kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки, специальности 31.02.01. « Лечебное дело» углубленной подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен

знать:

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

- основы профилактики внутрибольничных инфекций;

-дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала."»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»







Методическая разработка

ЛЕКЦИЯ №1

ПМ 04. 07. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Раздел 2. Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечения диагностического процесса

МДК: 04.02. 07.02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОХРАНА ТРУДА МЛАДШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Тема 2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТА И ПЕРСОНАЛА

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело курс 1

( углубленной подготовки)









Купино

2018



РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________ №

















Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. ПМ. 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории

Бережная Валентина Владимировна












Пояснительная записка

к методической разработке ПМ.04. ПМ. 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Факторы , влияющие на безопасность пациента и персонала. Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки, специальности 31.02.01. « Лечебное дело» углубленной подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

знать:

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

- основы профилактики внутрибольничных инфекций;

-дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.

Формируемые компетенции:

- П.К.7.1.

  • П.К.4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

- П.К.7.2.

  • П.К.4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

  • П.К.7.3.

  • П.К.4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

  • П.К.7.4.

- П.К.4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К.7.5.

- П.К.4.5. Оформлять медицинскую документацию.

- П.К.7.6.

- П.К.4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

- П.К.7.7.

- П.К.4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

- П. К. 7.8.

- П.К.4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

- П.К. 7.11.

- П.К.4.11. Обеспечить производственную санитарию личную гигиену на рабочем месте.

ОК. 1 – 8.

Методы и формы, используемые на занятии:

Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Место проведения: кабинет.

Продолжительность проведения занятия:90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать:

Понятие внутрибольничной инфекции. Резервуары возбудителей ВБИ. Факторы агрессии больничной среды. Источники возникновения и пути передачи внутрибольничных инфекций. Группы риска ВБИ. Факторы , способствующие распространению инфекций, связанных с медицинской помощью (ИСМП).

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3.Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8) Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК 2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать:

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

- основы профилактики внутрибольничных инфекций;

-дезинфекцию изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.

Формируемые компетенции:

- П.К.4.1.7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

- П.К. 4. 2. 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

- П.К. 4.3. 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

- П.К. 4.4.7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К. 4. 5.7.5. Оформлять медицинскую документацию.

- П.К. 4.6. 7.6.Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

- П.К. 4.7. 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

- П.К.4 8. 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

- П.К. 4.11. 7. 11. Обеспечить производственную санитарию личную гигиену на рабочем месте.

ОК. 1 – 8.

Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях; факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.

Самостоятельная работа:

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 214-219Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 195-203Составление схемы по теме «Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции»

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 214-219Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 195-203

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008

Ход занятия




Основные этапы

занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- тестовый контроль


4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель: сформировать знания

50 мин

Словесный, (вербальный) метод обучения.

5.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:

6.

Физкультминутка (приложение №3) ОК. 8.

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний

(приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин.

Закрепление материала.

Решение тестовых заданий

8.


















Подведение итогов (приложение №5)






2мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Самостоятельная работа

  1. 2мин.

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 214-219Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 195-203Составление схемы по теме «Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции»


Всего

90 мин



Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Текст задания: Опишите порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях путем решения тестовых заданий.
1. В каком порядке проводятся мероприятия первой помощи при ранении:
А) остановка кровотечения, наложение повязки
Б) обеззараживание раны, наложение повязки, остановка кровотечения
В) остановка кровотечения, обеззараживание раны, наложение повязки
2. Осуществите оказание первой помощи при попадании в дыхательные пути инородного тела:

А) открыть рот и осторожно удалить инородное тело.

Б) прополоскать горло слабым раствором марганцовки.

В) наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками.

3. Осуществите оказание первой помощи пострадавшему без сознания:

А) вызвать «ОЗ» и ждать прибытия «скорой помощи».

Б) позвонить «ОЗ», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

В) положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку, дать обезболивающее средство.
4. Первую помощь пострадавшему оказывает:

А) только медицинский работник

Б) любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком

В) любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии специальной подготовки и (или) навыков
5. Разрешено ли давать пострадавшему лекарственные средства при оказании ему первой помощи:

А) разрешено

Б) запрещено

В) разрешено в случае крайней необходимости
6. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся артериальным кровотечением, оказание первой помощи начинается:

А) с наложения импровизированной шины

Б) с наложения жгута выше раны на месте перелома

В) с наложения давящей повязки


7. Осуществите определение пульса, если пострадавший без сознания

А) на лучевой артерии.

Б) на бедренной артерии.

В) на сонной артерии.

8. Осуществите освобождение дыхательных путей пострадавшего.

А) поднять повыше голову.

Б) подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову.

В) открыть рот пострадавшему.

9. Пострадавшего при потере им сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания первой помощи не обходимо уложить:

А) на спину с вытянутыми ногами

Б) чтобы пострадавший не мог погибнуть от удушения в результате западания языка, его следует положить на живот, чтобы вызвать рвотный рефлекс

В) чтобы пострадавший не мог погибнуть от удушения в результате западания языка, его следует положить на бок так, чтобы согнутые колени опирались о землю, а верхняя рука находилась под щекой

Г) на спину с подложенным под голову валиком

10. Признаки обморока:

А) потере сознания предшествуют резкая слабость, головокружение, звон в ушах и потемнение в глазах

Б) потеря чувствительности

В) потеря сознания более 6 мин

11. Руки на грудной клетке пострадавшего при давлении руками на его грудину расположить (выполнении непрямого массажа сердца):

А) Основания ладоней обеих рук должны располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону левого плеча пострадавшего, а другой – в сторону правого плеча

Б) Основания ладоней обеих рук, которые накладываются одна на другую, должны располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону подбородка пострадавшего, а другой – в сторону живота

В) Давление руками на грудину выполняют основанием ладони только одной руки, расположенной на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка. Направление большого пальца не имеет значения.


12. Перечислите признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении:

А) одежда пропитывается кровью только в месте ранения (цвет крови не имеет значения), кровь вытекает из раны пассивно. Накладывается кровоостанавливающий жгут ниже места ранения не менее чем на 3-5 см.

Б) одежда быстро пропитывается кровью, кровь темного цвета вытекает из раны пассивно. Накладывается давящая повязка на место ранения.

В) одежда пропитана кровью, кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей. Накладывается кровоостанавливающий жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см.

13. Внезапно возникающая потеря сознания — это:

А) шок

Б) мигрень

В) обморок

14. Первым действием (первым этапом) при оказании первой помощи является:

А) прекращение воздействия травмирующего фактора

Б) правильная транспортировка пострадавшего

В) предотвращение возможных осложнений

15. Признаки клинической смерти:

А) отсутствие дыхания  

Б) отсутствие пульса

В) отсутствие зрачкового рефлекса        

 Г) трупные пятна












Приложение№2

(Изложение нового материала)

Тема: Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала

План:

1.Понятие внутрибольничной инфекции

2. Резервуары возбудителей ВБИ

3. Факторы агрессии больничной среды

4. Источники возникновения и пути передачи внутрибольничных инфекций

5. Группы риска ВБИ.

6. Факторы способствующие распространению инфекций, связанных с мед помощью.

1. Понятие внутрибольничной инфекции

Внутрибольничная инфекция, ВБИ (госпитальная, нозокомиальная) – это любое заболевание вирусной, бактериальной или грибковой этиологии, развивающееся у пациента, находящегося в ЛПУ на стационарном или амбулаторном лечении, а также в течение месяца с момента выписки из больницы.

2. Резервуары возбудителей ВБИ

1) Руки персонала;

2) Кишечник, мочеполовая система, носоглотка, кожа, волосы, полость рта как пациента, так и персонала;

3) Окружающая среда: персонал, пыль, вода, продукты питания;

4) Инструментарий; оборудование;

5) Лекарственные средства и т. д.

3. Факторы агрессии больничной среды

1) Инфекционный фактор – угроза заражения мед персонала инфекционными заболеваниями в том числе и особо опасных.

2) Токсический фактор- отрицательное воздействие различных химических веществ в результате которых развиваются профессиональные заболевания, такое как аллергозы, дерматиты и др.

3) Физический фактор- значительные физические нагрузки и перегрузки опорно-двигательного аппарата в течении рабочего дня.

4) Психологический фактор- работа, связанная с уходом за больными, требует особой ответственности, физического и эмоционального напряжения. В результате мед персонал постоянно находится в состоянии психологического стресса.

4. Источники возникновения и пути передачи внутрибольничных инфекций


5. Группы риска ВБИ.

  • Урологические стационары, мочевыводящих путей, более 45%. Из них 80% связаны с использованием мочевых катетеров.

  • Хирургические стационары, инфекции области хирургического вмешательства до 30%. Из них до 80% на эндогенные инфекции: нагноение послеоперационных ран, пневмония, неретония, абсцесс.

  • Инфекции нижних дыхательных путей. Из них 70% пневмонии, туберкулез, вирусные инфекции дыхательных путей.

6. Факторы способствующие распространению инфекций , связанных с мед помощью.

  • Формирование и селекция госпитальных штаммов микроорганизмов, обладающих высокой вирулентностью и множественной лекарственной устойчивостью.

  • Нерациональное проведение антимикробной химиотерапии и отсутствие контроля за циркуляцией штаммов с лекарственной устойчивостью.

  • Значительная частота носительства патогенной микрофлоры (например, золотистого стафилококка) среди медицинского персонала (достигает 40%).

  • Создание крупных больничных комплексов со своей специфической экологией - скученностью в стационарах и поликлиниках, особенностями основного контингента (преимущественно ослабленные пациенты), относительной замкнутостью помещений (палаты, процедурные кабинеты и т.д.).

  • Нарушение правил асептики и антисептики, отклонения от санитар



Приложение№3

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





















Приложение№4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Перечислите факторы влияющие на безопасность пациента и персонала путем решения тестовых заданий.

Выберите один верный ответ:

1. Профилактика внутрибольничной инфекции является актуальной проблемой:

А) только в нашей стране,

Б) в некоторых странах зарубежья,

В) в нашей стране и странах зарубежья.

2. Внутрибольничная инфекция поражает пациента в результате обращения к медработнику за:

А) советом

Б) за лечебной помощью.

3. Меры профилактики ВБИ предусмотрены инструкциями по:

А) санитарно-противоэпидемиологическому режиму;

Б) лечению нозологических форм болезни;

В) лечебно-охранительному режиму;

Г) исследованиям пациента.

4. Внутрибольничная инфекция в ряде случаев приводит:

А) к летальному исходу,

Б) к улучшению состояния пациента

5. Причины роста ВБИ:

А) недостаток лекарственных средств;

Б) широкое применение антибиотиков;

В) недостаточный контроль санэпидрежима в ЛПУ;

Г) слабая материально-техническая база.

6. Наиболее восприимчивыми к внутрибольничной инфекции являются пациенты отделений:

А) терапевтического

Б) хирургического и урологического

В) неврологического





Приложение№5

( Подведение итогов)

Эталон ответов к теоретическому осмыслению пройденной темы

Критерии оценивания

Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:

За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.

Система оценивания

«5»- не менее 14-15 правильных ответов

«4»- не менее 11-13 правильных ответов

«3»- не менее 8-10 правильных ответов

«2»- не менее менее 8 правильных ответов

Эталон ответов

1. В
2. В
3. Б
4. А
5. Б
6. Б
7. В
8. В
9. В
10. А
11. Б
12. В
13. В
14. А
15. Г
Разработчик: Бережная В.В.






Эталон ответов к тестовым заданиям

Критерии оценивания

Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:

За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.

Система оценивания

«5»- не менее 6 правильных ответов

«4»- не менее 5 правильных ответов

«3»- не менее 4 правильных ответов

«2»- не менее 3 правильных ответов

Эталон ответов

1. В

2. Б

3. А

4. А

5. Г

6. Б














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства