kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая работа "Использование в процессе обучения русскому языку игровой технологии как средство формирования учебной мотивации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа "Использование в процессе обучения русскому языку игровой технологии как средство формирования учебной мотивации" подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации. В работе освещены концептуальные основы, особенности содержания, сущностные характеристики игровой технологии, плюс разработан урок -соревнование, который может быть использован и как непосредственно урок, и как внеклассное мероприятие

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«курсовая работа "Использование в процессе обучения русскому языку игровой технологии как средство формирования учебной мотивации" »

Волгоградская государственная академия

последипломного образования



Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания







КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование в процессе обучения русскому языку

игровой технологии

как средство формирования учебной мотивации





Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Реченской СОШ Алексеевского района

Колесова Мария Сергеевна







Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………… 4

  2. Теоретическая часть.

Методологические основы игровой технологии.

    1. Теория игры … ………………………………………………………. 7

    2. Педагогическая игра………………………………………………….. 8

    3. Дидактическая игра ………………………………………………….. 10

    4. Деловая игра ………………………………………………………….. 12

    5. Ролевая игра ………………………………………………………….. 13

    6. Имитационные игры ………………………………………………….15

  1. Практическая часть. Применение игровой технологии

в процессе обучения. Урок – соревнование в 6 классе

«Интеллектуальный хоккей. Обобщение и систематизация

знаний по теме «Морфология» » ……………………………………… .. 16

  1. Заключение ……………………………………………………………….. 20

  2. Библиография …………………………………………………………….. 22





Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский.

Введение.

Игра. Как часто в своей жизни мы слышим это слово, начиная с самого раннего детства. Казалось бы, такое простое, такое понятное слово. Но часто ли мы задумываемся, сколько в него вложено смысла, какое широкое у него значе-ние? И сегодня я бы хотела поговорить об играх на уроке.

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, у меня часто возника-ет вопрос: как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать ин-терес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные кон-курсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему раз-витию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древ-ние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действен-ным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые гра-ни изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс усвоения знаний становится более эффективным.

Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Использование в процессе обучения русскому языку игровой технологии как средство формирования учебной мотивации». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они, на мой взгляд, являются наиболее актуальными и способствуют развитию познавательной активности на уроках.

В школе ведущей деятельностью является учебная. Но школа только тогда будет интересна ребенку, когда учитель сохранит для него радости, которые обучающийся имел до школы. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра – одно из самых замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятель-ность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, вни-мание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает твор-ческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связа-но с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной шко-лы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не ис-пугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне, как учителю русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов рус-ского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радост-ными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Осо-бенно радует, что  те учащиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках рабо-тают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ребята это понимают и стараются лучше под-готовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка та-кого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.       

Цель моей работы: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

1.      Раскрыть особенности педагогических игр.

2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.

3.      Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза:  Игровая технология расширяет возможности учащихся для усвоения программного материала и улучшает межличностные отношения учащихся.







Методологические основы игровой технологии.

Теории игры.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обуче-ние, в творчество. По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюллер, З. Фрейд и другие.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса, который усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, развившем мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюллер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что, играя, человек создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и еще не получивших применения в реальной жизни функций действования.

Педагогическая игра.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо, исходя из общих целей и задач урока.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно об-ширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: самопознание в процессе игры;

  • коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально – культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реа-лизация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реа-лизует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  • Педагогические игры имеют следующую классификацию:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные   и   психологические;

  • По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

  • по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

  • по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Урок с дидактической игрой.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать мате-риал, но и отдохнуть. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Она состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при реше-нии учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидак-тическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме ре-шения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структур-ные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целе-сообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи раз-личают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включе-ние игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов уро-ка. Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружаю-щий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требова-ниям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребу-сы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закрепле-нию учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выра-жена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятель-ностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

§  Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций.

§  Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествую-щего этапа влияет на ход следующего.

§  Наличие конфликтных ситуаций.

§  Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих

предусмотренные сценарием роли.

§  Использование описания объекта игрового имитационного моделирова-ния.

§  Контроль игрового времени.

§  Элементы состязательности.

§  Правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр.

Этапы:

Ø  Обоснование требований  к проведению игры.

Ø  Составление плана её разработки.

Ø  Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

Ø  Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игро-вую обстановку.

Ø  Уточнение целей проведения игры, составление руководства для веду-щего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидакти-ческих материалов.

Ø  Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

Ø  Знакомство с реальной ситуацией.

Ø  Построение её имитационной модели.

Ø  Постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре.

Ø  Создание игровой проблемной ситуации.

Ø  Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала.

Ø  Разрешение проблемы.

Ø  Обсуждение и проверка полученных результатов;

Ø  Коррекция;

Ø  Реализация принятого решения;

Ø  Анализ итогов работы;

Ø  Оценка результатов работы.

Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого про-фессионального действия;

  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкрет-ной проблемы – игровой ситуации;

  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфлик-тов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

      Подготовительный;

      Игровой

      Заключительный

      Анализ результатов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, форму-лируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Соби-рается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать рег-ламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита резуль-татов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установле-ние связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познаватель-ных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми.

Имитационные игры.

В последнее время педагоги и психологи начали выделять, среди всех существующих игр, новый вид игры, который назвали имитационные игры. Это игры, в которых дети не ограничивают себя в движениях мимике, разно-образные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра. Фантазия в этих играх "льется через край", как у педагога, так и у детей.

Имитационная игра - это воспроизведение действий или ситуаций, кото-рые ребенок наблюдает в настоящий момент. Характерной чертой этой техно-логии является моделирование жизненно важных профессиональных и морально – этических затруднений воспитанников и поиск путей их решения через разнообразную организованную воспитателем игровую деятельность.

Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств:

  • предлагаемые игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы нашим детям, несмотря на небогатый социальный опыт, например, они становятся то Заиньками, то пляшущими Мишутками, то Клоунами, а то и просто Цветочками;

  • проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыта;

  • стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова;

  • использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях;

  • участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями;

  • взаимодействуя с другими участниками игры, они получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение).


Применение игровой технологии

в процессе обучения

Урок – соревнование в 6 классе «Интеллектуальный хоккей.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфология».

Планируемый результат:

  1. Повторяют и закрепляют сведения о частях речи.

  2. Расширяют словарный запас.

  3. Развивают интеллектуальные способности, внимание, быстроту реакции.

  4. Формируют чувство ответственности за результаты своего труда.

Ход урока.

Класс заранее был разделен на две команды, примерно одинаковые по интеллектуальным способностям. Команды готовят домашнее задание: название, приветствие, по 5 вопросов по заданным темам («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Причастие»).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Спорт все больше входит в нашу жизнь, ведь спорт – это задор, соревнование, хорошее настроение. Но не удивляйтесь, что о спорте я заговорила на уроке русского языка. Сегодня мы с вами будем играть в хоккей, но не простой, а интеллектуальный. С его помощью мы повторим изученный материал по теме «Морфология». У вас было домашнее задание: сформировать команду, выбрать капитана, придумать название и девиз. Расскажите, нам, что у вас получилось.

Команды озвучивают свои варианты.

Учитель: Спасибо командам! Но любое соревнование невозможно без судьи, и сегодня судить вашу работу буду я.

Итак, мы начинаем! Команды, занимайте свои места!

Команды располагаются по противоположным сторонам класса в следующем порядке: вратарь, перед ним четверо защитников, перед ними трое нападающих.

Вас ожидает три тайма по семь минут. Каждый тайм посвящен определенной теме. Я бросаю первую «шайбу» - вопрос, первая команда, ответившая на него продолжает игру, задает свой вопрос.

Первый тайм, «Имя существительное». Я устанавливаю таймер, и мы начинаем. Слушаем вопрос. На какие группы делятся все части речи, в чем их особенности?

Принцип работы в этой игре следующий: команде задается вопрос, первыми на него должны ответить «нападающие». Если они не смогли ответить в течение 5 секунд, «шайба»-вопрос идет дальше, к «защитникам». Если и они не смогли, «шайба» попадает к вратарю. Если вратарь не отвечает, команде забивается «гол» - 1 очко. В том случае, когда на этом пути кто-то из команды дает ответ, «шайба» отбивается и летит к другой команде – нападающие задают вопрос противнику. В течение тайма команды задают друг другу вопросы – бросают «шайбу». В начале каждого тайма и в том случае, когда команды исчерпали свои вопросы, бросает «шайбу» учитель, то есть задает вопрос.

По итогам всех таймов судья подсчитывает количество «голов» и объявляет победителя.

Анализ урока.

В течение четверти учащиеся обычно устают от традиционных уроков, и данное мероприятие способствует снятию напряжения. Лучше всего проводить такой урок после изучения блока тем, т. к. это дает возможность повторить несколько тем, возможно, уже подзабытых.

В ходе данного соревнования и при его подготовке учащиеся повторяют пройденный материал, учатся работать сплоченным коллективом, применяют на практике знания, полученные на уроках, при составлении вопросов работают с информацией, выбирая наиболее сложную и отсеивая простые, общеизвестные знания.

На уроке присутствует соревновательный момент, что оказывает стимулирующее воздействие на ребят.

При этом, несмотря на командное соревнование, ответственность лежит на каждом учащемся, т. к. каждый исполняет свою, отведенную именно для него роль, и без его участия команду ждет поражение. Это развивает чувство ответственности за свое место в команде.





























Заключение:

Таким образом, игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию позна-вательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра трении-рует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает вни-мание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся;
4) в составе команды каждый обучающийся несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Следовательно, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Исходя из этого, можно выделить такие виды уроков с использованиием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Однако при использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.


























 

Библиография:

Игра как средство обучения младших школьников: Методическое пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998

Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы. В.Н. Пташкина и др. 2009.

Кравченко Р.Н. Методические материалы для учителей русского языка и литературы. Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Зеленокумск, 2011.

Русский язык. № 15. - 2005. – с. 35-39.

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.:НИИ школьных технологий. – 2006. – с.198-204.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. М.: Педагогика, 1979.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесова Мария Сергеевна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства