kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Шашки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей игре в шашки развивает   мышление, внимание, усидчивость,,самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Шашки"»


Введение:

Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Шашечное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать.

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1 Пояснительная записка.

- направленность (профиль) программы - социально-педагогическая, так как направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в современном обществе целью развития школьников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.


Актуальность программы. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.


Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 7-15 лет. В объединение принимаются все дети, которые проявляют интерес к шашкам.

Объём программы: 35 часов.

Срок обучения программы - 7 недель.

- формы обучения и виды занятий – обучение проходит по группам.

Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа, с перерывом между занятиями 15 мин.

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого к сложному. Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся групповые, так и индивидуальные.

Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования.

Занятия – по группам.

Виды занятий – комбинированные тематические занятия, занятия–семинары, занятия-практикумы, практикумы по игре в шашки.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей через обучение игре в шашки.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:


1. Предметные:  

- Обучение основам шашечной игры.

- Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- Дать обучающимся теоретические знания по шашечной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.


2. Метапредметные:

- Развитие стремления детей к самостоятельности.

- Развитие умственных способностей, обучающихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.


 3. Личностные:

- Воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.

- Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения.


Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

-подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

- доступность.



1.3 Содержание программы:

Учебный план

п/п

Название темы

Количество часов

учебных занятий

Формы

аттестации/

контроля

всего

теоретические

практические

1.

Организационное занятие.

2,5

1

1,5

-

2.

Первоначальные понятия.

15

5

10

-

3.

Тактика

15

1

4

-

4

Итоговое занятие

2,5


2,5

-


Итого:

35

10

25



Содержание программы.


1. «Организационное занятие» - 2,5 часа

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.  Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России.


2. «Первоначальные понятия» - 2,5 часа

Теория:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практика:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.


3. «Основы шашечной игры и её общие вопросы» - 2,5 часа.

Теория: разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры.

Практика: Элементарные ловушки в начале партии. Упражнения на выполнение ходов дамкой. упражнения на различные способы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской технических приемов и комбинаций


4. «Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров» - 2,5 часа.

Теория: Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практика:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.


5. «Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,

 расчет ходов в партии» - 5 часов

Теория:

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практика:

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.


6. «Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы» - 2,5 часа

Теория: Способы защиты, открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья.

Практика: Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.


1.3 Планируемые результаты


Обучающиеся должны знать:

  • элементарные основы шашечной игры;

  • историю возникновения шашек;

  • шашечную нотацию;

  • примеры выигрыша двух против одной.

Обучающихся должны уметь:

  • играть в шашки;

  • записывать партию;

  • разыгрывать простейшие комбинации;

  • уметь разыгрывать основные дебюты.



  1. Комплекс организационно-педагогических условий.

    1. Календарный учебный график

1,2 группы

п/п

Дата

Наименование темы

Кол-во часов/время проведения

Форма занятия

Место проведения

Формы контроля

план

факт

1.



Организационное занятие.

2,5

1

1,5


2.



Первоначальные понятия.

15







Правила игры, шашечная нотация

2,5

1

1,5





Основы шашечной игры и её общие вопросы

2,5

1

1,5





Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях

2,5

1

1,5





Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров

2,5

1

1,5





Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров

2,5


2,5





Игры с записью партий

2,5


2,5


3.



Тактика

15







Различные способы выигрыша шашек

2,5

1

1,5





Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры

2,5

1

1,5





Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии

2,5


1


1,5





Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры

2,5

1

1,5





Комбинационные ловушки

2,5

1

1,5





Контрудары

2,5

1

1,5


4.



Итоговое занятие.

2,5


2.5





Итого

35

11

24



2.2 Условия реализации программы.

1. Кабинет для занятий.

2. Набор шашек.

3. Методическая литература.

Содержание программы

    1. Организационное занятие.

Ознакомление с планом работы, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.                                              

Теория:

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.

2. Первоначальные понятия.

Теория:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практика:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

  1. Тактика.

Теория:

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практика:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

4. Итоговое занятие

2.3 Методические материалы.


Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал.

Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.


  1. Список литературы


1.        Новости шашек /журнал/.2003

2.        Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004

3.        Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006

4.        А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006).

5.        Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек». 2006

6.        И. Головня. Русские шашки. 2005.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Шашки"

Автор: Лысенко Н.А.

Дата: 30.07.2020

Номер свидетельства: 555223

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства