Методическая разработка по теме "Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода"
Методическая разработка по теме "Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода"
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода.
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода"»
ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК: 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу
Тема 1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ПРОЦЕДУР ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПАЦИЕНТУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ САМОУХОДА
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
(базовый уровень)
Купино
2018
РАССМОТРЕНО
ПЦМК по профессиональному модулю
ГАПОУ НСО «КМТ»
протокол от__________ №
Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории
Гладкова Людмила Михайловна
Пояснительная записка
к методической разработке ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме:Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода.
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода.
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
Формируемые компетенции:
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- П.К. 4. 8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
- П.К. 4.11. Обеспечить производственную санитарию личную гигиену на рабочем месте.ОК 1 – 8.
Методы и формы, используемые на занятии:
Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Технология выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода.
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы, значение. Устройство и функции стационара. Структура лечебного отделения. Распорядок дня лечебного отделения. Сестринская документация.Оценивание возможности пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей: самостоятельно обеспечивать личную гигиену, посещать туалет.Определение степени недостаточности самоухода
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8) Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.
Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Внеаудиторная работа: Изучение основной и дополнительной литературы Л.И.Кулешова, Е.В.ПустоветоваОсновы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011Стр. 380 -382,387, 83Схема: Структура лечебного отделения
Основные источники:
Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)
3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008
Ход занятия
Основные этапы
занятия.
Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа.
Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
15 мин.
Использование активных форм опроса с указанием цели:
- тестовый контроль
4.
Изложение нового материала (приложение №2) Цель- сформировать знания
50 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13.Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
10 мин.
Закрепление материала.
Решение тестовых заданий
8.
Подведение итогов (приложение №5)
2мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9.
Задание на дом
мин.
Изучение основной и дополнительной литературы
Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова
Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011
Стр. 380 -382,387
83
Схема: Структура лечебного отделения
Всего
90 мин
Приложение№1
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний
Текст задания: Опишите технологию проведения санитарной обработки пациента, как один из видов медицинских услуг путем решения тестовых заданий.
Выберите один правильный ответ:
1.Уничтожение вшей и их яиц при их выявлении проводится:
А) механическим, физическим, химическим
Б) не механическим
В) химический и не химическим
2.Волосы пациента нужно осматривать каждые
А) 3-4 дня
Б) 6-7 дней
В) 5-7 дней
Г) 8-10 дней
3. Пути передачи педикулеза через:
А) контакт с больными
Б) через кровь
В) через воздух
Г) через предметы
4. Самки вшей откладывают
А) гниды
Б) вши
В) блохи
Дополните:
5. Педикулоцидные средства – средства уничтожающие …
6.Санация - это
А) обработка
Б) средства
В) уборка помещения
Г) комплекс
7. В медицинской карте сестра заполняет … часть.
8. Температура воды гигиенического душа, ванны …
9. Санитарную обработку при педикулезе проводит…
10. …- это препараты для борьбы с головными вшами.
11.Обработка педикулеза запрещена …, кормящим женщинам, людям с поврежденной кожей и детям до 5 лет.
12. Различают вши:
А) головные
Б) платяные
В) бытовые
Г) лобковые
13. Противопедикулезные мероприятия по обработке волосистой части головы пациента включают:
А) стрижку волос у женщин
Б) нанесение педикулицида
В) мытье головы щампунем
14. При выявлении педикулезного пациента следует:
А) внести запись в медицинскую карту
Б) поместить пациента в изолятор
В) позвонить на работу
Г) послать экстренное извещение в санэпидемстанцию
15. Осмотр на педикулез пациента проводят в … отделении.
Приложение№2
(Изложение нового материала)
Лечебно-охраняющий режим
Лечебно-охранительный режим — это комплекс лечебных и профилактических мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов и медицинского персонала.
Элементы лечебно-охранительного режима
Целесообразная физическая активность;
Психологический комфорт пациента;
Распорядок дня лечебного отделения.
Устройство и функции стационара
1. Общего назначения:
терапевтические (пациенты с патологией различных органов и систем , н-р: легких, печени, почек, сердца и т д.)
хирургические (торакальное – хирургия органов грудной клетки; абдоминальное – хирургия органов брюшной полости; челюстно-лицевое – хирургия полости рта)
2. Специализированные – предназначены для пациентов с патологией одной системы организма человека (пульмонология, не патология, нефрология, кардиология, гинекология и т д.)
Структура лечебного отделения
Врачебные: Кабинет зав. отделения, Ординаторская
Сестринские: Кабинет ст. м/с, Сестринская, Сестринский пост, Процедурный кабинет
Вспомогательные: Диагностический кабинет (ЭКГ, рентген, УЗИ и т. д.), Столовая, буфетная, Манипуляционная (клизменная), Санузел, Бельевая, Палаты №1, №2 и т. д.,
Одна из функций медперсонала стационара – это оформление мед.документации.
Распорядок лечебного отделения
7.00 Подъём
7.05 -7.30 Термометрия
7.30-8.00 Личная гигиена
8.30-9.00 Завтрак
9.00-10.00 Врачебный обход
10.00-13.00 Выполнение врачебных назначений
13.00-13.30 Раздача лекарственных средств
13.30-14.30 Обед
14.30-16.00 Отдых
16.30-17.00 Термометрия
17.00-18.00 Посещение больных родственниками
18.00-18.30 Раздача лекарственных средств
18.30-19.30 Ужин
20.30-21.30 Выполнение врачебных назначений
21.30-22.00 Личная гигиена
22.00 Подготовка ко сну
Оценивание возможности пациента в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей: самостоятельно обеспечивать личную гигиену, посещать туалет.
Гигиена – личное дело каждого человека и уровень удовлетворения этой потребности будет зависеть от особенностей личности,
-степени независимости от окружающих;
-уровня культуры;
-социально-экономического статуса;
- уровня общего развития;
-степени индивидуальной потребности.
Медицинская сестра помогает пациенту в удовлетворении гигиенических потребностей в случае невозможности реализовать их самому. Поэтому сестра должна знать все факторы жизни пациента для того, чтобы обеспечить индивидуальный уход и поощрять его к максимальной независимости и самостоятельности. Правильно организованный уход за пациентами дополняет лечение и способствует скорейшему выздоровлению.
Определение степени недостаточности самоухода
Направленность сестринского вмешательства
Состоит в выявлении дефицита самоухода и его причин (отсутствие знаний, неумение выполнять действия по самоуходу, понимание важности самоухода), но кроме этого для решения вопроса в необходимости сестринского вмешательства сестра должна
Определить уровень требований самого пациента к самоуходу;
Оценить пациента возможности удовлетворить эти требования и безопасно осуществлять самоуход;
Оценить возможности восстановления самоухода в будущем.
Приложение№3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение№4
Осмысление и систематизация полученных знаний
Текст задания: Опишите технологию выполнения ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода путем решения тестовых заданий.
Выберите один правильный ответ:
1.Лечебно-охранительный режим включает:
а) санитарно-гигиенический режим
б) санитарно-противоэпидемические мероприятия
в) мероприятия по дезинфекции предметов ухода за больными.
г) соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов
2. Основные мероприятия личной гигиены включают:
а) взвешивание
б) измерение температуры тела
в) измерение окружности грудной клетки
г) уход за кожей
д) все вышеуказанные
3. Туалет наружных слуховых проходов осуществляются после предварительного закапывания в ухо(перекиси водорода %)
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
д) 2
4. При наличии воспалительных изменений слизистой оболочки полости рта проводится его орошение:(р-р)
а) 3% лизола
б) 0,5% хлорной извести
в) 1,5% хлорамина
г) 2% борной кислоты
5. Глаза промывают( р-р)
а)3% лизола
б) 3% перекиси водорода
в)1,5% хлорамина
г)2% борной кислоты
6. Меры, необходимые для профилактики пролежней включают:
а) проветривание палаты
б) измерение артериального давления
в) измерение температуры тел
г) наложение компрессов
д) смену постельного белья
Приложение№5
( Подведение итогов)
Текст задания: Перечислите технологию проведения санитарной обработки пациента, как один из видов медицинских услуг путем решения тестовых заданий.
Выберите правильные ответы:
1.Уничтожение вшей и их яиц при их выявлении проводится:
А) механическим, физическим, химическим
Б) не механическим
В) химический и не химическим
2.Волосы пациента нужно осматривать каждые
А) 3-4 дня
Б) 6-7 дней
В) 5-7 дней
Г) 8-10 дней
3. Пути передачи педикулеза через:
А) контакт с больными
Б) через кровь
В) через воздух
Г) через предметы
4. Самки вшей откладывают
А) гниды
Б) вши
В) блохи
Дополните :Педикулоцидные средства – средства уничтожающие …
5. Педикулоцидные средства – средства уничтожающие …
6.Санация - это
А) обработка
Б) средства
В) уборка помещения
Г) комплекс
7. В медицинской карте сестра заполняет … часть.
8. Температура воды гигиенического душа, ванны …
9. Санитарную обработку при педикулезе проводит…
10. …- это препараты для борьбы с головными вшами.
11.Обработка педикулеза запрещена …, кормящим женщинам, людям с поврежденной кожей и детям до 5 лет.
12. Различают вши:
А) головные
Б) платяные
В) бытовые
Г) лобковые
13. Противопедикулезные мероприятия по обработке волосистой части головы пациента включают:
А) стрижку волос у женщин
Б) нанесение педикулицида
В) мытье головы щампунем
14. При выявлении педикулезного пациента следует:
А) внести запись в медицинскую карту
Б) поместить пациента в изолятор
В) позвонить на работу
Г) послать экстренное извещение в санэпидемстанцию
15. Осмотр на педикулез пациента проводят в … отделении.
Эталоны ответа:
1. А
2. В
3. Г
4. А
5. А
6. А
7. Паспортную
8. 35-37С
9. Медицинская сестра
10. Шампуни
11. Посторонним
12. АБ
13. Г
14. А
15. Приёмном
Разработчик: Бережная В.В.
Эталон ответов к тестовым заданиям
Критерии оценивания
Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.
При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:
За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.