Просмотр содержимого документа
«Концепция формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования Республики Казахстан»
Концепция формирования здорового образа жизни по программе «Валеология — как быть здоровым» в системе непрерывного образования Республики Казахстан
Предисловие
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования Республики Казахстана.
Нормативно-правовая база формирования здорового образа жизни по программе «Валеология: как быть здоровым».
Научно-теоретические основы формирования здорового образа жизни по программе «Валеология — как быть здоровым».
Основные принципы формирования здорового образа жизни по программе Валеология: как быть здоровым».
Реализация программы ВОЗ в Казахстане и международное сотрудничество.
Наличие аналогичных направлений в республике, в странах ближнего и дальнего зарубежья, сотрудничество с учеными, работающими в данном направлении.
Ресурсное обеспечение формирования здорового образа жизни по программе «Валеология: как быть здоровым».
Проблемы, перспективы и прогнозируемый социально — экономический эффект здорового образа жизни по программе «Валеология: как быть здоровым».
Мониторинг программы формирования здорового образа жизни в организациях образования Республики Казахстан.
Основные направления формирования здорового образа жизни по программе «Валеология: как быть здоровым»:
Формирование здорового образа жизни в дошкольных организациях образования.
Программа «Валеология: как быть здоровым» в средних общеобразовательных организациях образования:
в начальной школе (1-4 классы);
в основной школе (5-9 классы);
в профильной школе (10-11 классы).
Программа валеологии в средних профессиональных организациях образования. Программа валеологии в высших учебных заведениях.
Методы формирования здорового образа жизни по программе «Валеология — как быть здоровым».
Состояние здоровья народа является не только важным индикатором общественного развития, но и мощным экономическим, трудовым, оборонным и культурным потенциалом. Современное состояние здоровья детей и молодежи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни по программе «Валеология: как быть здоровым», основой которого является новая наука — валеология.
Валеология изучает фундаментальные закономерности сохранения и укрепления здоровья;
исследования взаимодействия организма с окружающей средой и изучение влияния на него различных природных процессов, социальных, психологических факторов;
разрабатывает средства и методы, направленные на укрепление и сохранение здоровья.
Валеология как научная специальность должна способствовать не только развитию научной теории здоровья, но и обеспечению биологических, психологических, гигиенических, социальных, экологических, этнических знаний о человеке, практически обеспечить сохранение здоровье человека. Современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения Казахстана, особенно на здоровье детей и молодежи. Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей, резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков и безответственное отношение к своему здоровью. Как ни парадоксально, при таком неблагополучии на всех уровнях обучения и воспитания отсутствует должное валеологическое обучение, выработка навыков в соблюдении здорового образа жизни, снижена мотивация к адекватному поведению. Высокий уровень заболеваемости среди детей и молодежи требует безотлагательных мер по совершенствованию валеологического образования, выработки мотивации к здоровым потребностям. В связи с этим группа ученых и педагогов — Сатпаева Х.К., Тель Т.З., Аканов А.А., Даленов Е.Д., Адылханов А.С, Жанабердиева К.А., Брусенко З.Г., Рахметова СР., Чупрасова Л.В. и др. из Института общего образования КАО им. И. Алтынсарина, Национального центра проблем формирования здорового образа жизни. Акмолинской Государственной медицинской академии, Казахского Государственного медицинского университета, Алматинского государственного университета им. Абая разработали проект «Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования Республики Казахстан».
В «Концепции» отражается философское обоснование формирования здорового образа жизни, необходимого для постановки и развития исследований в этом направлении. Сегодня мир озабочен серьезными проблемами негативного воздействия различных биологических, социальных факторов на здоровье человека и занят поисками эффективных путей оздоровления общества. В этой области большой вклад может внести и наука, совершенствуя содержание проблем формирования здорового образа жизни, определяя приоритеты в данной области, и образование, предлагая новые методы и формы обучения, воспитания подрастающего поколения. Документ печатается с сокращениями. Авторы и редакция надеются, что заинтересованные ученые, педагоги, медики, воспитатели, родители с должным вниманием ознакомятся с проектом и внесут свои замечания, дополнения и предложения. Все рекомендации будут учтены при подготовке окончательного варианта Концепции.
Актуальность формирования здорового образа жизни по программе «Валеология — как быть здоровым». Современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения Республики Казахстан, особенно на здоровье подрастающего поколения. В Послании Президента страны «Казахстан-2030» в долгосрочном приоритете 4. «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана» указывается: «Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов: предотвращении заболевании и стимулировании здорового образа жизни. Для чего должна быть развернута наступательная, информационная и образовательная компания в пользу здорового образа жизни и правильного питания, правил гигиены и санитарии». За последние годы в Казахстане ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности. Особую тревогу вызывает здоровье детей и молодежи. Более 2 млн. детей и подростков состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний. Исследование, проведенные в школах, установило, что 85% учащихся г. Алматы имеют хронические заболевания, а по данным специалистов г. Усть-Каменогорска уровень заболеваемости выше до 91%. (29) ^ По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59).
В нашей республике данные подобных исследований аналогичны. Состояние «школьной тревожности» отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето- сосудистой дистонией, в 10-12 раз — близорукостью, в 5 раз — эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза — болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза — мочеполовой системы. Широкое распространение принимает табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, ранние половые связи. По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни (результаты анкетирования учащихся экспериментальных школ), более 40 % подростков курят, до 39% — эпизодически употребляют алкоголь, до 17% — пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне /более 9 тысяч абортов в год/.(3, 29, 51).
В условиях перехода к рыночной экономике при многоукладной медицине знание, умение и соблюдение профилактических мер. формирование здорового образа жизни являются главным атрибутом в сохранении и укреплении здоровья, приобретают актуальную социальную значимость и требуют активной стратегии формирования здорового образа жизни детей и молодежи, их социальной адаптации и повышения ответственности за сохранение собственного здоровья, мотивации к здоровым потребностям. Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования Республики Казахстан. Это позволит в значительной степени повысить ответственность учащихся за сохранение своего собственного здоровья. По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ни чем».
Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является обеспечение развития физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.
Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие «единого целого», т.е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Здоровье человека слагается из трех основных составляющих: структурно-функциональных, физико- химических и психоэмоционально духовных компонентов.
Цель концепции формирования здорового образа жизни — проведение комплексного научного исследования по валеологическому образованию в организациях образования Республики Казахстан, выработка концептуальных основ формирования здорового образа жизни.
Эта цель осуществляется решением следующих конкретных задач:
изучение мирового опыта в разработке внедрения образовательных программ по формированию здорового образа жизни в организациях образования;
анализ состояния проблемы формирования здорового образа жизни в организациях образования Республики Казахстан; анализ действующих программ по формированию здорового образа жизни;
изучение распространения факторов возникновения заболеваний, и выявления групп риска среди обучающихся; разработка концептуальных основ формирования здорового образа жизни; разработка стандартов формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования: разработка программ, учебно-методического комплекта, выпуск учебников «Валеология» для разных уровней образования.
В ходе исследования были использованы комплекс научно-образовательных методов: социологический, информационный, статистический и т.д. Цель, содержание и структура концепции определяется прежде всего в соответствии с социальным заказом общества, методологическими принципами и системой валеологических научных знаний и с возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи позволит научно определить объем, критерии, эффективность валеологического образования в системе не прерывного образования. Основные положения «Концепции» легли в основу программы «Валеология: как быть здоровым». Привитие школьникам навыков личной гигиены, всех аспектов валеологии будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, снижению травм, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушении осанки, предупреждению различных инфекционных и хронических заболеваний Приобретенные школьниками знания о здоровом образе жизни станут надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан Республики Казахстан.
С этих позиций выработка методологических основ формирования здорового образа жизни, разработка программы, учебно- методического комплекса по валеологии является важным основополагающим вопросом, созвучным Посланию Президента страны «Казахстан-2030», научным направлениям профилактической медицины и системы образования.