kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных способов распростронения педагогического опыта, повышения своего мастерства является мастер-класс. В современных условияхразвития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов,продемонстрировать их достижения и новые возможности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Клепиковский Дом творчества»


 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Подготовил:

                                                    Вихрова Наталья Михайловна,

                                                        Старший методист МБУДО «КДТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Спас-Клепики, 2024



 

Мастер-класс –

 интерактивная форма обучения и обмена опытом

 

Уникальность мастер-класса состоит в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских за­дач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, раз­розненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.

Мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся име­ют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной по­вседневной жизни удается лишь немногим. Вот почему мастер-класс - это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.

Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог дополнительного образования должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование. Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.

Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта, повышения своего мастерства является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».

Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы, методики, технологии.

 

Что такое мастер-класс

 

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции

Мастер-класс - (от английского masterclassmaster – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

 

Тематика мастер-классов включает в себя:

·                     обзор актуальных проблем и технологий,

·                     различные аспекты и приемы использования технологий,

·                     авторские методы применения технологий на практике и др.

·                     тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах и др.

Задачи мастер-класса:

·                     передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

·                     совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

·                     рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

·                     оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

 

В ходе мастер-класса участники:

·                     изучают разработки по теме мастер-класса;

·                     участвуют в обсуждении полученных результатов;

·                     задают вопросы, получают консультации;

·                     предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

·                     высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

 

Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невоз­можно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторы­ми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональ­ной деятельности, а молодым - открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.

Целью проведения мастер-класса является демонстрация луч­ших достижений педагога как подлинного мастера в своей обла­сти.

Мастерство - это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные по­знания теории и практики в конкретной сфере.

Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподража­емым своеобразием результатов своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выра­жает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности. Особенно ярко это проявляется в области культуры, образования.

Обучение мастерству - особый вид деятельности. Умение передать свой богатый опыт - составная часть мастерства.

 

Как провести мастер-класс

 

В системе дополнительного образования мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специали­стом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педаго­га, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения. Непосредственное обще­ние ведущих педагогов с коллегами позволяет передавать «из рук в руки» все самое ценное, что достигнуто многолетней практикой, поделиться своим «золотым запасом» с начинающими.

Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ОУ.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции преподавателя (мастера производственного обучения) и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то же время мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения «педагог - ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Помимо чисто практического назначения, это занятие пресле­дует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель - интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

 

 

Алгоритм мастер-класса:

 

-                   презентация педагогического опыта педагогом-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.

 

-                   представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

 

-                   деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы  с детьми. Формы проведения: имитационная игра (педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися); лекция с показом приемов; практическое занятие; интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие) и т.п. Слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

 

-                   Моделирование:  участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

 

-       Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.

 

Итак, мастер-класс - это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области со­циальной и педагогической психологии.

Особенности проведения мастер-классов:

По составу аудитории:  для педагогов, для обучающихся, смешанная группа (педагог и обучающийся).

По месту проведения:  аудитория (кабинет),  в мастерской художника, в музее, на выставке, на пленере и т.п.

По охвату аудитории: индивидуальные, групповые (одновозрастные, разновозрастные).

По степени присутствия: дистанционные (с  использованием  современных  медиасредств:  интернет, телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты),  с личным присутствием педагога.

 

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание индивидуальной ра­боты с возможностью приобретения и закрепления практиче­ских знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс - это всегда одно­дневное мероприятие.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность по­практиковаться под чутким и благожелательным контролем ма­стера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный под­ход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе про­дуктивной деятельности всех его участников.

 

Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, раз­ве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно за­интересовать, «зацепить» слушателя.

Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех пе­дагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они так­же нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую ори­гинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопре­зентации на любом уровне.

 

Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тре­нингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат тра­диционных способов передачи педагогического опыта.

На мастер-классе будут:

·                     описание общего алгоритма работы;

·                     разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;

·                     обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;

·                     рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;

·                     ответы педагога-мастера на интересующие слушателей во­просы.

 

Условия проведения мастер-класса

Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависи­мости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно по­влиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть не­сколько важных вещей, которые нельзя игнорировать. А именно:

·                     удобное для проведения занятий помещение;

·                     технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.;

·                     канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.);

·                     вода, чай, кофе и продукты питания для использования в пе­рерыве.

 

Формы проведения мастер-класса:

 

·                     сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;

·                     демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;

·                     представление систем воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;

·                     уроки со взрослыми, на которых демострируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;

·                     самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;

·                     совместное моделирование внеклассного мероприятия;

·                     проектная, исследовательская, творческая деятельность слушателей.

 

Формы проведения мастер-класса могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде: мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации., мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности, мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.

В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерак­тивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъ­екта требуется различная подготовительная работа.

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

 

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника

 мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно

участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей

 деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

 

Итак, если вы планируете провести мастер-класс, вам необходимо:

 

•      чётко определить ведущую педагогическую идею  и связать ее с темой мастер-класса;

•      определить цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе;

•      включить фантазию, придумать интересный замысел мастер-класса;

•      по возможности придумать неожиданные предметы или открытия в обычном -  которые раскрывают ведущую педагогическую идею;

•      решить, будет это одноразовый мастер-класс или серийный;

•      узнать о степени квалификации педагогов, участвующих в мастер-классе (начинающие педагоги или высококвалифицированные);

•      составить подробный план мастер-класса;

•      решить, какие методы и приёмы можно будет применить в процессе проведения мастер-класса;

•      неоднократно проработать демонстрационную часть и комментарии к ней;

•      подумать, какие технические средства Вы будете использовать;

•      подготовить иллюстративный и дидактический материал Вы будете использовать;

•      организовать дискуссию, обмен опытом, обсуждение результатов мастер-класса.

Педагогу-мастеру следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников:

 

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.

 

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных

педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.

        

Поэтому в первом случае обсуждение  направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.

        

Заключение

 

Мастер-класс - это эффективный способ демонстрации нако­пленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, каждому педаго­гу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятель­ности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, по­вышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Мастер–класс-это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

Учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.

Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников; создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Мастер-класс-это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс-это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер–класс-это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер класс-одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

 

 

 

 

Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

 

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта:

краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся;

краткое обоснование основных идей технологии;

описание достижений в опыте;

доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник;

определение проблем и перспектив в работе учителя (преподавателя).

2-ой шаг. Представление системы уроков:

1) описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;

2) определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра.

Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4-ый шаг. Моделирование:

1.                 самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;

2.                 обсуждение авторских моделей урока.

5-ый шаг. Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.

 

Список литературы

 

1.                 Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. - № 2. – С. 34 - 37

2.                 Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.

3.                 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63

4.                 Панина, Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст] : методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 408 с.

5.                 Пахомова, Е.М., др. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие [Текст] / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

6.                 Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведение [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. Под ред. Т. С. Паниной – Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

7.                 Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

8.                 Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40.

9.                 Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

10.            Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.

11.            Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы [Текст] / Т. В. Хуртова - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с..

 

 

Интернет-ресурсы по проведению мастер-класса:

 

1. День за днём http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=167

2. Журнал ВИО http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_3_1.htm

3.Калейдоскоп учителя

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/metodika_provedenija_quot_master_klass_quot/1-1-0-69

4.Методика проведения мастер-класа http://do.gendocs.ru/docs/index-94787.html

5.Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

http://www.openclass.ru/wiki-pages/51787

6.Современные проблемы науки и образования http://www.science-education.ru/102-5831

7.Солигорский экономический колледж

http://www.solteh.net/index.php/methodical-piggy-bank/metodicheskie-supplies/29-master

8.Соцобраз - сетевое социально-педагогическое сообщество

http://www.socobraz.ru/index.php/Мастер-класс

9.Учитель — учителю

http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/organizacija_i_provedenie_master_klassov/63-1-0-5922

10.Учитель года России http://ru-teacher.ru/node/40

11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/articles/515316/

http://festival.1september.ru/articles/531889/

12.Школа успешного учителя http://edu-lider.ru/texnologiya-provedeniya-master-klassa/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Мастер-класс – интерактивная форма обучения и обмена опытом"

Автор: Вихрова Наталья Михайловна

Дата: 09.02.2024

Номер свидетельства: 645386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства