kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в сфере дополнительного образования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые реалии системы дополнительного образования позволяют рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства, как личное персонифицированное воспитательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе.

Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в системе дополнительного образования актуализирует его новые цели, направленные на создание условий и возможностей для персонифицированного, индивидуально-личностного развития детей, а также на психолого-педагогическую поддержку детской индивидуальности. Это закономерно, так как современная сфера дополнительного образования детей, выросшая на плечах вековых традиций внешкольного образования и внешкольного воспитания прежде всего должна отвечать вызовам нового времени. Дополнительное образование детей — особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в сфере дополнительного образования детей»

Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в сфере дополнительного образования детей


Новые реалии системы дополнительного образования позволяют рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства, как личное персонифицированное воспитательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе. Сфера дополнительного образования детей играет значимую роль, процесс ее развития в современной России характеризуется изменением индустриально-потребительской парадигмы на личностно- персонифицированную, имеющую глубокую индивидуализированную, гуманитарную, культурологическую направленность.

Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в современном дополнительном образовании детей обусловлен такими факторами, как девальвация ценности детства; снижение воспитательной и социализирующей функции в деятельности социальных институтов; унифицированность форм обучения; излишняя сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания детства; деградация форм работы с детьми, отсутствие методик, технологий воспитания, социокультурных практик, ориентированных на современное и будущее детство; сохранение мероприятийного подхода в воспитании, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над событиями, совместно организованными взрослыми и детьми; сохраняющиеся тенденции к изоляции детской субкультуры от мира взрослых; дефицит форм, методов и технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов; несогласованность действий различных субъектов воспитания, выходящих на проблемы детства, а также низкий уровень развития инфраструктуры детства, дефицит ресурсного обеспечения.

Личностно-персонифицированный потенциал воспитания в системе дополнительного образования актуализирует его новые цели, направленные на создание условий и возможностей для персонифицированного, индивидуально- личностного развития детей, а также на психолого-педагогическую поддержку детской индивидуальности. Это закономерно, так как современная сфера дополнительного образования детей, выросшая на плечах вековых традиций внешкольного образования и внешкольного воспитания прежде всего должна отвечать вызовам нового времени. Дополнительное образование детей — особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности со сформированной субъектностью. Основная цель воспитания в сфере дополнительного образования детей субъектность растущего человека как его способность быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Воспитание как восхождение к субъектности: я хочу сам (потребность в самостоятельности действия); я могу сам (самостоятельное овладение нормой деятельности); я действую сам (способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия); я понимаю, зачем я действую (осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности); я реализую себя в деятельности для других (создание новых реалий действительности или способов действий).

Главное — самопознание человека и реализация на данной основе собственных личных актуальных жизненных стратегий. Персонифицированное воспитание такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия педагога и ребенка являются приоритетными. Сутью современного дополнительного образования детей и взрослых становится прежде всего свобода выбора, самопознание и самоорганизация ребенка, реализация на этой основе собственных актуальных жизненных стратегий. В сфере дополнительного образования детей происходит личностное включение ребенка в различные формы деятельности, позволяющие ему как растущему человеку идентифицировать себя в различных образовательных и профессиональных ролях.

Объективно и позитивно то, что современное дополнительное образование детей расширяет пространство самореализации личности, развивает ее познавательные интересы в различных областях, помогает овладеть способами основных видов деятельности, позволяет в процессе занятий самоопределиться личностно, социально и профессионально, познакомиться с рядом специальностей, профессий и областей деятельности, приобрести опыт специализации, проектной, научно-исследовательской и трудовой деятельности.

Дополнительное образование детей изначально личностное и персонифицированное, так как данный вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения, самоорганизации и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. В этой связи и возникает необходимость приведения в соответствие смысла, целей, структуры и содержания нового образовательного (воспитательного) пространства дополнительного образования детей с учетом специфики развития каждого ребенка через индивидуально-личностную (персонифицированную) ориентацию.

В основе педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей лежат любознательность, интерес и природосообразность, увлеченность свободным творчеством и интерес к человеку, стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать по пути достижения смысла жизни? В современном дополнительном образовании детей проявляется прежде всего личностный смысл, который можно определить как персонифицированное (индивидуализированное) отражение действительного отношения личности к тому, ради чего развёртывается деятельность.

Личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов; в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности и в плоскости коммуникативных действий. Личность ребенка сама «заказчик» своего будущего состояния, субъект собственного образования. Такой подход, отвечающий современным представлениям о гуманизме, является на сегодняшний день наиболее перспективным. Новая формирующаяся личностно-персонифицированная парадигма дополнительного образования детей основана на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях.

Систематизирующие идеи личностно-персонифицированной парадигмы дополнительного образования детей: идея первичности личности по отношению к обществу; опора на базовые потребности ребенка; сферность (полисферность); формирование единого образовательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе средового подхода; гуманитарно- аксиологическая ориентация в осмыслении путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства; технологичность, предусматривающая наличие в системе множества разнообразных образовательных механизмов (технологий) реализации поставленных целей и задач; устойчивое развитие в образовательном контексте, ориентирующее на организацию образовательного процесса в режиме саморазвития и самоорганизации.

Личное образовательное пространство детства явление многомерное, обладающее полифункциональностью, вариативностью, включающее в себя множество процессов и явлений, происходящих за пределами образовательного стандарта и обязательного учебного труда ребёнка, в том числе и целесообразную организацию его свободного времени. Оно включает в себя культурно-досуговое пространство, представляющее собой совокупность рекреационных, творческих, игровых, спортивных и иных способов проведения ребёнком свободного времени, имеющего воспитательную и образовательную значимость.

Дополнительное образование детей практически единственное на сегодняшний день полноценное «личное открытое образовательное пространство детства», создание которого позволяет каждому ребенку выстроить образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его образовательным потребностям и интересам. Отсюда возникает социальный заказ обществу, который заключается в ответах на вопросы: Что сегодня не делается или недостаточно делается на территории муниципального образования с различными группами детей? Что предлагается делать? Какие формы коалиционного и сетевого взаимодействия могут быть организованы на территории? Какие социальные проекты будут разрабатывать и осуществлять сами дети?

Перспективность и безопасность детства показатель и критерий реального качества жизни на конкретной территории России, а также основа и залог достойной будущности страны и жизни на данной территории.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что решение задач, поставленных перед сферой дополнительного образования детей в рамках реализации государственной образовательной политики, требует принятия продуманных, взвешенных, основанных на серьезных научных проработках решений со стороны органов государственного управления образованием и разработки концепции механизма управления дополнительным образованием детей, который позволит развивать его на качественно новом уровне с учетом многочисленных вызовов современности. Решение проблемы результативности образовательной деятельности в дополнительном образовании детей позволяет судить об эффективности, полезности, социальной значимости как всей сферы дополнительного образования, так и каждого конкретного детского объединения, учебной группы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 05.02.2024

Номер свидетельства: 645154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства