kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по теме "Основы трудового законодательства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназанчена для использования в работе в системе спо

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме "Основы трудового законодательства"»

Методическая разработка открытого урока

Для обучающихся по профессии «ШВЕЯ»

Дисциплина:  «Экономические и правовые основы производственной деятельности»

Тема занятия: Основы трудового законодательства.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Цели занятия:

1.Образовательная: сформировать у обучающихся понятие об основах трудового законодательства, как основе современных правоотношений работника и работодателя.

2.Развивающая: Способствовать развитию умений анализировать, делать
заключение, решать юридические вопросы в сфере трудовых правоотношений.

3.Воспитывающая: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели. 

Цели урока : актуализировать знания обучающихся ; закрепить умения применять правовые знания при анализе конкретных ситуаций ,

Планируемые результаты учебного занятия:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.5 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Знания:
-основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения;

-права и обязанности работников и работодателей;

Умения:
-применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

-защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

Оснащение урока: компьютер, телевизор, нормативно-правовые и законодательные акты: Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, презентация, примерная форма трудового договора, карточки для индивидуальной работы.

Межпредметные связи: русский язык, охрана труда.

На занятии предусмотрены задания:

-для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа;

-для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме, в форме электронного документа;

-для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме;

Содержание урока:

1. Приветствие обучающихся.

2. Отметка отсутствующих.

3. Постановка цели урока и его содержания.

4. Актуализация знаний.

5. Подведение итогов, рефлексия.

6. Домашнее задание.

1 Организационный момент

Учитель Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, присаживайтесь. Все ли присутствую в группе? Проверьте, все ли приготовились к уроку?

Тема сегодняшнего урока «Основы трудового законодательства ». Мы с вами познакомились с понятиями и терминами которые понадобятся на сегодняшнем уроке.

Нам предстоит с вами закрепить полученные знания. Выполнив представленные задания.

(Тема, цель и план урока демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования)

2. Целеполагание урока.
Давайте вместе с Вами попробуем сформулировать цель нашего урока.
Как вы думаете, какое из высказываний, которое вы видите на экране, более всего подходит к теме нашего занятия? (слайд)
1.«Недостаточно только получить знания, надо их систематизировать и найти им достойное приложение»

(И. Гёте, немецкий поэт и мыслитель XVIII в.).
2.«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»

(А. Дистервег, немецкий педагог и политик XIX в.).
3.«Повторение - мать учения» (Русская пословица).
-Кто выбрал 1 высказывание? Почему?

- Кто бы из Вас и выбрал 2 высказывание? Почему?

-Кто бы из Вас и выбрал 3 высказывание? Почему?

Обучающийся 1: Мне понравилась пословица. Я считаю, что одной из целей занятия должно быть повторение пройденного материала.
Обучающийся 2: Мне больше всего понравилось второе высказывание И. Гёте. Я считаю, что нам нужно кроме повторения ещё всё разложить по полочкам, т.е. систематизировать знания и умения.
Обучающийся 3: А я считаю, что все три высказывания подходят к теме нашего занятия, и мы должны сегодня повторять, систематизировать и применять знания на практике и не останавливаться на достигнутом..
Вы выбрали все три? И правильно

Целью нашего урока будет: закрепление, обобщение и систематизация теоретических знаний, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач, связанных с трудовым законодательством .
3. Актуализация знаний.


Общие положения трудового права


Проверь себя


Трудовое право –это отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем



Участниками трудовых отношений являются работники и ………….


Вставьте пропущенные буквы и получите пропущенное слово


Р


б


т



а

т


л

ь















Напишите самые важных на ваш взгляд слова по теме «права и обязанности работника»



Закрасьте красным цветом слова, относящиеся к теме «Трудовое право»






Вознаграждение за

Трудовой


труд

кодекс




Честь

Работник








Трудовая дисциплина





Игра






Трудовые обязанности







Математика



Тема « Источники Трудового права».





Добавьте пропущенное слово в определении


Источниками трудового права являются нормативно - правовые акты, в которых закреплены нормы ________________права РФ.




Выберите термины, относящиеся к источникам трудового права


Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ.



_____________________________________________________________



Составьте при помощи слов пословицы и поговорки про труд.

Длинная –ленивая


труд – перетрут


Пряха – рубаха


Дело –смело


Руки – скуки

Игла – руки


Семь – один

По крыльям – по делам

Ножницы – пальцы


-Длинная нитка , ленивая швея"-когда нитка длинная, она постоянно может запутываться, шить неудобно. Всегда нитку делают длины небольшой, удобной для шитья. Только кто лениться вдевать на несколько раз нитку в иглу считали ленивыми и неумелыми швеями.

- Сделал дело гуляй смело

7 раз отмерь - 1 раз отрежь.

Терпение и труд всё перетрут

-От скуки на все руки.

-Не будет скуки, если заняты руки.

-По крыльям полет, по делам почет

-Ленивой пряхи и для себя нет рубахи- отрицательное

-Не игла шьет, а руки

-Ножницы востры, да пальцы тупы- отрицательное













(технология здоровьесбережения)

Потрудились? Отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.











Соедини стрелочками понятия и определения



1.Право



2.Трудовой кодекс




3.Конституция



А. Законодательный акт,

регулирующий трудовые

отношения


Б. Основной закон


страны


В. Совокупность правил

поведения, закрепленная


в законах


























Допишите недостающие слова в плане при поступлении на работу


1.Работник пишет _____________о приеме на работу на имя руководителя


2.Руководитель подписывает заявление и ставит гриф «В приказ»


3.Отдел кадров издает ________о приеме гражданина на работу


4.Оформляется ____________книжка


5.В трудовую _____________вносится запись о приеме на работу





Подсказка (приказ, книжка. заявление ,трудовая)



Вспомним



при заключении трудового договора в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:


паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;


трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;


документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу

документ об образовании

Вспомним


Ст.63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими


возраста 16 лет.

Закон допускает принятие на работу


  • с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий:

  • работа должна быть лёгкой и не принять вреда здоровью,

  • не должна мешать процессу обучения.




О снования для прекращения трудового договора



Отметь плюсом в каких случаях может быть расторгнут трудовой договор



Соглашение сторон






Истечение срока






Расторжение по инициативе работника





Расторжение по инициативе работодателя






Помоги заполнить памятку, выбери верные слова

П амятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».


  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в (свободное, ночное)___________время.


  • Данным лицам запрещается торговля (молочными, спиртными)___________напитками и табачными изделиями.


  • Применение их труда в игорном бизнесе, в (детских, ночных)_________клубах также недопустимо.


  • Запрещаются служебные__________(записки, командировки) сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.



  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.



  • Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.


  • Расторжение трудового договора с (совершеннолетними, несовершеннолетними)_______________работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.



К акие льготы имеют несовершеннолетние в трудовой сфере? Подчеркни правильный ответы


а) им платят больше, чем взрослым;


б) у них короче рабочий день;


в) им в обязательном порядке дают на обед пепси-колу;


д) их нельзя даже временно командировать на тяжелые работы;


ж) им по первому требованию выдают путевки для летнего отдыха на Кавказе.



1.Подведение итогов, рефлексия.

Учитель задает вопрос и дает три ответа. Ученики должны поднять номер правильного ответа.

- Обязательно составление трудового договора при поступлении на работу?

1.Не обязательно

2. Обязательно

3. Возможно

- В течении какого времени со дня поступления на работу необходимо заключить трудовой договор?

1Две недели

2. В первый день

3. Через месяц

- Сколько экземпляров трудового договора составляют?

1. Один

2. Два

3. Три

- У кого находиться трудовой договор?

1. Работника

2. Работодателя

3. Работника и работодателя

- Кто подписывает трудовой договор?

1. Работник

2.  Работодатель

3. Работник и работодатель

- Как называется договор, заключенный на определенный срок?

1. Срочный

2 .Безсрочный

3. Долгосрочный

- Какие обязательства принимает на себя работник по договору?

1. Работать

2. Оплачивать работу

3. Предоставлять отпуск

- Указывается ли в договоре режим работы?

1.не обязательно

2. Да

3. Нет

- Могут ли в договоре установить испытательный срок для несовершеннолетних?

1. Нет

2. Да

3. возможно


  1. Заключение (3 минуты)

Вы выбрали свою будущую профессию, но некоторые из вас наверняка не знают, где будут работать: станут владельцем фирмы или останутся наемными сотрудниками.

Тем не менее, есть несколько правил, которые нужно четко себе представлять:

  1. Как известно, привычки вырабатываются смолоду. Так что самое время завести привычку читать те документы, которые вы подписываете. Не бойтесь показаться занудой – внимательно прочитайте все, что должны будете подписать.

  2. Не забудьте завести для себя трудовую книжку и внимательно следите, чтобы при приеме на работу, пусть даже в самую маленькую фирму, она тщательно заполнялась. Смешно, конечно, думать о пенсии, когда тебе 17-19 лет, но когда она все же придет, то ваш стаж будет исчисляться именно по трудовой книжке.

Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с законами и со ссылкой на них.

Если же вы решите уволиться по собственному желанию, то не забудьте письменно известить об этом начальство за две недели до реального ухода с работы.

  1. Еще одно золотое правило, которое вы должны помнить, устраиваясь на работу - трудовое законодательство едино как для государственных, так и для частных организаций. И хотя печать у хозяина, как правило, лежит в столе, а не в бухгалтерии или отделе кадров, и кажется, что он в любую минуту может «казнить, или помиловать» любого своего сотрудника, это чисто внешнее различие.

  2. Если же нарушения все же случились, то можно обратиться в суд с иском, суд решит спор с администрацией.

Трудовой договор – важная составляющая современной жизни. Без знания основных принципов заключения данного документа можно совершить непоправимые ошибки. Знание основных положений трудового договора (таких как «Содержание трудового договора», «Документы необходимые для заключения трудового договора», «Условия расторжения трудового договора») позволит студентам грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу в летние каникулы и после окончания учебы.

Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения у студентов и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Домашнее задание.

- Напиши заявление на работу по образцу


Образец



Генеральному директору

(Ф.И.О. руководителя)

____________________________


(наименование предприятия )


От___________________________

_____________________________

(фамилия, имя, отчество)


Адрес________________________


_____________________________

_____________________________




З А Я В Л Е Н И Е



Прошу принять меня с "___"_________ 20__ г. на работу на должность_____________________


Документы согласно списку прилагаю:


  1. 2 фотографии размером 3*4;


  1. Ксерокопия паспорта;

  2. Трудовая книжка (оригинал);

  3. Страховое свидетельство (копия);

  4. Копия диплома об образовании;

  5. Копия свидетельства (ИНН);

  6. Справка с предыдущего места работы (форма 2-НДФЛ);




"___"_________200__г. ____________ (____________)







Критерии оценки знаний


Оценка знаний предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степень усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний курса и диагностических навыков, умения делать доказательные выводы и обобщения.

Оцениваются не только глубина знаний основных проблем по теме «Трудовой договор», но и умение использовать в ответе нормативный, жизненный, практический материал из сегодняшней реальной действительности, активное участие в беседе.

"Отлично" – оцениваются ответы, изложенные логично, в полном объеме, систематизировано, при этом основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

"Хорошо" – предполагает незначительные пробелы в знаниях, возможны недостатки в систематизации или обобщении материала, неточности в выводах.

"Удовлетворительно" – значительные пробелы в усвоении материала, изложение его не систематизировано, выводы слабо аргументированы, в изложении и выводах допущены ошибки.

"Неудовлетворительно" – содержание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задания по проверке знаний


Инспектор

Отдела

Кадров


Швея мотористка


Работник


Бригадир


Мастер


Швея мотористка



№1.

Инспектор ОК- распишитесь в трудовом договоре, проставьте дату.

Работник – расписывается

Инспектор ОК- трудовой договор останется у нас. Всего доброго. До свидания

Работник –до свидании (уходит)

_______________________________________________________________

№2

работник –Здравствуйте. Меня приняли к вам швеей мотористкой

бригадир- У меня нет свободных машин. Будешь работать гладильщицей

Работник- но в договоре указано что швеёй?

Бригадир- Ничего не знаю. Хочешь работать, работай гладильщицей


№3

Инспектор ОК- Распишитесь в договоре и проставьте дату

Работник- Но здесь не указано на какую должность меня принимают.

Инспектор ОК- Ничего страшного, я потом допишу

_______________________________________________________


№4

Бригадир- Иванова, сколько ты у нас работаешь?

Работница- Второй месяц

Бригадир- А с тобой до сих пор не заключили трудовой договор

_______________________________________________________


№5

Мастер- Сидорова, тебе передали трудовой договор из отдела кадров

Швея- Так здесь нет росписи директора.

Мастер- Ну и что . Это ведь твой экземпляр

_____________________________________________________

№6

Мастер- Петрова , ты нас не устраиваешь как работник. Завтра на работу не выходи.

Петрова- Но ведь я уже проработала 3 дня

Мастер- Ну и что. Мы ведь с тобой не заключили письменного трудового договора

Литература

Основные источники:

  1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.

  2. Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 533 с.

  3. Трудовое право России: учебник.- М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2015. – 648 с.

  4. Сошникова Т.А. Трудовое право в схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2015, - 240 с.


Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ.

  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. 2015 г.)


Дополнительные источники:

  1. Щуко Л.П. Справочник по трудовому законодательству работника и работодателя. - СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

  2. Микушина М.Н. Труд в законе. - Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2010. — 248 с. 

  3. Микушина М.Н. Трудовой договор.- Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2010. - 220с. 

Интернет-ресурсы:

1. Образцы заявлений, жалоб в суд, вступившие в законную силу судебные акты. Обзоры нормативно правовых актов, новости [Электронный ресурс]: сайт Государственной автоматизированной системы «Правосудие» /http://www.sudrf.ru – Режим доступа - http://oblsud.kmr.sudrf.ru|modules.php?name=docum_sud, свободный. – Загл.с экрана.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока по теме "Основы трудового законодательства"

Автор: Филатова Наталья Александровна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525090

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства