Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"
Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"
Одним из эффективных способов распростронения педагогического опыта, повышения своего мастерства является мастер-класс. В современных условияхразвития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов,продемонстрировать их достижения и новые возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Клепиковский Дом творчества»
Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом
Подготовил:
Вихрова Наталья Михайловна,
Старший методист МБУДО «КДТ»
Г. Спас-Клепики, 2024
Мастер-класс –
интерактивная форма обучения и обмена опытом
Уникальность мастер-класса состоит в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.
Мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся имеют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. Вот почему мастер-класс - это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.
Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог дополнительного образования должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование. Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.
Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта, повышения своего мастерства является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».
Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы, методики, технологии.
Что такое мастер-класс
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
· обзор актуальных проблем и технологий,
· различные аспекты и приемы использования технологий,
· авторские методы применения технологий на практике и др.
· тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах и др.
Задачи мастер-класса:
· передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
· совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
· оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
· изучают разработки по теме мастер-класса;
· участвуют в обсуждении полученных результатов;
· задают вопросы, получают консультации;
· предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
· высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.
Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым - открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.
Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области.
Мастерство - это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.
Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности. Особенно ярко это проявляется в области культуры, образования.
Обучение мастерству - особый вид деятельности. Умение передать свой богатый опыт - составная часть мастерства.
Как провести мастер-класс
В системе дополнительного образования мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специалистом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения. Непосредственное общение ведущих педагогов с коллегами позволяет передавать «из рук в руки» все самое ценное, что достигнуто многолетней практикой, поделиться своим «золотым запасом» с начинающими.
Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ОУ.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции преподавателя (мастера производственного обучения) и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то же время мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения «педагог - ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.
Помимо чисто практического назначения, это занятие преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель - интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Алгоритм мастер-класса:
- презентация педагогического опыта педагогом-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.
- представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. Формы проведения: имитационная игра (педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися); лекция с показом приемов; практическое занятие; интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие) и т.п. Слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование: участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
- Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.
Итак, мастер-класс - это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области социальной и педагогической психологии.
Особенности проведения мастер-классов:
По составу аудитории: для педагогов, для обучающихся, смешанная группа (педагог и обучающийся).
По месту проведения: аудитория (кабинет), в мастерской художника, в музее, на выставке, на пленере и т.п.
По охвату аудитории: индивидуальные, групповые (одновозрастные, разновозрастные).
По степени присутствия: дистанционные (с использованием современных медиасредств: интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты), с личным присутствием педагога.
Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс - это всегда однодневное мероприятие.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.
Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.
Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.
На мастер-классе будут:
· описание общего алгоритма работы;
· разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
· обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
· рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
· ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Условия проведения мастер-класса
Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать. А именно:
· удобное для проведения занятий помещение;
· технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.;
· канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.);
· вода, чай, кофе и продукты питания для использования в перерыве.
Формы проведения мастер-класса:
· сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;
· демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;
· представление систем воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
· уроки со взрослыми, на которых демострируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;
· самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
· проектная, исследовательская, творческая деятельность слушателей.
Формы проведения мастер-классамогут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде: мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации., мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности, мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.
В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерактивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъекта требуется различная подготовительная работа.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника
мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно
участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей
деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Итак, если вы планируете провести мастер-класс, вам необходимо:
• чётко определить ведущую педагогическую идею и связать ее с темой мастер-класса;
• определить цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе;
• по возможности придумать неожиданные предметы или открытия в обычном - которые раскрывают ведущую педагогическую идею;
• решить, будет это одноразовый мастер-класс или серийный;
• узнать о степени квалификации педагогов, участвующих в мастер-классе (начинающие педагоги или высококвалифицированные);
• составить подробный план мастер-класса;
• решить, какие методы и приёмы можно будет применить в процессе проведения мастер-класса;
• неоднократно проработать демонстрационную часть и комментарии к ней;
• подумать, какие технические средства Вы будете использовать;
• подготовить иллюстративный и дидактический материал Вы будете использовать;
• организовать дискуссию, обмен опытом, обсуждение результатов мастер-класса.
Педагогу-мастеру следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников:
Если это начинающиепедагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных
педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
Заключение
Мастер-класс - это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.
Мастер–класс-это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.
Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников; создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Мастер-класс-это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс-это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс-это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Мастер класс-одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
1-ый шаг. Презентация педагогического опыта:
краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся;
краткое обоснование основных идей технологии;
описание достижений в опыте;
доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник;
определение проблем и перспектив в работе учителя (преподавателя).
2-ой шаг. Представление системы уроков:
1) описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;
2) определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4-ый шаг. Моделирование:
1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;
2. обсуждение авторских моделей урока.
5-ый шаг. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.
Список литературы
1. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. - № 2. – С. 34 - 37
2. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63
4. Панина, Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст] : методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 408 с.
5. Пахомова, Е.М., др. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие [Текст] / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведение [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. Под ред. Т. С. Паниной – Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
7. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
8. Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40.
9. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
10. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.
11. Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы [Текст] / Т. В. Хуртова - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с..
Интернет-ресурсы по проведению мастер-класса:
1. День за днём http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=167
2. Журнал ВИО http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_3_1.htm