Коронные приемы и комбинации в греко-римской и вольной борьбе
Коронные приемы и комбинации в греко-римской и вольной борьбе
Охарактеризуем кратко наиболее эффективные комбинации, представленные пятикратным чемпионом мира, заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР, доктором педагогических наук, профессором В.М. Игуменовым и профессором Б. М. Рыбалко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коронные приемы и комбинации в греко-римской и вольной борьбе»
Кирсанов В.Г.,
тренер-преподаватель МУ ДО «ДЮСШ р.п. Новые Бурасы»
Коронные приемы и комбинации в греко-римской и вольной борьбе
Охарактеризуем кратко наиболее эффективные комбинации, представленные пятикратным чемпионом мира, заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР, доктором педагогических наук, профессором В.М. Игуменовым и профессором Б. М. Рыбалко.
Перевод рывком захватом плеча и шеи сверху. Комбинация: перевод рывком за руку – перевод рывком захватом плеча и шеи сверху (рис. 1).
Рис. 1. Перевод рывком захватом плеча и шеи сверху
Перевод рывком за руку. Комбинации: 1)перевод рывком за правую руку – перевод рывком за левую руку; 2) сваливание стягиванием захватом руки двумя руками – перевод рывком за руку; 3) бросок подворотом захватом руки через плечо – перевод рывком за руку (рис. 2).
Рис. 2. Перевод рывком за руку
Перевод нырком захватом за шею и туловище. Комбинации: 1) перевод рывком захватом плеча и шеи сверху – перевод нырком захватом за шею и туловище; 2) бросок подворотом захватом шеи и руки – перевод нырком захватом шеи и туловища (рис. 3).
Рис. 3.Перевод нырком захватом за шею и туловище
Перевод нырком с захватом туловища. Комбинации: 1)бросок подворотом захватом руки и туловища – перевод нырком захватом туловища (рис. 4).
Бросок прогибом. Бросок прогибом захватом туловища с рукой. Комбинации: 1) перевод рывком за руку – бросок прогибом захватом за туловище с рукой; 2) перевод нырком захватом за шею и туловище с рукой; 3) бросок подворотом захватом руки и туловища – бросок прогибом захватом за туловище с рукой (рис. 6).
Рис. 6. Бросок прогибом захватом за туловище с рукой
Переворот скручиванием захватом рук сбоку. Комбинация: переворот рычагом – переворот захватом рук сбоку (рис. 7).
Рис. 7.Переворот скручиванием захватом рук сбоку
Переворот скручиванием захватом предплечья изнутри. Комбинации: 1) переворот захватом шеи из-под плеча – переворот скручиванием захватом предплечья изнутри; 2) переворот накатом с захватом предплечья изнутри и туловища сверху (рис. 8).
Перевод вращением захватом за руку сверху («вертушка»). Комбинации: 1) сваливание сбиванием захватом руки соперника двумя руками – перевод вращением захватом за руку сверху; 2) сваливание сбиванием захватом руки и туловища – перевод вращением захватом за руку сверху; 3) бросок прогибом захватом руки и туловища – перевод в партер вращением захватом за руку сверху (рис. 11).
Рис. 11.Перевод вращением захватом за руку сверху
Перевод нырком захватом туловища. Комбинации: 1) сваливание сбиванием захватом руки соперника двумя руками – перевод вращением захватом за руку сверху; 2) сваливание сбиванием захватом руки и туловища; 3) перевод рывком за руку – перевод нырком с захватом туловища (рис. 12).
Рис. 12.Перевод рывком за руку – перевод нырком захватом туловища
Бросок подворотом с захватом руки и шеи. Комбинации: 1) перевод нырком захватом за шею и туловище – бросок подворотом захватом руки и шеи; 2) перевод
Рис. 13.Бросок подворотом захватом руки и шеи
Сваливания. Сваливание сбиванием захватом руки двумя руками (см. кинограмму справа налево). Комбинации: 1) перевод рывком за руку – сваливание сбиванием захватом руки соперника двумя руками; 2) бросок подворотом захватом руки через плечо – сваливание сбиванием захватом руки; 3) бросок подворотом захватом руки и туловища – сваливание сбиванием захватом руки двумя руками (рис. 14).
Рис. 14.Сваливание сбиванием захватом руки двумя руками
Другой пример – это популярный прием – бросок наклоном с захватом ноги и туловища. 3.М. Мамедов экспериментальным путем определил наиболее рациональный и эффективный способ выполнения этого броска (рис. 15). Перед входом в прием борцы находятся в левосторонней стойке на средней дистанции (кадр 1), туловище атакующего наклонено вперед. Слегка согнув колени и наклонившись вперед одновременно с шагом левой ногой, атакующий ставит ее между ногами соперника на уровне его ступней, одновременно ныряя под его левую руку (кадр 2). Быстро захватив левой рукой туловище, а правой – ногу противника на уровне подколенного сгиба (или нижней части бедра), он приставляет сзади стоящую ногу снаружи к левой ноге атакуемого. Затем подставляет левое плечо под левую паховую область соперника и заваливает его себе на плечо (кадр 3). Отрыв осуществляется главным образом за счет силы ног и спины (при их выпрямлении), а также за счет силы рук. При этом необходимо удержать плотный захват. В следующий момент атакующий, резко наклоняясь с поворотом направо (в сторону захваченной ноги противника), начинает падение с противником на ковер (кадр 5); в этот момент он находится в позе, соответствующей фазе промежуточного отрыва. В этой фазе броска атакующий тянет вверх захваченную ногу противника, удерживая плотный захват и поворачивает его лопатками к ковру. Прием завершается падением атакующего на противника левым боком или падением на колено, одноименное руке, которой атакующий держит противника за туловище, а также поворотом левым боком к нему (кадр 6). Затем атакующий грудью дожимает противника к ковру, удерживая его ноги так, чтобы он не мог перейти в положение моста.
Рис. 15.Бросок наклоном с захватом ноги и туловища (Ю. Шахмурадов)
Следует помнить, что даже в известных, широко применяемых приемах большой мастер находит свою «изюминку», делает прием индивидуальным, неповторимым.
И. Алиханов, описывая поединок Ю. Шахмурадова с Д. Петерсоном (будущим олимпийским чемпионом), выделяет весьма важные детали выполнения наката (рис. 16). Став сзади и положив ладони на плечи (кадр 1), Шахмурадов начал делать свой излюбленный (коронный) накат, т.е., захватив туловище левой рукой и наложив правую на плечо, повалился сам в правую сторону и потянул противника за собой. В ответ на это Петерсон захватил запястье левой руки Шахмурадова и стал накручивать ее вокруг своего туловища, стараясь произвести бросок через спину (кадр 2). В ответ на эту угрозу Шахмурадов перескакивает через противника, захватывая при этом правой рукой его дальнюю руку за запястье из-под туловища, и снова угрожает накатом, но уже в другую сторону (кадр 3). Однако Петерсон успел вернуться в И. п. и избежал наката. Тогда наш борец вновь переходит через него (кадр 4), не отпуская захваченную руку, и после этого свободной рукой захватывает ближнее бедро и делает красивый завершающий ход – упираясь головой в ковер через противника, сам идет на мост (кадр 5). Вслед за тем, используя свою инерцию, резко тянет Петерсона за собой и кладет его на лопатки (кадр 6).
Рис. 16.Проведение наката (Ю. Шахмурадов)
Конечно же, Шахмурадов мог поступить проще: при тех же захватах перевернуть (скрутить) противника на спину, как это показано на кадрах 7, 8. Но большой мастер делает все по-своему1.
В эволюции спортивной борьбы отчетливо наметилась тенденция к усложнению технического арсенала атакующих действий. При этом выдающиеся борцы нередко создают свои собственные сложные атакующие комбинации. Интересна атака Ивана Ярыгина, состоящая из переворота накатом с захватом за туловище и переворота переходом с разгибанием ножницами и захватом за подбородок и плечо, описанная Н.М. Галковским и Ю.А. Шахмурадовым и иллюстрируемая кинограммой (рис. 17).
Рис. 17.Сложная атака (комбинация): переворот накатом с захватом за туловище – переворот переходом с разгибанием ножницами и захватом за подбородок и плечо (И. Ярыгин)
На кадрах 1–4 Ярыгин начинает выполнение переворота накатом с захватом туловища. При этом, поворачивая противника на бок к себе спиной, он обхватывает его ближнее бедро своими ногами (в ножницы). Этому обхвату способствует защита противника от наката, который отодвигает свою ногу в сторону атакующего. В момент, когда противник, сопротивляясь перевороту на бок, возвращается в И. п. (на грудь), Ярыгин, закончив захват его бедра в ножницы и используя инерцию его движения, изменяет направление своего движения на противоположное и переходит туловищем через соперника (кадры 5–7). Момент переключения показан на кадре 5. Заканчивая переход, Ярыгин захватывает правой рукой противника за подбородок и поворачивает его спиной к ковру (кадры 8–10). В заключение атакующий захватывает соперника за подбородок уже левой рукой, а освободившейся правой захватывает его за плечо и прижимает спиной к ковру.
Бесспорно и то, что, проводя коронный бросок, следует полностью использовать создавшуюся ситуацию. Например, Леван Тедиашвили при захвате ноги в партере развивал атаку следующим образом (рис. 18). Во-первых, он все время был готов изменить захват ближнего бедра на обратный захват дальнего бедра и наоборот (кадры 1, 6 и 7). Во-вторых, атакуемый вынужден все время действовать, отвечая на угрозы Левана, т.е. он практически лишен инициативы.
Рис. 18.Развитие атаки Л. Тедиашвили при захвате ноги в партере
Следует отметить, что весьма важными компонентами оптимизации и индивидуализации являются эффективность планирования, совершенствование системы тренировки, сочетающей традиционные и нетрадиционные средства и методы, восстановительные мероприятия и реабилитация, индивидуальные особенности, отбор, учет тренировочных и соревновательных нагрузок, знание и анализ основных механизмов адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности. Именно поэтому авторы провели исследования, систематизировали, проанализировали, обобщили и использовали передовой опыт тренеров, опыт известной майкопской школы Олимпийского резерва, публикации, научные и методические разработки.
Вот несколько советов юношам, желающим совершенствовать свое мастерство в традиционных и нетрадиционных видах борьбы (Я.К. Коблев, К.Д. Чермит, И.А. Письменский, Е.С. Волков).
1. Никогда не относись с пренебрежением к сопернику. Помни, что выигравший сегодня необязательно победит и завтра. Партнер в схватке – помощник, позволяющий выявить твои слабые места в подготовке.
2. Проиграл – значит, ты сегодня слабее, следует больше тренироваться.
3. Учись. В борьбе побеждает не тот, который сильнее, а тот, который умнее. Знания, которые сегодня, казалось бы, не имеют значения в борьбе, завтра могут явиться необходимым условием повышения спортивного мастерства. Особенно следует внимательно отнестись к психологии, математике, физике, биологии, химии, анатомии и физиологии. Зная эти предметы, ты сможешь глубже понять законы движения, процессы, происходящие в организме человека во время тренировок и соревнований.
4. Анализируй все, что тебе говорят старшие и партнеры. Настанет время, когда в технической и физической подготовке ты перерастешь своего тренера. Дальнейший рост твоего мастерства будет зависеть в основном от умения анализировать свое состояние, состояние соперника, построение тренировочного процесса.
5. Не демонстрируй без особой надобности свое техническое мастерство на улице, в школе, колледже, университете. Борец – это не только сильный, но и выдержанный, волевой человек. Учись владеть собой в самых сложных ситуациях. Не оставляй слабого без помощи.
6. В схватке и при отработке бросков береги партнера от травм. Помни, как бы ты ни хотел, без партнера не сможешь выучить прием.
7. Выигрывает не тот, который сильней, а тот, который умеет рационально распределить силы. Держи тело расслабленным. Чрезмерное напряжение – враг, а не помощник.
8. Учись смотреть в лицо соперника в схватке. На нем желания проявляются раньше, чем в движении тела.
9. Не выполняй приемы, которыми не владеешь. Неуверенная атака не только бесполезна с точки зрения эффективности, но даже вредна, так как может привести к травме.
10. Систематически веди дневник тренировок. Записывай в него объем и интенсивность нагрузок, домашние задания, особенности техники выполнения приемов, анализируй свои ошибки.
1 Этот поединок состоялся по просьбе Д. Петерсона на тренировке перед одним из тбилисских международных турниров. Ю. Шахмурадов уже закончил выступление и был тренером, Д. Петерсон – будущий Олимпийский чемпион.