kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах» по теме: «Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Теоретического занятия

По профессиональному модулю:

«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»


Раздел: Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в терапии, фтизиатрии, дерматовенерологии, гериатрии, неврологии и психиатрии


МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело. 3 курс

(базовый уровень)
















Купино

2020




Рассмотрена на заседании

предметно - цикловой методической комиссии

______________________________________________

Протокол____ от___________________2020________ г.

Председатель ______________ /Степанова А.В./










































Автор - составитель: преподаватель Черняк Е.А.









Пояснительная записка

К методической разработке по профессиональному модулю: «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах» по теме: «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта»

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта». В ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания по основным принципам организации сестринского ухода в терапии, роли сестринского персонала в подготовке и проведении дополнительных методов обследования.

Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения профессионального модуля Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

  • Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

  • Пути введения лекарственных препаратов;

  • Виды, формы и методы реабилитации;

  • Вести утверждённую медицинскую документацию;

  • Осуществлять реабилитационные мероприятия;

  • Правила использования аппараты, оборудования, изделий медицинского назначения;


  • ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

  • ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

  • ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

  • ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

  • ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3), «Физкультминутка» (приложение №4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)





УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Тема занятия Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут


Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организация и оказание сестринской помощи при хронических гепатитах. Пути введения лекарственных средств. ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6;

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).


Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:

  • Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

  • Пути введения лекарственных препаратов;

  • Виды, формы и методы реабилитации;

  • Вести утверждённую медицинскую документацию;

  • Осуществлять реабилитационные мероприятия;

  • Правила использования аппараты, оборудования, изделий медицинского назначения;


  • ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

  • ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

  • ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

  • ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

  • ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.


Междисциплинарная интеграция:


Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией


Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях


Внутридисциплинарные связи: Осуществление сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания, Осуществление сестринской помощи при заболевании органов кровообращения, Осуществление сестринской помощи пациентам при заболеваниях почек.


Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций


Самостоятельная работа: конспект лекции, Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс» Работа с текстом учебника. Оформление глоссария по теме.


Перечень литературы:

Основная: Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс»

Дополнительная: Т. П. Обуховец., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: ПРАКТИКУМ. Издание – 3. Ростов – на – Дону «Феникс» 2013.




















Описание хода занятия


Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

- индивидуальный опрос


4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции

40 мин




Словесный, (вербальный) метод обучения.



5.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

2мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме заполнения индивидуальных карт

6.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 8; ОК 13; ПК 2.1. ПК 2.2 ПК 2.3. (приложение №3)

Цель: сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции

10 мин.

Выполнение студентами заданий в рабочей тетради.


Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

10 мин.

Закрепление материала осуществляется: путем решения проблемных вопросов.


7.

Подведение итогов (приложение №6)


3 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

8.

Задание на дом

  1. мин.

Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс» Стр.257-261 Работа с текстом учебника. Оформление глоссария по теме.


Всего

90 мин












Приложение №1.

Фронтальный опрос

  1. Дать определение понятию гепатит;

  2. Какие виды гепатитов вам известны?

  3. Каковы причины возникновения гепатитов?

  4. Основные клинические проявления гепатитов?

  5. Возможные осложнения гепатитов?

  6. Методы диагностики проблем пациента?

  7. Организация и оказание сестринской помощи при хронических гепатитах.

  8. Пути введения лекарственных средств при гепатитах.







































Приложение №2

Изложение материала

Сестринский процесс при хроническом гепатите

Хронический гепатит (XT) — поли этиологический диф­фузный воспалительный процесс в печени, продолжающий­ся более шести месяцев и не сопровождающийся наруше­нием дольковой структуры печени.

Этиология и патогенез. Самой частой причи­ной хронического гепатита является перенесенный острый вирусный гепатит. Доказанным является переход в хро­ническую форму острого гепатита, вызванного вирусами В, С, Д.

Значительно реже причиной хронического гепатита бы­вают аутоиммунный процесс, причина которого неизвест­на, лекарственные интоксикации (лекарственно индуци­рованный гепатит), алкоголизм.

Инфицирование вирусом гепатита В. Встречается чаще других. Основные пути передачи: парентеральный (инъекции), половой и от матери к плоду. Хронический вирусный гепатит В может трансформироваться в цирроз печени, на фоне которого может развиться рак печени.

Сам вирус непосредственно не разрушает гепатоциты, поражение печени объясняется иммунным ответом на вне­дрение вируса в гепатоцит. В зависимости от силы иммун­ного ответа ХГ протекает малосимптомно, доброкачественно (персистирующий гепатит) или агрессивно, с элемента ми некроза участков печени (активный гепатит), при котором наблюдаются внепеченочные поражения: поли­миозит, артриты, миокардит и др.

Инфицирование вирусом гепатита Д. Пути передачи такие же. Вирус Д непосредственно действует на гепатоцит, поэтому чаще переходит в активный гепатит и цир­роз печени.

Инфицирование вирусом гепатита С. Этот вирус гепа­тита чаще других вызывает развитие активного гепатита с переходом в цирроз и рак печени. Пути передачи — те же. Гепатоциты повреждаются непосредственно виру­сом и иммуноопосредованным процессом. Отличительной особенностью гепатита С является латентное и малосимптомное течение, диагноз длительно не распознается, но быстро приводит к циррозу и раку печени.

Злоупотребление алкоголем — одна из важнейших при­чин ХГ. Алкоголь повреждает гепатоциты и вызывает ауто­иммунные реакции.

Воздействие гепатотропных лекарственных средств.

К истинным гепатотоксинам относятся: парацетамол, салицилаты, цитрстатики, большие дозы тетрациклина, аминазин, анаболические стероидные препараты и др. К группе средств, вызывающих аллергическое поражение печени, относятся: транквилизаторы, фторотан, антибио­тики, противосудорожные, противодиабетические средства.

Лекарственные средства вызывают самые различные по­ражения печени: воспаление, фиброз, тромбоз печеночной вены, цирроз, опухоли и др.

Клиническая картина ХГ. Клиническая кар­тина имеет свои особенности в зависимости от инфицированности тем или иным вирусом.

Основные симптомы. ХГ: чувство тяжести или ноющие боли в правом подреберье, снижение аппетита, трудоспо­собности, усталость. Возможна желтуха разной степени вы­раженности. При обследовании пациента можно обнаружить желтуху, увеличенную и иногда болезненную при пальпа­ции печень. У некоторых пациентов пальпируется увели­ченная болезненная селезенка.

Хронический персистирующий гепатит по клиничес­кой картине характеризуется умеренными болями в правом подреберье с иррадиацией в правую подлопаточную область, жалобами на отрыжку горьким. Общее состоя­ние пациентов удовлетворительное. Обнаруживается не­большая субиктеричность склер; печень умеренно увели­чена (на 2—3 см); селезенка не пальпируется.

При дополнительных исследованиях отмечаются незна­чительные нарушения отдельных функций (умеренное уве­личение СОЭ, билирубина, АлАТ, АсАТ и др.), на УЗИ — незначительное увеличение печени и ее ткани.

Хронический активный гепатит. Жалобы пациентов на боли в правом подреберье с иррадиацией в правую ло­патку, чувство тяжести и распирания в животе, горечь и сухость во рту, тошноту, часто рвоту, почти полное отсут­ствие аппетита, повышение температуры тела, боли в сус­тавах, плохой сон, слабость.

Наблюдается желтуха, похудание, увеличение лимфа­тических узлов, геморрагии на коже, розовые («пече­ночные») ладони. Печень и селезенка значительно уве­личены.

При активном аутоиммунном (люпоидном — волчаночном гепатите) наблюдаются внепеченочные проявления: легочный васкулит, плеврит, язвенный колит, нефрит, ми­окардит.

Лабораторные исследования показывают значитель­ные нарушения функций печени (билирубин увеличен до 30-40 мкмоль/л, АлАТ, АсАТ — в 2-3 раза больше нор­мы, тимоловая проба — до 20 ЕД).

Инструментальные исследования. УЗИ и сканирова­ние печени — увеличение ее размеров, акустическая нео­днородность ткани диффузного характера. Пункционная биопсия, лапароскопия — показывают соответствующие изменения.

Лечение. Назначается диета № 5. Питание должно быть дробным — 4-6 раз в сутки. Из рациона исключают­ся жирные сорта мяса, рыбы, жареные блюда, острые за­куски, соленые и копченые продукты, изделия из гуся, утки, баранины, бобовые, шпинат, щавель, фрукты, креп­кий кофе, какао.

Лечебный режим предусматривает исключение алкого­ля; исключение гепатотоксических лекарственных средств и производственных воздействий; кратковременный от­дых в течение рабочего дня; исключение работы с боль­шой физической и психо-эмоциональной нагрузки; постель­ный режим.

Противовирусное лечение — интерфероны (альфа-интерфероны, велферон, роферон и др.) Иммунодепрессанты: глюкокортикоиды — преднизолон; цитостатики (азатиоприн). Иммуномодуляторы — натрия-нуклеонат, тималин, Т-активин, левамизол.

Метаболическая и коферментная терапия: поливита­минные сбалансированные комплексы — ундевит, дуовит, витамин Е (антиоксидант), пиридоксальфосфат, липоевая кислота, рибоксин, ессенциале.

Дезинтоксикационная терапия: гемодез, 5% раствор глюкозы внутривенно, капельно.

Не назначаются гепатопротекторы (карсил, легалон, силибор и др.), так как они могут ухудшить состояние печени, увеличить холестаз.

При персистирующем гепатите кортикостероиды, ци­тостатики и гемодез не применяются.

Санаторно-курортное лечение показано больным с хроническим персистирующим гепатитом в неактивной стадии.

Профилактика. Первичная профилактика ХГ заключается в профилактике и эффективном лечении ост­рого вирусного гепатита, в рациональном питании, борь­бе с алкоголизмом, наркоманией и в использовании ле­карственных средств строго по назначению.

Вторичная профилактика заключается в диспансери­зации пациентов, больных хроническим гепатитом.

Контрольные осмотры проводятся 1 раз в течение пер­вых 2 лет, затем — 1-2 раза в год.

Диспансеризация предусматривает режим с ограниче­нием физических нагрузок, лечебное питание, трудоуст­ройство пациентов (особенно — при активном гепатите). Продолжаются курсы поддерживающей терапии при тя­желом течении гепатита.





















Приложение№ 3

Тест - контроль



1. Диета при заболеваниях печени предполагает

а) вариант с пониженной калорийностью

б) основной вариант стандартной

в) вариант с пониженным количеством белка

г) вариант с повышенным количеством белка

2. Из рациона питания пациентов с заболеваниями печени исключают

а) жареное мясо

б) кисломолочные блюда

в) фрукты

г) пшеничный хлеб

3. Симптом цирроза печени

а) боль в правом подреберье

б) слабость, повышение АД

в) сухость кожи

г) повышение аппетита

4. Фактор риска хронического гепатита и цирроза печени

а) ожирение

б) инфицирование вирусами гепатита В

в) гиподинамия

г) низкий уровень жизни

5. Диагностическое значение при заболеваниях печени имеет взятие крови на

а) определение группы

б) посев на гемо культуру

в) ВИЧ

г) биохимический анализ

6. Для выяснения этиологии заболевания печени м/с возьмет у пациента кровь на

а) общий анализ

б) реакцию Вассермана

в) маркеры вирусного гепатита

г) определение иммунного статуса

7. Заболевание, при котором отмечаются "сосудистые звездочки" на верхней части туловища, желтуха, асцит

а) гастрит

б) холецистит

в) цирроз печени

г) энтерит

8. Для диагностики гепатита наиболее информативно проведение

а) рентгенографии желудка

б) фиброгастроскопии

в) УЗИ органов брюшной полости

г) ректороманоскопии

9. Подготовка пациента к абдоминальной пункции

а) промывание желудка

б) очистительная клизма

в) сифонная клизма

г) опорожнение мочевого пузыря

10. Осложнения при циррозе печени

а) пищеводное кровотечение

б) кишечное кровотечение

в) печеночная кома

г) все перечисленное

11. Эссенциале, карсил, витамины группы используются для лечения болезней

а) желудка

б) кишечника

в) печени

г) мочевыводящих путей

12. После абдоминальной пункции живот больного оставляют стянутым полотенцем для профилактики

а) гипертонического криза

б) кровоизлияния в мозг

в) обморока

г) отека легких

13. Для диагностики цирроза печени проводится

а) желудочное зондирование

б) дуоденальное зондирование

в) фибр гастроскопия

г) пункционная биопсия

14. Предупредить хронические заболевания печени может

а) профилактика острого вирусного гепатита

б) закаливание

в) исключение переохлаждения

г) санация очагов инфекции




Эталон ответов


Эталон ответов

1 б, 2 а, 3 а, 4 б, 5 г, 6 в, 7 в, 8 в, 9 г, 10 г, 11 в, 12 в, 13 г, 14 а,







Приложение №4

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черняк Елена Александровна

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства