Просмотр содержимого документа
«КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Шашки"»
Введение:
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Шашечное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
- направленность (профиль) программы - социально-педагогическая, так как направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, чтов современном обществе целью развития школьников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Актуальность программы. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 7-15 лет. В объединение принимаются все дети, которые проявляют интерес к шашкам.
Объём программы: 35 часов.
Срок обучения программы - 7 недель.
- формы обучения и виды занятий – обучение проходит по группам.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа, с перерывом между занятиями 15 мин.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого к сложному. Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся групповые, так и индивидуальные.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.
Занятия – по группам.
Виды занятий – комбинированные тематические занятия, занятия–семинары, занятия-практикумы, практикумы по игре в шашки.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей через обучение игре в шашки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Предметные:
- Обучение основам шашечной игры.
- Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- Дать обучающимся теоретические знания по шашечной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
2. Метапредметные:
- Развитие стремления детей к самостоятельности.
- Развитие умственных способностей, обучающихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
-подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
1.3 Содержание программы:
Учебный план
№
п/п
Название темы
Количество часов
учебных занятий
Формы
аттестации/
контроля
всего
теоретические
практические
1.
Организационное занятие.
2,5
1
1,5
-
2.
Первоначальные понятия.
15
5
10
-
3.
Тактика
15
1
4
-
4
Итоговое занятие
2,5
2,5
-
Итого:
35
10
25
Содержание программы.
1. «Организационное занятие» - 2,5 часа
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом. Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России.
2. «Первоначальные понятия» - 2,5 часа
Теория:
Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.
Практика:
Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях.Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.
3. «Основы шашечной игры и её общие вопросы» - 2,5 часа.
Теория: разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры.
Практика: Элементарные ловушки в начале партии. Упражнения на выполнение ходов дамкой. упражнения на различные способы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской технических приемов и комбинаций
4. «Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров» - 2,5 часа.
Теория: Различные способы выигрыша шашек.Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры.Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,расчет ходов в партии.
Практика:
Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.
5. «Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,
расчет ходов в партии» - 5 часов
Теория:
Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.
Практика:
Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.
6. «Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы» - 2,5 часа
Теория: Способы защиты, открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья.
Практика: Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.
1.3 Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
элементарные основы шашечной игры;
историю возникновения шашек;
шашечную нотацию;
примеры выигрыша двух против одной.
Обучающихся должны уметь:
играть в шашки;
записывать партию;
разыгрывать простейшие комбинации;
уметь разыгрывать основные дебюты.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
1,2 группы
№
п/п
Дата
Наименование темы
Кол-во часов/время проведения
Форма занятия
Место проведения
Формы контроля
план
факт
1.
Организационное занятие.
2,5
1
1,5
2.
Первоначальные понятия.
15
Правила игры, шашечная нотация
2,5
1
1,5
Основы шашечной игры и её общие вопросы
2,5
1
1,5
Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях
2,5
1
1,5
Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров
2,5
1
1,5
Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров
2,5
2,5
Игры с записью партий
2,5
2,5
3.
Тактика
15
Различные способы выигрыша шашек
2,5
1
1,5
Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры
2,5
1
1,5
Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии
2,5
1
1,5
Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры
2,5
1
1,5
Комбинационные ловушки
2,5
1
1,5
Контрудары
2,5
1
1,5
4.
Итоговое занятие.
2,5
2.5
Итого
35
11
24
2.2 Условия реализации программы.
1. Кабинет для занятий.
2. Набор шашек.
3. Методическая литература.
Содержание программы
1. Организационное занятие.
Ознакомление с планом работы, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.
Теория:
Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.
2. Первоначальные понятия.
Теория:
Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.
Практика:
Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.
Тактика.
Теория:
Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.
Практика:
Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.
4. Итоговое занятие
2.3 Методические материалы.
Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал.
Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.
Список литературы
1. Новости шашек /журнал/.2003
2. Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004
3. Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006
4. А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006).