kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятие гражданско-патриотической направленности "Казачьи посиделки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным ценностям.

Задачи:

  • знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  • приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  • развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  • воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  • воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры;
  • создание радостного настроения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие гражданско-патриотической направленности "Казачьи посиделки"»

Мероприятие гражданско-патриотической направленности

"Казачьи посиделки"



Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным ценностям.

Задачи:

  • знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;

  • приобщать детей к творчеству жителей Дона;

  • развивать творческие способности, художественный вкус детей;

  • воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

  • воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры;

  • создание радостного настроения.

Исторические сведения. С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки - это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Много было пролито казачьей крови. По всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей.

В казачьих поверьях степную траву – ковыль считают травой мертвых, так как она растет на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” – это дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Казаки говорят что цветы – это души казаков, погибшие в боях и походах на чужбине. Весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи ни траву, ни цветок лазоревый.

Самый близкий друг казака – это конь. Казаки ухаживали за жеребятами, как за детьми. Поэтому вырастая, конь платил хозяину преданностью и любовью, не давался в руки другим людям. В сабельном бою такой приученный конь лягал и кусал коня врага. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Оружие казака - топорик, шашка, сабля. Шашка - символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Наши «Казачьи посиделки» посвящаются нашей малой родине. Сегодня мы вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

Звучат казачьи песни (в записи).

Ведущие казак и казачка: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые!

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься!

Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казачки сейчас идут

Поплясать немножко!

Танец «Казачья плясовая».

Ведущие казак и казачка: Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится.

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Казан проверяют по звону, а казака по слову.

2. Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет.

3. Казак без коня, что охотник без ружья.

4. Казак дружбу соблюдает, в беде коня не оставляет.

5. Кто пули боится, тому в казаки не годится.

6. На Дону исстари ведётся, без запевалы песня не поётся.

7. На Дону казаку и камешек подпевает.

8. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.

9. Земля донская – мать родная.

10. Дон тихий, а слава о нем громкая.

11.На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

12.Казачья смелость порушит любую крепость.

13.Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.

14.Казак без друзей что дуб без корней.

15. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

Ведущие казак и казачка: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.

А теперь мы отдохнем

Да загадки разберем!

Дети отгадывают загадки.

1. Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой (сабля).

2. На чужой спине едет, на своей груз везёт (седло).

3. На солнышке полежал, да весь в ерик убежал (снег весной).

4. Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь (кот).

5. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов (муравьи).

6. Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит (метла).

7. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется (вёдра и коромысло).

Ведущие казак и казачка: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. Давайте послушаем и посмотрим выступление наших ребят и обсудим, как звучала речь казаков.

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Как у нас на Дону люди сильные

Прославляют землю изобильную.

Дети показывают сценку.

СКАЗКА-БЫЛЬ О ДОНСКОЙ РЫБАЛКЕ

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак с внучкой-казачкой. А в Дону рыба водится, прямо загляденье.

Внучка просит деда сходить на рыбалку: - «Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща! «Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!» - согласился с внучкой дед.

Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?

Который час сижу, а хоть бы раз объело?

Ей видно не по вкусу червячок.

Да разве ж это, братцы, дело!?

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле-еле…

А нонче – ты спроси у казаков,

Уловы наши страшно поредели.

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Я внучке ничего и не поймаю?

Внучка: Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!

Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,

Славный лещ ко мне идет!

Вот так рыбку я поймал, посмотри,

Ну-ка, внучка, по быстрее нам ушицы навари!

Ведущие казак и казачка:

Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые

А казачки нам под стать,

Так что глаз не оторвать.

Дети показывают сценку.

«СОСЕДКИ»

(Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами)

Встречаются казачки.

1 казачка: Здорово дневала, соседушка. Заходи на часок, погутарим.

(Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника).

2 казачка: Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

1 казачка: Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем-деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

2 казачка: Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.

1 казачка: А я, соседушка, уже отстряпалась: дичь зажарила, пироги с картофелем напекла, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом наварила.

2 казачка: Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые. (Уходит).

Дети рассуждают об устройстве быта и жизни казаков. Делятся собственными наблюдениями и информацией о жизни своих бабушек (прабабушек) и дедушек (прадедушек).

Ведущие казак и казачка: Какая красивая и самобытная речь донских казаков, ее ни с какой другой не спутать!

Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

Ведущие казак и казачка: А теперь проверим, знаете ли вы, ребята информацию о нашей реке Дон.

Ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Дети отвечают на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ"

  1. Как в древности называлась река Дон? (Танаис)

  2. Почему Дон называется Тихим? ( Дон имеет очень медленное течение, почти на всём протяжении Дона много мелей.)

  3. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)

  4. Назовите животных (растения) донского края.

Ведущие казак и казачка: Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне, веселиться и отдыхать. А что же у нас казаки засиделись? Ну-ка, выходите, свою удаль покажите.

ИГРА В ШАПКУ

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают друг другу шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков. Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка. Если стоящий поймал шапку, то он меняется местами с тем игроком, который не поймал шапку.

ИГРА «ЖУК»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Считалкой выбирается водящий. Водящий становится спиной к игрокам и подставляет ладонь под ухо. Игроки дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до него. Если угадал неверно, то игра продолжается, если верно — то водящим становится игрок, которого угадал водящий.

Ведущие казак и казачка:

Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мероприятие гражданско-патриотической направленности "Казачьи посиделки"

Автор: Петряева Нина Андреевна

Дата: 07.03.2019

Номер свидетельства: 502318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
1790 руб.
2240 руб.
2220 руб.
2770 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства