«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_____________
«______»_______________2023 г.
контрольно-измерительный материал
по дисциплине
ОГСЭ.05 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
для специальности (профессии)
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛ
на заседании предметно (цикловой) комиссии
Дисциплин профессионального цикла
____________
Г. Г. Ушакова
Протокол
№
от «
__
»
______________
2023 года
Председатель ______________
ОДОБРЕНО
Заведующий структурного подразделения
_______________
Методист
_______________
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 3
1.1. Область применения контрольно-измерительных средств 3
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации 3
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации 3
2. Комплект оценочных средств 4
2.1. Задания для проведения текущего контроля. 4
3. Материалы к дифференцированному зачету 6
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 1.1. Область применения контрольно-измерительных средств
В соответствии с программой по дисциплине «Психология общения» контрольно-измерительный материал применяется для проверки знаний, умений и навыков у обучающихся специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Результатом освоения дисциплины «Психология общения» является сформированность у обучающихся целостного представления о культуре взаимоотношений, культуры речи, знаний индивидуально-психологических способностей личности, умение выстраивать общение с различными типами людей, умение понимать и уважать собеседника, выразительно и доходчиво передавать собеседнику свою мысль.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
Форма аттестации
Психология общения
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- приемы саморегуляции в процессе общения.
Решение практических задач и тестовых вопросов
Практическая работа, задание.
Текущий контроль: контроль на практическом занятии.
Экзамен
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины
Типы контрольного задания, номер
Практическая работа
Тестовые задания
Самостоятельная работа
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
Тема 1.1. Общение – основа человеческого бытия
Тема 1. 2. Классификация общения
Тема 1.3.
Средства общения
ПР № 1
+
Тема 1.4.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
ПР № 2
+
Тема 1.5.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
ПР № 3
+
Тема 1.6.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Тема 1.7.
Техники активного слушания
ПР № 4
+
РАЗДЕЛ 2. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Тема 2.1.
Деловое общение
ПР № 5, 6
+
Тема 2.2.
Проявление индивидуальных особенностей в деловом общении
ПР № 7
+
Тема 2.3.
Этикет в профессиональной деятельности
ПР № 8
+
Тема 2.4.
Деловые переговоры
ПР № 9
+
РАЗДЕЛ 3. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Тема 3.1.
Конфликт его сущность
ПР № 10
+
Тема 3.2.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
ПР № 11
+
Тема 3.3.
Конфликты в деловом общении
ПР № 12, 13
+
Тема 3.4.
Стресс и его особенности
ПР № 14
+
2. Комплект оценочных средств 2.1. Задания для проведения текущего контроля.
(содержание всех заданий для текущего контроля).
Комплект оценочных средств содержит в себе следующие типы заданий: практическая работа, контрольная работа, тестовые задания по каждому разделу. В каждом задании по несколько примеров и вариантов.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
Условия выполнения – работа на уроке.
Время выполнения –2 часа.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Перечень контрольных вопросов
1. Что такое общение? Какова основа общения? Какие формы, виды общения вам известны?
2. Назовите функции, которые проявляются в общении. Какие виды межличностного общения вы знаете?
3. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке? Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?
5. Какие «виды» атрибуции вам известны? Покажите на собственных примерах, как «работают» виды атрибуций.
6. Что такое стереотип и каково его значение в профессиональной деятельности?
7. Что входит в понятие «перцептивная сторона общения»?
8. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?
9. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодействии? Назовите виды невербальных средств общения.
10. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни.
РАЗДЕЛ 2. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Условия выполнения – работа на уроке.
Время выполнения –1 час.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Перечень контрольных вопросов
4. Какие основные элементы входят в понятие «культура делового общения»?
1. Что вы понимаете под понятием «профессиональная этика»?
3. Что вы понимаете под понятием «Профессионализм как нравственная черта личности»?
4. Чего нельзя делать во время телефонного разговора?
6. Почему деловая беседа не может проходить спонтанно. Что входит в структуру деловой беседы?
РАЗДЕЛ 3. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Условия выполнения – работа на уроке.
Время выполнения –1 час.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Перечень контрольных вопросов
1. Раскройте содержание понятия «конфликт».
2. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:
а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;
б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;
в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.
3. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения?
4. Раскройте сущность каждой стратегии поведения в конфликте. Что запрещено в конфликте?
3. Материалы к дифференцированному зачету
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций:
ОК.03, ОК.04, ОК.05, ОК.09.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования. Тест включает 10 вопросов в двух вариантах, в которых использованы:
- задания с выбором одного или нескольких ответов;
- задания на соотнесения;
- задания на классификацию;
В соответствии с рабочей программой дисциплины проверяются знания следующих разделов:
Раздел 1. Психология общения.
Раздел 2. Психология конфликта.
Раздел 3. Профессиональное общение. Культура профессиональной коммуникации.
Оценка знаний, умений и навыков на экзамене
Критерии оценки тестирования
Критерии оценивания
40 – 36 баллов – «Отлично»
35 – 31 баллов – «Хорошо»;
30 – 24 баллов – «Удовлетворительно»;
менее 23 баллов – «Неудовлетворительно»
ТЕСТ
Условия выполнения – работа на уроке.
Время выполнения – 2 часа.
Критерии оценки тестирования:
Один правильный вариант – 1 балл
Критерии оценивания
40 – 36 баллов – «Отлично»
35 – 31 баллов – «Хорошо»;
30 – 24 баллов – «Удовлетворительно»;
менее 23 баллов – «Неудовлетворительно»
Инструкция по выполнению:
Прочитайте внимательно задание теста. Задание выполняйте последовательно. Номера выбранных Вами ответов отметьте на листе под номером выполненного Вами задания. Для экономии времени рекомендуется пропустить задание, которое не удается решить сразу, и перейти к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если останется время.
I – вариант
1. Выберите только один правильный ответ.
1. Коммуникативная сторона общения – это:
а) восприятие и оценка друг друга;
б) обмен информацией;
в) взаимодействие;
г) взаимовлияние;
д) взаимооценка
2. Структура общения, заключающаяся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, но и действиями:
а) Коммуникативная
б) Интерактивная
в) Перцептивная
г) Позитивная
2. Выберите несколько правильных ответов
3. Назовите способы воздействия:
а) Манипуляция
б) Просьба
в) Убеждение
г) Принуждение
д) Угроза
е) Сотрудничество
ж) Внушение
з) Формирование положительного отношения
4. Вербальным средством общения является:
а) устное высказывание;
б) письменная речь;
в) пространство;
г) диалогическая речь;
д) монологическая речь;
е) жестовая речь;
ж) кинесика.
5. Познание и понимание людьми себя и других в процессе общения и взаимодействия происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия:
а) ощущение;
б) идентификация;
в) эмпатия;
г) перцепция;
д) проксемика;
е) аттракция;
ж) рефлексия.
3. Соотнесите правый и левый столбики.
6. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией, соотнесите определения:
1. Личностная атрибуция
а) получил «неуд» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается
2. Обстоятельственная атрибуция
б) отчислили из образовательного учреждения – сам виноват
3. Стимульная атрибуция
в) опоздал на занятия – транспорт плохо ходит
4. Внутренняя атрибуция
г) билет достался легкий, во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой
5. Внешняя атрибуция
д) успех на экзамене однокурсника – высокие умственные способности, старание, упорство и т.д
7. Соотнесите виды общения с их определением:
1. «Контакт масок»
а) нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности
2. Примитивное общение
б) обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее условия для сотрудничества людей
3. Формально-ролевое общение
в) общение без предметное, люди говорят не то, что думают, а то. Что положено говорить в подобных случаях
4. Деловое общение
г) характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный объект
5. Светское общение
д) вместо знания о личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли
8. Соотнесите стратегии поведения с их определениями:
1. Сотрудничество
а) Максимальное достижение собственных целей, без учета целей другого участника
2. Соперничество
б) Характеризуется уходом от контакта, для лишения выигрыша другого участника
3. Компромисс
в) Характеризуется принесением в жертву собственных интересов для выигрыша другой стороны
4. Уклонение
г) Характеризуется частичным временным достижением целей для сохранения отношений видимого равенства
5. Приспособление
д) Характеризуется, стремлением максимально достичь цели каждого из участников
4. Разделите по группам
9. Распределите виды общения по используемым знаковым системам: