- практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
План мастер-класса:
- Организационный этап
- Основной этап
- Заключительный этап. Выводы.
Ход мастер-класса
Организационный этап.
Здравствуйте, уважаемые ребята!
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему: « «Обучение игре на шестиструнной гитаре»
Тема мастер – класса выбрана не случайно, так как именно первоначальное знакомство с инструментом, обучение правильной посадке, постановке рук, практическое освоение основных приемов игры, первый положительный опыт является основой начального этапа обучения и дальнейшего успешного развития техники игры на гитаре.
II.Основная часть
Вначале нашего занятия расскажем немного об истории
гитары и разновидностях инструмента в настоящее время.
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки.
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это - киннор, набла, нефер, цитра, кифара, виуэла и др. По прошествии веков предшественники гитары имели корпус различной формы, различное количество струн.
В Средние века основным центром развития гитары была Испания. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. В Россию испанская гитара попала в XVIII веке, отчасти благодаря работавшим в России итальянским композиторам и музыкантам.
С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер.
Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими (показываю классическую гитару). Классическая гитара имеет шесть струн.
Из начала XX века с Американского континента к нам пришла акустическая (эстрадная) гитара, в расцвет джаз и фолк музыки. Нужна была громкая гитара для игры на сцене. И на самом деле акустическая гитара звучит на много громче классической. Акустическая гитара – это гитара с большим корпусом, металлическими
струнами и металлическим стержнем (анкером) в грифе.
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. Громкость звука электрогитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.
Наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).
Число ладов на гитаре - от 18 (классика) до 36 (электро).
Число струн - от 4 до 14 (или более, индивидуальные модификации)
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клён. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны.
Переходим к практической части. Гитаристу на первоначальном этапе приходится преодолевать болевой порог, так как любой струнный инструмент требует силы, выносливости и гибкости кистевых мышц. Но со временем кистевые мышцы укрепляются, кожа на подушечках пальцев становится тверже и болевых ощущений исполнитель не испытывает.
Прежде чем раздать инструменты, коротко расскажем об
устройстве (Показ гитары).
А теперь обратите внимание на правильную посадку гитариста. (Показ, объяснение).
Работа с инструментом.
Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает (показ). При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.
Апояндо (от исп.apoyando, опираясь) — щипок с опорой, после которого палец опирается о соседнюю струну.
При тирандо (исп.tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну,
После показа приемов игры, извлекаем поочередно на
каждой струне звуки приемами тирандо и апояндо.
Для тех, кто не владеет нотной грамотой, существуют табулатуры.
Табулатуры (они же табы) — это удобная схематическая запись гитарных партий. Она гораздо удобнее классической нотной записи. На нотной записи 5 линеек и нужно думать, где на гитаре берется эта нота.
Табулатура представляет собой 6 линий, обозначающих струны, причем первая (самая тонкая) изображена сверху, а шестая, соответственно, снизу.
Ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям.
На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой. Цифра 0 соответствует открытой (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).
Сейчас вам представится возможность в этом убедиться. Не зная нот, вы сейчас сможете быстро разобраться с табулатурой и сыграть мелодию знакомой детской песенки «В траве сидел кузнечик». (Раздаю листы с табулатурой песни)
В последние несколько лет широкое распространение получили табулатуры, созданные с помощью специальных программ — редакторов табулатур (Guitar Pro, TuxGuitar, Reaper TabEditor plugin и аналогичного ПО). Их преимущество в том, что помимо расширенного инструментария написания табулатур (раньше музыкантам приходилось довольствоваться текстовыми редакторами при написании табулатур на компьютере), они обладают возможностью одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек с помощью MIDI – синтезатора.
С помощью вышеперечисленных программ можно разучивать
табулатурные партии.
После знакомства с основными способами и приемами игры приступаем к изучению основных аккордов. Знакомство с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов, их записью, постановкой на гитаре.
(Раздаю листы с аккордовыми таблицами. Показываю, объясняю постановку пальцев на разучиваемые аккорды. Ребята пробуют правильно ставить пальцы на аккорды и извлекать чистый звук на каждой струне).
Пожалуйста, задавайте интересующие вас вопросы. (Ответы на вопросы).
III.Заключительная часть.
На нашем мастер-классе вы узнали для себя много нового и полезного практического и теоретического материала. Научились читать элементарную табуляцию, с помощью которой самостоятельно сможете разобрать и другие пьесы. Ознакомились для начала с аккордами Em, Am.
Освоение игры на любом инструменте помимо музыкальных способностей требует времени, терпения, усидчивости и большого желания. И тогда результат непременно будет вас радовать.
И в заключение нашего мастер-класса предлагаем спеть под гитару известную песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Спасибо за внимание!
Приложение № 3. Таблица основных аккордов для начинающих.
«Устройство шестиструнной гитары и электрогитары».
Олег Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
AmDmE7Am
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
AmDmGC
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
A7DmG7CA7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
DmAmE7F
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
A7DmG7CA7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
DmAmE7Am
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза
И все же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза