- практическое освоение участниками начальных навыков игры на шестиструнной гитаре;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
План мастер-класса:
- Организационный этап
- Основной этап
- Заключительный этап. Выводы.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Представление преподавателей. Обозначение темы мастер-класса, целей и задач данного мероприятия.
Вступительное слово:
В настоящее время заметно возрос интерес к шестиструнной гитаре. В детские музыкальные школы приходят дети, желающие научиться играть на ней профессионально. Но как быть тем, кто хочет играть на гитаре на уровне любителя, аккомпанировать себе и другим несложные популярные песни?
С недавних пор в жизнь учреждений культуры вошли мероприятия, проводимые в рамках проекта «Пушкинская карта», где стало возможным для многих воплотить свою мечту в реальность и познакомиться с азами исполнения на гитаре.
Данный мастер-класс был разработан с целью ознакомления и приобщения молодежи к этому замечательному и доступному для всех инструменту, объяснить доступным языком методы постепенного овладения им.
Прошу участников мастер-класса представиться и рассказать в двух словах были ли они уже знакомы с гитарой.
II.Основная часть
Знакомство с инструментом, способы настройки струн, посадка (она будет более свободной, в отличие от классической).
Варианты посадки и постановки инструмента показываем, после того, как все взяли в руки инструменты, просим повторить, корректируя при необходимости.
Затем ставим на струны правую руку, показываем и отрабатываем упражнения на арпеджио по открытым струнам различными вариантами.
Рассказываем о буквенном обозначении аккордов с некоторыми из них мы сегодня познакомимся поближе на примере песни В. Цоя «Кукушка» и научимся исполнению простого боя.
Знакомим с табулатурой аккордов.
Рассказываем, что на схеме мы видим нарисованный гриф гитары в пределах 3 ладов. Самая низко звучащая, 6 струна записывается внизу, самая верхняя - вверху. Черные точки - место прижатия пальцев на ладах.
Крестиком обозначается струна, которую мы не используем в аккорде. Буква О предполагает звучание открытой, не прижатой струны.
Обращаем внимание на левую руку, убираем большой палец за гриф, а оставшимися округленными пальцами плотно прижимаем лады ближе к порожкам. Большую роль играет место соприкосновения пальца с ладом. Если палец будет лежать, то не даст соседним струнам звучать. Поэтому стараемся прижимать его ближе к ногтю.
Переходим к изучаемой песне: В. Цой «Кукушка»
Исполняем куплет из песни, демонстрируем как выглядит запись текста с аккордами. Но работа с текстом - это уже более поздний этап в освоении аккомпанемента, а сегодня мы займемся только изучением аккордов и боя к ним.
На примере первого аккорда Em закрепляем теорию. Для удобства в табулатуре сразу подписываем аппликатуру. Вместе по порядку проговариваем процесс постановки каждого пальца на конкретную струну и лад. В процессе корректируем постановку рук, если все струны прозвучали, значит, всё было выполнено правильно и можно переходить к следующему аккорду.
Таким же способом изучаем оставшиеся аккорды и переходим к бою.
Существует различные способы аккомпанемента на гитаре, это огромное количество различных видов боя, перебора, чередования баса и аккорда и многое другое.
Наш бой состоит из четырёх движений, выполняемых указательным пальцем правой руки: удар по струнам вниз, удар вверх, удар вверх и удар вниз.
Конечно же, для того, чтобы аккорды звучали без остановок нужно будет систематически заниматься, пальцы будут автоматически запоминать расположение аккордов и со временем пропадут все ненужные паузы в игре.
В завершении занятия слушатели уже могут соединить в медленном темпе аккордовую цепочку изучаемой песни заданным боем.
III.Заключительная часть.
Подводим итоги прошедшего мастер-класса. Слушатели познакомились с инструментом, научились правильной посадке, постановке инструмента, чтению табулатур аккордов и грамотному звукоизвлечению. На примере известной песни научились исполнять аккордовую цепочку одним из видов боя.
Данное занятие является самой первой ступенькой в изучении искусства аккомпанемента на гитаре. Желающим продолжить своё дальнейшее самостоятельное обучение уже будет намного проще разобраться с исполнительскими приёмами и освоением аккордов, не затронутых рамками мастер-класса.