kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Формирование жанрового чувства у учащихся в классе гитары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе с учащимися в классе гитары над жанром вальса с первых лет обучения необходимо воспитание жанрового стиля и накопление определенных навыков и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование жанрового чувства у учащихся в классе гитары"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

 

 

 



 

Методическая работа

преподавателя отделения народных инструментов

Головиной Натальи Михайловны

 

 

«Формирование жанрового чувства у учащихся в классе гитары»

 













г. Ульяновск

2022 год


Формирование жанрового чувства у учащихся класса гитары


При работе с учащимся в классе гитары над жанром вальса с первых лет обучения необходимо воспитание жанрового стиля и накопление определённых навыков и умений. Разучивая даже небольшое произведение в жанре вальса, необходимо обращать внимание на особенности метро-ритмического строения и характера произведения. Также необходима работа над выразительными средствами (динамика, агогика, штрихи, артикуляция, тембральность). Следует обратить внимание на особенности вальсового аккомпанемента – чуть заметная опора на бас. При работе над вальсом, анализируя музыкальное произведение, педагог должен учитывать эпоху его создания.

Работая над жанром вальса в классе гитары, педагог развивает образное мышление учащегося, формирует эстетический вкус, помогает раскрывать богатейшие возможности гитары и формирует мастерство юного музыканта. Задача освоения произведения:

1. Формирование базисной техники (освоение необходимых фактурных формул, дифференциация мелодии и аккомпанемента).

2. Формирование жанрового чувства через формирование жанрового фрейма и жанрового кода.

3. Формирование в сознании учащегося единой системы интонационных связей, лигики и развития музыкального материала.

4. Организация художественных средств и приемов исполнения вальса.


Работа над жанром вальса в младших классах


Вальс является одним из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Многие бытовые танцы, как правило, вели свое происхождение от народных плясок. Вальс развился из чешских и австрийских народных танцев лендлеров. Название «вальс» появилось в 70-х годах 18 века. Музыкальный размер трехдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.

В начале 19 века галантный аристократический менуэт был вытеснен вальсом, быстро распространившимся в широких кругах горожан. С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп более быстрым, стремительным, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула.

Проникнув в творчество композиторов — классиков, этот танец стал средством выражения настроений мечтательных, порою беспокойных. Характерные черты Вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой, получили свое развитие во многих классических школах. Ведущее место в художественно — эстетическом воспитании гитариста принадлежит классическому наследию. Но, отбирая классический репертуар, надо помнить о современности. Репертуар должен быть актуальным. В репертуар ученика нужно подбирать произведения с яркой запоминающей мелодией, более прозрачной фактурой, которые нравились бы ученику. На начальном этапе обучения, основу художественного репертуара составляют народные, детские и массовые песни, танцы, а так же оригинальные гитарные пьесы милой формы, созданные композиторами — классиками, композиторами — методистами с учетом специфики начального обучения.

Схематически этапы работы над музыкальным произведением (вальсом) можно обозначить следующим образом:

1.предварительное ознакомление

2.детальная проработка

3.целостное оформление

Педагогическая практика показывает, что быстрее всего бывает, выучена пьеса, танец, песня (и т. д.), которая нравится ученику. Потому, весьма желательно, чтобы первое знакомство с произведением вызвало у него положительные эмоции. Такие эмоции может вызвать хорошее исполнение в концерте. Сильное впечатление может оставить исполнение (хорошее) педагога. На следующем этапе весьма желательным является применение элементов проблемного обучения, стимулирующие самостоятельные поиски ученика.

Рассмотрим «Маленький вальс» Иванова-Крамского.

Анализируя пьесу танцевального характера в жанре вальса, следует обратить внимание ученика на тональный план. I часть написана в до мажоре, II часть в тональности ля минор, затем тщательно проанализировать строение мелодии, фактуру. Важно уяснить развитие мелодии, ее членение на построения (мотив, фраза, предложение, период). В нотном тексте для клавишных и других инструментов фраза обычно отделяется лигами, которые указывают на целостность музыкального построения, либо на мелкие мотивы или разнообразные артикуляционные способы соединения звуков. В гитарных нотах фразировочная лигатура не выставляется.

При проигрывании педагогом Вальса ученику важно, прежде всего, почувствовать характер основной интонации (первые два-четыре такта). Далее следует обратить внимание на метр и ритм Вальса, выяснить так называемую «единицу тактирования», определение характера. В соответствии с предлагаемым характером Вальса необходимо определить способ артикуляции; очень важно сделать это именно при ознакомлении, т. к. в дальнейшем аппликатура будет подорвана под строго определенный способ артикуляции, а так же можно определить план тембровой окраски звука, тембровой окраски струн.

Знакомство с Вальсом состоялось, представление о нём получено. Наступает стадия разучивания — детальной проработки материала. Приступая к работе над Вальсом, ученику необходимо разъяснить некоторые правила нотной записи для гитары.

Характерным для этого вальса является легкое движение мелодии, легкий танцевальный ритм. Автором указанно на необходимость подчеркивания ритма знаком . Играть мелодию следует легато. В левой руке пальцы прижимают группы нот. Движения должны быть экономичными, и если одна и та же нота переходит из одного такта в другой, то палец левой руки не отнимать, и пальцы меняются лишь при смене нот. Например, звук до (1 лад второй струны) из первого такта продолжает звучать и во втором такте, стало быть, первый палец не снимается и продолжает нажимать лад. Басовые ноты необходимо играть сочным полным звуком, увеличивая их длительности, то есть как бы педализируя.

Далее нужно преступить к работе над художественным исполнением Вальса. Наводящими вопросами нужно дать ученику порассуждать о характере. Характер исполнения Вальса — весёлый. Обратить внимание ученика на восходящие и нисходящие движения звуков, на построение фразы, на то, как используются динамические оттенки. Следует привлечь слух ученика к звуку ми (в 7 такте) — это кульминационный момент — самое яркое место в звучании Вальса. Полезно ввести ансамблевую игру.

Ученик исполняет мелодию – педагог аккомпанирует. Необходимо рассказать о сопровождении мелодии (аккомпанементе), который педагог исполняет, и так же нужно говорить не только о выразительном исполнении мелодии, но аккомпанемента. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает, по сути, жанр вальса.

Если в предыдущем примере партию аккомпанемента играл педагог, то в «Вальсе» Ф. Карулли необходимо приобрести навыки аккомпанемента ученику.

Вальс написан в размере 3/8, потому при разучивании счет — «раз», «два», «три». На каждый счет новый звук или созвучие. Особое внимание нужно обратить на знаки артикуляции пальцев правой руки. Ноты, записанные штилем вниз (басы) необходимо полностью выдерживать. Они равны 3/8 и должны звучать до окончания такта, пока не будут сыграны два последующих созвучия. Опорной и сильной долей в Вальсе является первая — бас, который должен исполняться, слегка подчеркнуто, певуче, но не акцентировано.

В технике исполнения двойных нот основная нагрузка ложится на правую руку. Пальцы должны двигаться согласованно, чтобы исполняемые двойные ноты получились полнозвучными, сбалансированными. После звукоизвлечения пальцы, подобно пружинкам, возвращаются в исходную позицию, готовые «подхватить» следующее созвучие. Бас нужно научить играть ученика приемами апояндо и тирандо. Двойные ноты — тирандо. Не нужно оставлять p после извлечения баса на соседней струне, и ставить его на изгиб i. Ноты без баса (4-й и 7-й такты) можно исполнить апояндо.


Работа над жанром вальса в средних классах


В средних классах расширяется круг образной сферы, педагоги открывают секреты стилевого исполнения вальса различных композиторов и эпох. Художественный репертуар составляет произведения созданные композиторами разных эпох, а также обработки народных песен и танцев различных стран и разнообразных стилей. В их числе также встречаются и вальсы их писали и композиторы-классики, и современные композиторы. Писали в этом жанре гитаристы блестящего периода, романтики (Кост, Мертц, Таррега), композиторы XX века – А. Баррмос, Р. Диенс и другие.

В средних классах также рекомендуется работать над произведениями по краткому музыкально-исполнительскому плану:

  • форма;

  • строение мелодии, фактуры;

  • развитие мелодии;

  • штрихи;

  • артикуляционные способы соединения звуков;

  • кульминация;

  • характер вальса;

  • тембровая окраска звука.

Далее наступает стадия разучивания – детальная проработка материала, а последний этап - целостное исполнение произведения.

В средних классах в репертуар включаются произведения этого жанра современных композиторов. Среди сочинений этого жанра можно найти произведения отечественных композиторов, таких как В. Козлов, Ш. Мухатдинов, Е. Поплянова, Н. Кошкин, О. Киселев, С. Руднев, А. Павлов-Азанчеев, А. Иванов-Крамской.

Если в младших классах разбор произведений осуществлялся под контролем педагога, то на этом этапе предлагается большая самостоятельность обучающегося.

На заключительном этапе работы над произведением рекомендуется прослушивать имеющиеся записи с исполнением разучиваемых произведений.

Рассмотрим вальс из альбома В. Козлова «Веселые струны».

Вальс написан простым ритмическим рисунком в тональности ре минор.

Гомофонно-гармонический язык изложения выдвигает задачу дифференциации мелодии и аккомпанемента в процессе исполнительского интонирования. Отсюда следуют задачи артикуляционные, фразировочные, интонационные, динамические, агогические, тембровые и т.д.

В узком техническом смысле перед обучающимся будут поставлены следующие задачи:

  • умение играть большое баррэ;

  • исполнение аккордов на стаккато;

  • умение выполнять приемы вибрато;

  • выполнять агогические отклонения;

  • исполнять флажолеты.

Осуществление этих задач потребуют от учащихся владение специальными игровыми навыками: владение техники смены позиции, владение комбинированным (смешанным) звукоизвлечением. Итогом выполнения поставленных задач должно стать выразительное исполнение произведения.


Работа над жанром вальса в старших классах


В старших классах происходит углубление музыкального содержания, усложняется музыкальный язык. Вальс может звучать как часть сюиты, а не просто как миниатюра.

Современные композиторы-гитаристы обращаются к жанру вальса постоянно. Вальс пишется как одна из пьес сюит, альбомов. Например, «Вальс промокшего зонтика» из сборника «Путешествие на остров Гитары» Елены Попляновой, «Вальсы» из сборника «Времена года» Олега Киселева, «Венесуэльские вальсы», «Креольские вальсы» Антонио Лауро, «Поэтические вальсы» Энрике Гранадоса.

Рассмотрим Вальс А. Лауро (1917-1986гг. – одно из популярных сочинений венесуэльского гитариста-композитора. Произведение очень мелодично и интересно в техническом решении. Логично и естественно в пьесе исполнение технического легато, с помощью которого обостряется синкопированный ритм мелодии и облегчается игра правой руки.

В начале средней части особое внимание нужно уделить ритму, который следует разучить в медленном темпе.

Исполнять вальс нужно мягким тембром – правая рука у XIX лада с приемов вибрато.

Следует уделить внимание работе над исполнением флажолет, баррэ, технического легато, синкопированного ритма во 2 части, что даст возможность учащемуся исполнять вальс в указанном оживленном темпе и адекватно передать авторский замысел.


Заключение


Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: формирование жанрового чувства учащихся ДШИ является важнейшей задачей для формирования музыкально-эстетической личности. Последовательная и тщательная работа над жанром вальса способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет их кругозор, поднимает культурный и исполнительский уровень.




Список литературы


1. Гитман А. Практическая теория начального обучения гитариста. Как учить играть на гитаре. — М., 2006.

2. Домогацкий В. Из опыта молодого гитариста. Как учить играть на гитаре. — М., 2006.

3. Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. — Красноярск, 2004.

4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре — М., 1989.

5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М., 1990.

6. Кузнецов В. Игровой аппарат гитариста: принципы постановки и работы. Как учить играть на гитаре — М., 2006.

7. Кузин Ю. Азбука гитариста. — Новосибирск, 2006.

8. Кузин Ю. 6 струн — 6 ступенек. — Новосибирск, 2006.

9. Контрерас А. 165 советов Дэвида Рессела о технике гитарной игры. Как учить играть на гитаре. — М., 2006.

10. Макуренкова Е. О. Вопросы исполнительного интонирования в работах Б. В. Асафьева. Музыкальное исполнительство, Выпуск 11. — М., 1983.

11. Михайленко Н. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. — Киев, 2003.

12. Николаев А. Некоторые вопросы артикуляции на начальном этапе обучения в классе гитары. Вопросы музыкальной педагогики. — Ленинград. 1985.

13. Россихина В. П. Беседы о классической музыке. — Мир знаний. — М., 1980.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Формирование жанрового чувства у учащихся в классе гитары"

Автор: Головина Наталья Михайловна

Дата: 07.09.2022

Номер свидетельства: 612676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства