Материальные и психологические проблеммы информатизации образования
Материальные и психологические проблеммы информатизации образования
Информатизацию образования сегодня рассматривают, как обязательное условие для создания информационной базы будущего общества. Цель информатизации образования заключается в глобальном, рациональном использовании новых информационных технологий: создании благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации; увеличения интенсивности взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации; изменении модели управления образованием и повышение его качества. Данная цель должна решить задачу подготовки специалистов с новым типом мышления, сформировать новую информационную культуру. Также создать механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов, что требуют образовательные стандарты второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материальные и психологические проблеммы информатизации образования»
МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Иванова, Л.А. Паничкина,
МБОУ ООШ №15, г.Старый Оскол, Белгородской области
Информатизацию образования сегодня рассматривают, как обязательное условие для создания информационной базы будущего общества. Цель информатизации образования заключается в глобальном, рациональном использовании новых информационных технологий: создании благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации; увеличения интенсивности взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации; изменении модели управления образованием и повышение его качества. Данная цель должна решить задачу подготовки специалистов с новым типом мышления, сформировать новую информационную культуру. Также создать механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов, что требуют образовательные стандарты второго поколения.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность должны быть сформированы библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Также при реализации образовательных программ должны использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Создание государствен-
ных информационных систем - единого информационного пространства.
Концепция развития информатизации образования предусматривает активное внедрение ИКТ в образовательный процесс. Для этого предполагается обучить педагогических работников использовать новые технологии в своей деятельности, обновить компьютерную технику, обеспечить современными автоматизированными рабочими местами, имеющими доступ в интернет и связанными по сети, оснастить школы электронными учебниками, планшетами и подобными устройствами, которые позволят в полной мере организовать единое информационное пространство.
С какими же трудностями сталкиваются современные школы при реализации обучения по ФГОС и информатизации образовательного процесса.
В первую очередь рассмотрим возможность обучения педагогических работников использованию ИКТ. Современные педагоги на довольно высоком уровне владеют информационными технологиями благодаря курсам повышения квалификации, которые в достаточном объеме проводятся в большинстве регионах Российской Федерации, а также постоянному самообразованию и заинтересованности в получении высоких образовательных результатов. Поэтому задачу подготовки специалистов именно в лице педагогических работников можно считать решенной.
Что же касается материально - технического обеспечения образовательного процесса новой компьютерной техникой, то в последние годы, централизованные поставки компьютерного оборудования во многие школы практически не осуществляются. Некоторые образовательные учреждения не имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, не в полной мере осуществляется выход в глобальную сеть.
Не каждая школа имеет в своем штате сотрудника, который смог бы выполнить настройки локальной сети, а также контентной фильтрации для безопасного доступа в интернет. Отсутствие во многих школах доступа к глобальным сетям за рабочим местом каждого учителя не дает возможности внедрить автоматизированную систему управления – электронный журнал, что также является необходимым условием информатизации образования.
Но если школа, преодолев вышеописанные трудности, полностью информатизирует свою деятельность, то как быть с детьми и родителями, не имеющими финансовых возможностей для поддержания системы виртуального пространства образовательной среды. Ведь не в каждой семье сегодня есть компьютер, тем более с выходом в интернет.
То же касается и оснащения образовательного процесса электронными учебниками и средствами для их применения. Бюджетные общеобразовательные учреждения, также как и родители, не располагают финансовыми возможностями для удовлетворения данных требований.
Также существуют и психологические аспекты, замедляющие процесс информатизации образования. Не все педагоги настроены на изменение методики преподавания предметов. Многие считают, что эта практика повлечет ряд негативных последствий таких как подавление межличностного общения, усилению социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем, ослаблению способностей к самостоятельному творческому мышлению, пассивность усвоения информации.
Можно увидеть, что большинство опасений психологического характера связаны с ненадежностью материальной поддержки процесса информатизации. Для решения рассмотренных проблем нужно постоянное взаимодействие представителей образования и науки, мощная поддержка этого процесса со стороны государства в материальном плане для всех участников образовательного процесса. Педагоги школ должны своевременно реагировать на все изменения, происходящие в образовании, разумно использовать информационные возможности современного мира, выявлять и решать актуальные проблемы информатизации, постоянно самообразовываться и вести свою деятельность таким образом, чтобы, не смотря на все психологически опасные аспекты информатизации образования, сохранить целостность и гармоничность развития личности каждого ребенка.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 года.
Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (Электронный ресурс). URL: http://www.fcpro.ru/.
Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования.//Открытое образование, № 3(74), 2009. –С.63-72.