kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающее занятие "Рождественские посиделки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

виктирина,загадки, ирры, видео, посвященные Рождеству

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Рождественские посиделки"»

КУ "СРЦН" ГАРМОНИЯ"
















Открытое мероприятие

"Рождественские посиделки".

















Социальные педагоги: Пегдонь В. В.

Штайнбард О.А.









Омск 2014

  1. Вступление.

Весь православный и неправославный мир 7 января отмечает великий святой праздник Рождества Христова. Этот праздник не обходит стороной и Россию. Каждый – и ребенок, и взрослый- с особым, неповторимым чувством встречает его. Какова же история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с благоговением? На наших рождественских посиделках мы постараемся ответить на этот вопрос, приобщимся к культуре наших предков и просто повеселимся.


  1. Просмотр видеофильма: "История праздника Рождество Христово".



  1. Комментарии к фильму.


Словарная работа: перепись, предок, Вифлеем, именитый, постоялый двор, хлев, вертеп, ясли, в пеленах, Коляда, Сочельник, сочиво, обрядовое кушанье, кутья, волхвы, посиделки (сборище крестьянской молодежи под видом рукоделия, а более для забав).


Такое предание о Рождестве Христове известно нам в настоящее время. С этим праздником связано много обычаев и обрядов не только современных, но и древних, дохристианских (языческих), когда люди праздновали поворот солнца на лето, начало нового природного цикла.

В Рождественский сочельник (6 января) церковь предписывала строгий пост до позднего вечера, до появления первой звезды на небе. Человек не столько ограничивал себя в еде, сколько работал над своим духовным внутренним миром. Во время поста считается особо тяжким грехом раздражение, гнев, неприязнь, ненависть к кому-нибудь. Пост- ступенька к совершенству человека. Поэтому, считалось большим грехом не одарить колядовщиков, пришедших в дом с поздравлениями в рождественский вечер, которые "обсеивали" овсом избы, желали добра хозяевам:"По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток", а также желали богатых урожаев, зажиточного бытия. Бывали и проказники –колядовщики. Они выкрикивали "корилки"-угрожающие колядки, запугивая хозяев:

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег с полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или индюшку,

Или сена клок,

А не то вилы в бок.


Но после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им

благополучия, счастья, достатка, здоровья.

-Знаете ли вы какие-нибудь колядки?

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле- копнами,

На столе- пирогами.

Чтобы здоровы были,

Чтобы долго жили!

Дай вам, Господи, всего-то всего:

Одна-то бы корова

По ведру доила,


Одна-то бы кобыла

По два воза возила.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.



-Что можете дополнить об обычаях празднования Рождества?

( Колядовщики назывались еще "ряженые" т.к. они мазали лицо сажей, надевали тулупы, вывернутые мехом вверх, надевали маски и разыгрывали представления со смертью и воскрешением. Смысл этих сценок- жизнь вечна, и всегда побеждает тьму и холод. Набрав мешок угощений, ряженые шли в откупленную за 2 денежки посиделочную избу , ставили стол на посере дине, выкладывали на него еду, садились по кругу, взявшись за руки; круг замыкался, очищая и освещая еду. После ужина начинались игры, хороводы, гадания, суть которых - выбор пары.


  1. Игры:


1."Я золото хороню"

(Считалкой выбирается водящий и "раскладывающий".Игроки садятся в ряд. Раскладывающий берет кольцо или монетку и делает вид, что кладет его в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:

Я золото хороню

У батюшки в терему.

Кому золото попало,

Там метелкой распахало.

Водящий старается угадать , у кого спрятан предмет. Если угадывает садится на место игрока, у кого предмет нашли, а тот идет "раскладывать. Раскладывающий становится водящим.)


2."Заплети косу". (Две команды по три человека заплетают на перегонки косу из трех лент.)


  1. Гадания.


А теперь самое интересное развлечение , особенно для незамужних девушек- это гадания. Христианская церковь не разрешает гаданий , традиция гадать идет из самой глубины веков, когда люди не верили в Иисуса Христа, а верили в богов Солнца, Ветра, Земли. Гаданий было множество. Они проходили и в доме, и на улице( за околицей), и в бане. Под окнами слушали- смеются в доме или ругаются, откуда собака лает, оттуда жених будет. Гадали по упавшему башмаку, по шуму мельницы, по следам на снегу, по скрипу ворот, по сосновой лучине ,по кольцу, по цоканью копыт на проезжей дороге, по воску, вылитому в воду… Девушки поодиночке ходили гадать перед зеркалом в баню, там допрашивали судьбу. Было интересно, но жутко.

-А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Выносится блюдо, закрытое платком. Под платком -предметы:

Хлеб - жить в достатке.

Колечко - сей мать муку, пеки пироги(к гостям, сватам).

Вата - мягкая жизнь достанется.

Монетка - к достатку.

Спичка- щепка деревянная к крепкому здоровью.

Ниточка - далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Зеркальце - собою любоваться, делом не заниматься.

Ключи - хорошее хозяйство.

Соль - остерегайся, неудачи ждут.

Серьги - к женихам.

Камушек - предстоят трудности.

Конфета - сладкая жизнь.

Прихватка - будешь полной хозяйкой в доме.

Лента - к прибыли.

Полотенце - ждет дорога.

Чайная ложка - выйдешь замуж за богатого.

Книга- за умного замуж выйдешь.

Гребень- жених красивый будет.

Вода- исцелишься от недугов.

Браслет- замужество с ровнею.


Вот так интересно проходили все двенадцать дней святок в России в прошлые века.


  1. Викторина.

    1. А вот скажите-ка теперь, что в старину " вторым хлебом " называли? Какой овощ?

А) свекла;

Б) репа;

В) капуста.

Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т.д.


2.У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?

А) соль;

Б) хлеб;

В) квас.

Существовала даже пословица:"Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска .Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.


3.Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: "Щи, хоть кнутом хлещи"?

А) крапивные;

Б) на рыбном отваре;

В) пустые, т. е. без мяса.

Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать _ как тут на щи не осерчать?


4.Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, "широкая","веселая."

А Троица;

Б) Пасха;

В) Масленица.

Масленица, проводы зимы и встреча весны, - один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник без блинов не мыслим, их пекли каждый день.


5. Когда в деревне устраивали колядки?

А) на Иванов день;

Б) на Рождество;

В) на Пасху.

На Рождество колядующие еще и устраивали преставления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою ( а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – Соответствующие пожелания будут.


6. О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра?

А) колокол;

Б) пастушья дудка;

В) гусли.



  1. Работа над коллажем.


Детям предлагается сделать коллективный коллаж на Рождественскую тему. Рассказывается об особенности этой техники, вспоминаются правила работы с ножницами и клеем, выбираются главные персонажи на изображении.

Выполнение творческой работы, уборка рабочего места.


  1. Заключение.

В деревне сохраняются обычаи , предания, и приметы праздника -старые, старинные, а иногда и древние. Кажется , сама земля , на которой стоит село, бережет все то, что накопила народная мудрость. А корни есть не только у дерева. Наши обряды и обычаи – это источник знаний о том , как в древности люди воспринимали мир. И мы являемся носителями древних представлений о мире. И хоровод у елки, и одевание костюмов и масок(превращение из обычных людей в волшебных-то лисичек, то зайцев, котов и т. д.)-все пронизано следами древнейшего происхождения, хотя воспринимается как вполне современный праздник.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционно-развивающее занятие "Рождественские посиделки"

Автор: Штайнбард Оксана Александровна

Дата: 17.01.2021

Номер свидетельства: 570345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства