход за пациентом при лихорадочном состоянии. Третья стадия.

Литическое снижение температуры тела



Цель. Осуществить уход за пациентом при лихорадке.

Показания. Литическое снижение температуры тела.

Противопоказания. Нет.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Аппарат для измерения АД.

  3. Питье.

  4. Комплекты х/б постельного белья, одежды.

  5. Температурный лист.

  6. Весы для определения массы тела.

  7. Лекарственные препараты.

  8. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Рекомендуйте пациенту соблюдение постельного режима




2

Рекомендуйте пациенту соблюдение диеты №13




3

Рекомендуйте пациенту расширение режима актив­ности




4

Поощряйте потребность в самоуходе






Задача № 5

Исходные данные: Пациентка Г., 68 лет, доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. Предъявляет жалобы на слабость, сухой сильный приступообразный кашель, высокую температуру. Плохо спит с первых дней заболевания - не может заснуть до 2-3-х часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с болезненным надсадным кашлем.

Температура 39,3° С. Частота дыхания 26 в минуту, пульс 94 в минуту, АД 130/80 мм рт. ст.


Задания

  1. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  2. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  5. Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: осуществите уход за пациентом при критическом снижении температуры тела


Эталон ответа

Настоящие проблемы: слабость, сильный кашель, субфебрильная температура, плохой сон

Потенциальная проблема: риск развития осложнений.

Приоритетная проблема:   не может спать из-за сильного сухого кашля.

Цель: пациентка будет спать не менее 7 часов ночью.


План

Мотивация

1. М/с рекомендует пациентке теплое питье, успокоительный фиточай за 30 минут до сна.

Для уменьшения раздражения слизистой бронхов

2. М/с обучит пациентку самостоятельному проведению ингаляций (масляные, эвкалиптовые)

Для уменьшения раздражения слизистой бронхов и уменьшения кашля

3. М/с информирует о правильном приеме противокашлевых средств по назначению врача

Для угнетения кашлевого центра и уменьшения кашля

 

Оценка. Пациентка отметила улучшение сна, спала ночью, почти не просыпаясь. Жалоб на постельный дискомфорт не предъявляет. Цель достигнута.


Уход за пациентом при лихорадочном состоянии. Третья стадия.

Критическое снижение температуры тела



Цель. Осуществить уход за пациентом при лихорадке.

Показания. Критическое снижение температуры тела.

Противопоказания. Нет.

Оснащение.

  1. Медицинский термометр.

  2. Аппарат для измерения АД.

  3. Питье.

  4. Комплекты х/б постельного белья, одежды.

  5. Температурный лист.

  6. Грелка.

  7. Лекарственные препараты.

  8. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Разъясните пациенту необходимость проводимых ему мероприятий




2

Измеряйте температуру тела через интервалы, назна­ченные врачом




3

Контролируйте пульс, давление




4

Рекомендуйте пациенту положение в постели на спине




5

Контролируйте состояние кожи (влажность, цвет)




6

Выполняйте процедуры, обеспечивающие сохранение тепла (укрывание, теплое питье)




7

Проводите медикаментозное лечение по назначению врача




8

Оказывайте помощь пациенту в осуществлении личной гигиены после улучшения самочувствия




9

Отвечайте на вопросы пациента




10

При ухудшении состояния приподнять ножной конец кровати на 30-40 см, убрать подушку из-под головы




11

Обложить грелками, укрыть, дать крепкий сладкий чай




12

Вызвать врача

















































Приложение № 3

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

































Приложение № 4


  1. Опишите технологию общего ухода за пациентом в первом периоде лихорадки

  2. Опишите технологию общего ухода за пациентом в втором периоде лихорадки

  3. Опишите технологию общего ухода за пациентом при литическом снижении температуры тела

  4. Опишите технологию общего ухода за пациентом при критическом снижении температуры тела

  5. Определите режимы дезинфекции и дезинфицирующих растворов для обработки предметов ухода за лихорадящим пациентом

  6. Проведите обработку предметов ухода за лихорадящим пациентом






































Приложение №5

Критерий

Количество баллов

5

4

3

2

Тестовые задания

Студент набирает от 10 до 9 баллов

Студент набирает 8 баллов

Студент набирает 7 баллов

Студент набирает от 6 и ниже

Решение проблемно-ситуационных задач

Перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья; установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья; выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья; решение проблем пациента связанных с состоянием его здоровья согласно плана сестринских вмешательств; проведено соответствие определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями

Точно соблюден алгоритм при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; соблюдены правила медицинской этики и деонтологии при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; точно и своевременно выполнены лечебные вмешательства в пределах своих полномочий; соблюдены требования техники безопасности при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий

Перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья; установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья; выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья; Незначительные ошибки при проведении соответствия определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями; при соблюдении алгоритма выполнения лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; соблюдены правила медицинской этики и деонтологии при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; точно и своевременно выполнены лечебные вмешательства в пределах своих полномочий; соблюдены требования техники безопасности при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий

Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации не правильно определены проблемы связанные с состоянием его здоровья; не установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья; не выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья; Незначительные ошибки при проведении соответствия определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями; при соблюдении алгоритма выполнения лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; ошибки при соблюдении правил медицинской этики и деонтологии при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; не точно выполнены лечебные вмешательства в пределах своих полномочий; не соблюдены требования техники безопасности при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий

Неверная оценка ситуации; не определены настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья; не установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья; не выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья; допущены грубые ошибки при соблюдении алгоритма выполнения лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; не соблюдены правила медицинской этики и деонтологии при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий; не точно и не своевременно выполнены лечебные вмешательства в пределах своих полномочий; не соблюдены требования техники безопасности при выполнении лечебных вмешательств в пределах своих полномочий

Систематизация полученных знаний и умений

Обучающийся исчерпывающе и всесторонне знает весь программный материал и рекомендованную к нему литературу, отлично его понимает и прочно усвоил его. На вопросы в пределах учебной программы дает правильные, сознательные и уверенные, логически стройные ответы.

Обучающийся знает весь требуемый программой учебный материал, хорошо понимает, и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. В устных ответах пользуется литературным профессиональным языком и не делает грубых ошибок.


Обучающийся обнаруживает знание основного программного материла. При применении знаний испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В ответах допускает ошибки при изложении учебного материала и в построении речи

Обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя, неуверенно




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства