kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-измерительный материал «детская психология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал «детская психология»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_____________

«______»_______________2023 г.




контрольно-измерительный материал


по дисциплине

ОП.10 «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


для специальности (профессии)


44.02.01 «Дошкольное образование»


РАССМОТРЕНО


СОСТАВИЛ


на заседании предметно (цикловой) комиссии




Дисциплин профессионального цикла


____________

Г. Г. Ушакова






Протокол











от «

__

»

______________

2023 года




Председатель ______________















ОДОБРЕНО













Заведующий структурного подразделения



_______________






Методист



_______________









2023 г.





СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 3

1.1. Область применения контрольно-измерительных средств 3

1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации 3

1.3.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации 3

2. Комплект оценочных средств 4

2.1. Задания для проведения текущего контроля. 4

3. Материалы кэкзамену 14










































1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 1.1. Область применения контрольно-измерительных средств

Результатом освоения учебной дисциплины «Детская психология» является сформированность у обучающихся целостного представления о структуре и сущности педагогического процесса, умение его проектировать и осуществлять.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

задания

 

Форма аттестации

 

Детская психология

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

  • анализировать педагогические ситуации, применяя знания об общих и индивидуальных особенностях, факторах психического развития, психологических механизмах педагогического процесса;

применять имеющиеся знания для решения педагогических задач.

знать:

  • детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка;

  • основные закономерности психического развития;

  • развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте; сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;

  • развитие деятельности в раннем и дошкольном возрасте (бытовая, трудовая, продуктивная);

  • развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте;

  • развитие личности в раннем и дошкольном возрасте;

  • психологическая готовность к обучению в школе;


Решение практических задач и тестовых вопросов

Практическая работа, задание.




Текущий контроль: контроль на практическом занятии.

Экзамен


1.3.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Типы контрольного задания, номер

Практическая работа

Тестовые задания

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка




Тема 2.

Основные

закономерности психического развития

ПР № 1

+


РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 3.

Развитие

игровой

деятельности в раннем и

дошкольном возрасте

ПР № 2, 3

+


Тема 4. Развитие деятельности в раннем и

дошкольном возрасте

ПР № 4, 5

+


РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 5. Сенсорное развитие

ПР № 6

+


Тема 6. Развитие речи

ПР № 7

+


Тема 7. Развитие мышления

ПР № 8

+


Тема 8. Развитие внимания, памяти и воображения

ПР № 9, 10

+


РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 9. Условия развития личности

ПР № 11

+


Тема 10. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

ПР № 12, 13

+


Тема 11. Нравственное развитие

ПР № 14

+


Тема 12. Эмоционально-волевое развитие

ПР № 15

+


Тема 13. Индивидуально-типологические особенности

ПР № 16

+


Тема 14. Психологическая готовность к обучению в школе

ПР № 17

+










2. Комплект оценочных средств 2.1. Задания для проведения текущего контроля.

(содержание всех заданий для текущего контроля). 

Комплект оценочных средств содержит в себе следующие типы заданий: практическая работа, контрольная работа, тестовые задания по каждому разделу. В каждом задании по несколько примеров и вариантов. 




РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Условия выполнения – работа на уроке.

Время выполнения –90 минут.

Методические рекомендации: прочитайте внимательно вопросы теста. Задания выполняйте последовательно.

Критерии оценивания (1 верный ответ – 1 балл):

35 – 30 баллов – «Отлично»

29 – 24 балла – «Хорошо»;

23 – 18 баллов – «Удовлетворительно»;

17 баллов и менее – «Неудовлетворительно».


ТЕСТ


1. Выберите только один правильный ответ.


1. Предметом науки детской психологии являются:
а) закономерности формирования психики ребенка;
б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;
в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.
2. К методам детской психологии не относятся:
а) тестирование, анкетирование;
б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;
в) эксперимент.
3. Детская психология как наука является ветвью:
а) педиатрии;
б) общей психологии;
в) психиатрии детского возраста.
4. Возникновение детской психологии как науки произошло:
а) в середине XIX века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XX века.
5. Принципы детской психологии:
а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;
б) истины, конкретности, объективности, системности.
в) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;
6. Этапы развития детской психологии как науки:
а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;
б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;
в) зарождения, современного развития.
7. К областям детской психологии можно отнести:
а) психологию младенчества, дошкольного детства;
б) психологию зрелого и старческого возраста;
в) педагогическую психологию.
8. Специальная детская психология изучает:
а) закономерности психического развития с отклонениями;
б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;
в) принципы наследственной передачи заболеваний.
9. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:
а) теория бессознательного Фрейда.
б) теория трех ступеней Бюллера;
в) бихевиористская теория;
10. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:
а) до 1 года;
б) 3–5 лет;
в) 12–18 лет.
11. Пиаже выделил 4 стадии развития:
а) ребенка;
б) интеллекта;
в) эмоций.
12. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:
а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;
б) бихевиористская теория;
в) психоанализ.
13. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:
а) 4;
б) 6;
в) 3.
14. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:
а) интериоризация;
б) интимизация;
в) орализация.
15. Термин «зона ближайшего развития» введен:
а) Д.Б. Элькониным;
б) Ж. Пиаже;
в) Л.С. Выготским.
16. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) значимой;
б) ведущей;
в) главной.
17. Создателем теории психоанализа был:
а) Фрейд;
б) Эриксон;
в) Холл.
18. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:
а) Л.С. Выготский;
б) Фрейд;
в) Эльконин.
19. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:
а) 1–3 лет;
б) до 1 года;
в) 12–18 лет.
20. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:
а) П.Я. Гальперин;
б) Эриксон;
в) Зигмунд Фрейд.
21. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:
а) Эльконин.
б) Макаренко;
в) Л.С. Выготский;
22. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:
а) овладение орудийными действиями;
б) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;
в) развитие предметных действий.
23. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:
а) становление «Я» и самооценки;
б) выделенность себя;
в) специфически-предметные действия.
24. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:
а) тринадцати лет.
б) семи лет;
в) трех лет;
25. Ведущая деятельность в дошкольный период:
а) общение со взрослым;
б) сюжетно-ролевая игра;
в) предметная деятельность.
26. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:
а) для старшего дошкольника;
б) младшего дошкольника;
в) раннего детства.
27. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:
а) эгоцентрическая речь;
б) диалогическая речь;
в) контекстная речь.
28. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:
а) интеграция;
б) индивидуализация;
в) адаптация.
29. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:
а) псевдосотрудничеством;
б) соперничеством;
в) изоляцией.
30. Младшие дошкольники в игре:
а) предварительно планируют игру;
б) включают в игру до 10 человек;
в) отображают трудовые действия взрослых.
31. Первым компонентом учебной деятельности являются:
а) учебные действия;
б) учебная задача;
в) учебная мотивация.
32. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:
а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;
б) чрезмерной мягкости родителей;
в) отвергающей позиции родителей.
33. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:
а) идентификацией;
б) подкреплением;
в) пониманием.
34. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:
а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;
б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;
в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.
35. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:
а) социально-психологическую;
б) интеллектуальную;
в) личностную.




Правильные варианты ответов


1

А

18

А

2

Б

19

А

3

Б

20

А

4

А

21

В

5

В

22

Б

6

А

23

А

7

А

24

В

8

А

25

Б

9

В

26

А

10

Б

27

А

11

Б

28

В

12

А

29

Б

13

Б

30

В

14

А

31

В

15

В

32

А

16

Б

33

В

17

А

34

А



35

б







РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Условия выполнения – работа на уроке.

Время выполнения –45 минут.

Методические рекомендации: прочитайте внимательно вопросы теста. Задания выполняйте последовательно.

Критерии оценивания (1 верный ответ – 1 балл):

27 – 24 баллов – «Отлично»

23 – 20 балла – «Хорошо»;

19 – 15 баллов – «Удовлетворительно»;

14 баллов и менее – «Неудовлетворительно».


ТЕСТ

1. Выберите только один правильный ответ.


1. Неумение и неспособность руководить детьми, мягкость характерны для родителей при их:

а) чрезмерной мягкости

б) чрезмерном оберегании ребенка

в) чрезмерной требовательности к ребенку

2. Частые ссоры с родителями как симптом кризиса трех лет называют:
а) упрямством
б) протестом-бунтом
в) деспотизмом

3. Согласно Фрейду, снижение полового интереса происходит на этой стадии:
а) генитальной
б) фаллической
в) латентной


4. Подросток растет под пристальным вниманием и опекой в семье:
а) гиперопекающей
б) с высокой рефлексией и ответственностью
в) авторитарной

5. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста:
а) учение
б) предметно-манипулятивная
в) игра

6. «В юности психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи», — утверждал:
а) Штерн
б) Шпрангер
в) Эриксон

7. Четвертым компонентом учебной деятельности является(-ются):
а) учебные действия
б) оценка
в) контроль

8. Наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных знаний характеризует:
а) интеллектуальную готовность к обучению
б) социально-психологическую готовность
в) внутреннюю позицию школьника

9. К диагностическим методам относится эксперимент:
а) воспитывающий
б) обучающий
в) констатирующий

10. Представителем биологизаторского подхода в понимании психического развития детей является:
а) Валлон
б) Геккель
в) Выготский

11. По Эриксону, формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности, является задачей периода:
а) обучения в школе
б) раннего возраста
в) игрового возраста

12. По Эриксону, обнаружение подростком неспособности строить планы на будущее, направленной, в конечном счете, на избегание взросления, называется:
а) уходом от близких взаимоотношений
б) размыванием времени
в) негативной идентичностью

13. Готовность к принятию новой социальной позиции, положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей, характеризует:
а) личностную готовность к обучению
б) социально-психологическую готовность к обучению
в) интеллектуальную готовность к обучению

14. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:
а) 5-7 лет
б) 2-5 лет
в) 0-2 лет

15. К симптомам «кризиса зависимости» у подростков относят:
а) регресс к старым интересам
б) обесценивание взрослых
в) негативизм

16. Положение о том, что развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена, относится к закону:
а) развития психических функций
б) неравномерности психического развития
в) цикличности развития

17. Общая психологическая готовность включает в себя количество компонентов:
а) 5
б) 3
в) 4

18. Отчуждение на когнитивном уровне трактуется как:
а) результат психосоциальной изоляции
б) проявление отсутствия общности гностических интересов
в) безразличие когнитивной деятельности личности

19. Исторический принцип в область детской психологии был впервые введен:
а) Колбергом
б) Фрейдом
в) Выготским

20. Стиль общения родителей и детей, когда не принимаются совместные решения и ребенок не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями, называется:
а) сотрудничеством
б) изоляцией
в) псевдосотрудничеством

21. Он разделил самосознание человека на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я»:
а) Фрейд
б) Роджерс
в) Юнг

22. Он доказал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только те ассоциации, которые существуют в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения:
а) Сеченов
б) Бэн
в) Пирогов

23. В манипуляциях ребенка проявляется устойчивая направленность на результат, на те изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом:
а) к концу первого года
б) в середине первого полугодия
в) к концу первого — началу второго полугодия

24. Отчетливое выговаривание звуков называется:
а) экспрессией
б) дикцией
в) логикой

25. Формулировка исследовательской задачи осуществляется на:
а) опытно-экспериментальном этапе исследования
б) этапе интерпретации данных и формулировки выводов
в) подготовительном этапе исследования

26. По исследованиям Заззо, рабочие и низкоквалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в:
а) 17 лет
б) 19 лет
в) 14 лет

27. Игротерапия, ориентированная на свободную игру как средство самовыражения ребенка, называется:
а) автономной
б) директивной
в) недирективной

Правильные варианты ответов


1

А

15

А

2

Б

16

Б

3

В

17

В

4

А

18

Б

5

В

19

В

6

Б

20

Б

7

В

21

А

8

А

22

Б

9

В

23

В

10

Б

24

Б

11

А

25

В

12

Б

26

Б

13

А

27

В

14

В





РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Условия выполнения – работа на уроке.

Время выполнения –90 минут.

Методические рекомендации: прочитайте внимательно вопросы теста. Задания выполняйте последовательно.

Критерии оценивания (1 верный ответ – 1 балл):

41 – 36 баллов – «Отлично»

35 – 28 балла – «Хорошо»;

27 – 24 баллов – «Удовлетворительно»;

23 баллов и менее – «Неудовлетворительно».


ТЕСТ


1. Выберите только один правильный ответ.


1. Ранний возраст является сензитивным для развития…
а) способов передвижения ребенка
б) предметных действий
в) продуктивных видов деятельности

г) эмоциональной сферы ребенка, всех видов восприятия
2. Одна из первых эмоций, которая появляется в жизни младенца — это:
а) стыд
б) вина
в) презрение
г) интерес
3. Кризис первого года жизни связан с несколькими образованиями. Среди них лишнее:
а) первые акты протеста
б) первые слова
в) развитие ходьбы
г) эмоциональная привязанность к матери
4. Ведущая деятельность в раннем возрасте:
а) непосредственно эмоциональное общение
б) сюжетно-ролевая игра
в) предметно-манипулятивная деятельность
г) учебная деятельность
5. В раннем возрасте реализуется общение:
а) ситуативно-личностное
б) внеситуативно-личностное
в) внеситуативно-деловое
г) ситуативно-деловое
6. Главная задача развития детей раннего возраста:
а) развитие ощущений
б) развитие восприятия
в) развитие мышления
г) развитие воображения
7. Главная черта социальной ситуации развития в раннем детстве:
а) рост влияния сверстников
б) ситуация слитности с матерью, ситуация «Мы»
в) связанность ребенка с конкретной ситуацией
г) пассивное отношение к окружающему миру
8. К основным достижениям в развитии психики ребенка раннего возрасте не относится:
а) овладение предметной деятельностью
б) освоение ходьбы
в) освоение сенсорных эталонов
г) овладение речью
9. Для раннего возраста характерна ситуация:
а) ребенок — предмет
б) ребенок — взрослый — предмет
в) ребенок — взрослый
г) взрослый — предмет
10. Ведущей функцией в раннем возрасте выступает:
а) память
б) мышление
в) восприятие
г) внимание
11. Внимание ребенка в раннем возрасте характеризуется тем, что:
а) складываются элементы произвольности в управлении вниманием
б) слабо концентрировано, неустойчиво
в) выступает как реакция сосредоточения
г) появляются элементы послепроизвольного внимания
12. Для развития речи в раннем возрасте характерно:
а) установление связи между названием предмета и самим предметом
б) возникновение описательной речи
в) потеря ситуативности
г) возникновение предпосылок для освоения грамоты

13. Особенность развития памяти в раннем возрасте состоит в том, что
а) появляется новый процесс — воспроизведение
б) объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер
в) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу
г) развитие памяти включается в развитие личности
14. Мышление в раннем возрасте:
а) не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия
б) возникает и функционирует в предметной деятельности
в) становится внеситуативным, решение мыслительные задачи в представлении
г) становится более планомерным и проблемным
15. Ситуативно-деловая форма общения — это форма, для которой характерна потребность:
а) во внимании взрослого, экспрессивно-мимические средства общения
б) в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы
в) в уважении, познавательные мотивы и речевые операции
г) в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции
16. Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве:
а) речь
б) чувство взрослости
в) система «Я—сам»
г) волевые реакции
17. Для эмоциональной сферы ребенка раннего возраста характерно:
а) появление высших чувства — симпатии к близким, познавательных чувств
б) эмоции выступают мотивами поведения
в) появление высших чувств — нравственных, интеллектуальных, эстетических
г) возникает эмоциональное предвосхищение
18. Особенность нравственного развития в раннем возрасте:
а) формируются первые нравственные привычки и качества
б) складывается понимание общественного смысла нравственной нормы
в) поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой
г) усваиваются оценочные суждения «плохой», «хороший»
19. Кризис трех лет — это кризис, главным образом связанный с:
а) с развитием речи
б) выделения своего «Я»
в) с овладением предметным миром
г) общением
20. Внешним проявлением кризиса трех лет выступает:
а) негативизм
б) утрата детской непосредственности
в) первые акты протеста
г) обобщение переживаний
21. Кризис трех лет более остро протекает у детей:
а) в условиях вседозволенности
б) слишком опекаемых
в) отвергаемых родителями
г) в условиях принятия и любви со стороны родителей
22. Ведущая деятельность дошкольника:
а) непосредственно-эмоциональное общение
б) сюжетно-ролевая игра
в) предметно-манипулятивная деятельность
г) учебная деятельность
23. Единицей сюжетно-ролевой игры является:
а) участник игры;
б) сюжет;
в) роль;
г) игрушка.
24. В дошкольном возрасте реализуется форма общения:
а) ситуативно-личностная
б) внеситуативно-личностная
в) внеситуативно-деловая
г) ситуативно-деловая
25. Центральным новообразованием дошкольного возраста, с точки зрения Л. И. Божович, выступает:
а) внутренняя позиция школьника
б) речь
в) чувство взрослости
г) рефлексия
26. Внимание дошкольника характеризуется тем, что:
а) складываются элементы произвольности в управлении им
б) оно слабо концентрировано, неустойчиво
в) выступает как реакция сосредоточения
г) наблюдаются трудности переключения и распределения
27. Развитие речи в дошкольном возрасте связано с:
а) установлением связи между названием предмета и самим предметом
б) возникновением описательной речи
в) потерей ситуативности
г) появлением автономной речи
28. Выделите особенность развития памяти в дошкольном возрасте:
а) появляется новый процесс — воспроизведение
б) память, объединяясь мышлением, приобретает интеллектуальный характер
в) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу
г) преобладает двигательная и эмоциональная память
29. Для общения дошкольников характерно:
а) стремление привлечь внимание сверстника
б) непосредственность, отсутствие предметного содержания
в) преобладание инициативных действий над ответными
г) зеркальное отражение действий партнера
30. На начальном этапе дошкольного возраста (3—5 лет), согласно М. И. Лисиной, реализуется следующая форма общения:
а) ситуативно-личностная
б) ситуативно-деловая
в) внеситуативно-личностная
г) внеситуативно-познавательная
31. Внеситуативно-познавательная форма общения характеризуется потребностью:
а) во внимании взрослого, личностными мотивами
б) в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами
в) в уважении, познавательными мотивами и речевыми операциями
г) в познании себя и других, личностными мотивами и речевыми операциями
32. Внеситуативно-личностная форма общения — это форма, для которой характерны:
а) потребность во внимании взрослого, личностные мотивы
б) потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы
в) потребность в уважении, познавательные мотивы и речевые операции
г) потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции
33. Развитие воли в дошкольном возрасте характеризуется тем, что:
а) поведение дошкольника импульсивно и ситуативно
б) формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов
в) возникают первые волевые реакции
г) возникает потребность в самовоспитании
34. Особенность нравственного развития в дошкольном возрасте:
а) формируются первые нравственные привычки и качества
б) складывается понимание общественного смысла нравственной нормы
в) нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого
г) усваиваются оценочные суждения «плохой», «хороший»
35. Кризис семи лет вызван:
а) появлением системы «Я—сам»
б) возникновением чувства взрослости
в) осознанием социального Я
г) соподчинением мотивов
36. Внутренним содержанием кризиса семи лет является:
а) разрушение старой социальной ситуации развития и складывание новой
б) противоречия между возможностями ребенка и системой требований к нему
в) отмирание новообразований предыдущего возраста
г) изменение позиции ребенка в системе общественных отношений
37. Психологическая готовность к школе — это:
а) совокупность знаний, умений и навыков ребенка
б) стремление ребенка к новому социальному положению
в) развитие интеллектуальной, мотивационной сферы, произвольности поведения
г) определенный уровень развития познавательной сферы ребенка

38. Составными компонентами психологической готовности выступают: (выберите лишний)
а) интеллектуальная готовность
б) личностная готовность
в) социально-психологическая готовность
г) поведенческая готовность
39. Интеллектуальная готовность ребенка к школе:
а) высокий уровень развития мышления, речи, познавательная активность
б) способность к осмысленному восприятию
в) способность излагать свои мысли
г) определенный уровень развития мыслительных процессов
40. Личностная готовность ребенка к школе:
а) произвольность поведения, соподчинение мотивов, волевые качества
б) сформированность предпосылок учебной деятельности
в) умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого
г) умение общаться со сверстниками
41. Социально-психологическая готовность ребенка к школе:
а) умение общаться со сверстниками и взрослыми
б) соподчинение мотивов
в) произвольность поведения
г) развитые волевые качества



Правильные варианты ответов

1

Г

12

Б

23

В

34

Б

2

Г

13

А

24

Б

35

В

3

Г

14

Б

25

А

36

А

4

В

15

Б

26

А

37

В

5

Г

16

В

27

В

38

Г

6

Б

17

Б

28

Б

39

А

7

В

18

Б

29

В

40

А

8

В

19

Б

30

Г

41

А

9

Б

20

А

31

Б



10

В

21

Б

32

Г



11

Б

22

Б

33

Б






РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Условия выполнения – работа на уроке.

Время выполнения –90 минут.



Перечень контрольных вопросов


1. Предпосылки развития личности, притязание на признание, потребность в любви.

2. Роль взрослых и половая идентификация ребенка. Формирование образа тела.

3. Влияние взрослого на развитие личности ребенка.

4. Содержание мотивов поведения дошкольников. Формирование системы мотивов.

5. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста. Осознание себя во времени.

6. Происхождение негативных личностных образований. Детская ложь.

7. Эмоционально-волевое развитие дошкольников.

8. Развитие характера дошкольника.

9. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

10. Психологическая готовность к обучению в школе




3. МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Детская психология» является проверка глубины и прочности знаний, полученных в рамках конкретной программы, на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование».

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

  • анализировать педагогические ситуации, применяя знания об общих и индивидуальных особенностях, факторах психического развития, психологических механизмах педагогического процесса;

применять имеющиеся знания для решения педагогических задач.

знать:

  • детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка;

  • основные закономерности психического развития;

  • развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте; сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;

  • развитие деятельности в раннем и дошкольном возрасте (бытовая, трудовая, продуктивная);

  • развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте;

  • развитие личности в раннем и дошкольном возрасте;

  • психологическая готовность к обучению в школе;




Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций ОК 01, ОК 02

Экзамен проводится в форме билетов. Экзаменационный билет содержит 2 теоретических вопроса и одно практическое задание на решение педагогических ситуаций:

В соответствии с рабочей программой дисциплины на экзамене проверяются знания следующих разделов:

Раздел 1. Общие вопросы детской психологии

Раздел 2. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Раздел 3. Развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте

Раздел 4. Развитие личности в раннем и дошкольном возрасте


Критерии оценки экзамена

Определение оценки исходит из следующих критериев:

- сумма знаний, которыми обладает обучающийся (теоретический компонент – системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др.);

- понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

- умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

- умение теоретически обосновать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»:

Ответ на каждый вопрос билета развернутый, уверенный, содержит достаточно четкие формулировки, излагается логично, последовательно и не требует дополнительных пояснений, делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы, которые при ответе:

- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

- способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер.

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых категорий, в рамках рекомендованной литературы и положений, данных на лекция, которые при ответе:

- обнаруживают твердое знание программного материала;

- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;

- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

- допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

Оценка «удовлетворительно»:

Допускаются нарушения в последовательности изложения материала. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка «удовлетворительно» ставится обучающимся, которые при ответе:

- в основном знают программный материал в объеме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

- в целом усвоили основную литературу;

- допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий теории и методики общей и дошкольной педагогики. Как правило, такой ответ краток, проводимые формулировки являются недостаточно четкими, в ответах допускаются неточности.

Оценка «неудовлетворительно»:

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что обучающийся не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа «что это такое?» и «почему существует это явление?»

Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые при ответе:

- обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

- допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

- демонстрируют незнание теории и практики психологии и педагогики.

Оценки объявляются в день проведения экзамена. Оценка, полученная на экзамене заносится в экзаменационную ведомость.

В случае сомнения при выставлении оценки, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы по всему курсу изучаемой дисциплины.


Примерный перечень экзаменационных вопросов.


1. Актуальные проблемы современной детской психологии.

2. Основные закономерности психического развития ребёнка.

3. Наследственность, среда и активность как факторы развития психики.

4. Понятие социализации личности. Виды и механизмы социализации.

5. Семья как основной институт социализации в детском возрасте.

6. Последствия неудачной семейной социализации в формировании личности ребёнка (неблагополучные семьи).

7. Детское общество как институт социализации ребёнка.

8. Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского.

9. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.

10. Л.С. Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития.

11. Проблема возраста в детской психологии. Виды возраста

12. Принципы и основания построения возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

13. Психологическое здоровье матери как условие нормативного развития ребёнка в перинатальном периоде.

14. Психологическая сущность и симптоматика кризиса новорожденности.

15. Комплекс «оживления». Переход от новорожденности к младенчеству.

16. Динамика психического развития, основные новообразования младенческого возраста. Ведущий вид деятельности.

17.Орудийно-предметная деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте (1 – 3 года). Кризис 1 года.

18. Раннее детство (1 – 3 года). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы. Кризис 3 лет.

19. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.

20. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Структура игры. Роль игрушки в развитии ребенка. Кризис 7 лет.

21. Компоненты психологической готовности ребенка к школе.

22. Понятие эмоциональной депривации и её последствия для психического развития ребёнка.

23. Этапы развития игровой деятельности дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры.

24. Формирование гуманных взаимоотношений у дошкольников в игровой деятельности.

25. Формирование психологической готовности к труду.

26. Психолого-педагогические условия развития интереса к обучению в дошкольном возрасте.

27. Особенности развития личности ребенка в разные периоды детства.

28. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

29. Психолого-педагогические условия развития позитивной «Я-концепции» в дошкольном возрасте.

30. Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста.

31. Возрастные особенности внимания детей раннего и дошкольного возраста.

32. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

33. Развитие мышления в дошкольном возрасте

34. Детские вопросы как проявление познавательной активности ребёнка в дошкольном детстве.

35. Развитие речи в дошкольном возрасте.

36. Развитие мотивационной сферы в дошкольном детстве.

37. Развитие высших чувств в дошкольном детстве. Психологические условия формирования культуры чувств.

38. Развитие воли и волевых качеств личности в детском возрасте.

39. Учет индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе.

40. Психолого-педагогические условия развития общих и специальных способностей в дошкольном детстве.

41. Проблема одаренности в дошкольном возрасте. Виды одаренности в дошкольном возрасте.

42. Психологические особенности одаренных детей. Проблемы социализации одарённых детей

43. Межличностное взаимодействие в группах детского сада. Общение и взаимоотношения детей дошкольного возраста в группе сверстников.

44. Субкультура детского общества. Функции детской субкультуры и её структурно-содержательные компоненты.

45. Конфликт в детской группе как социально-психологический феномен. Специфика детского конфликта.

46. Понятие и структура психологической готовности детей к обучению в школе.

47. Психическая депривация в детском возрасте. Причины и виды психической депривации.

48. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка на разных этапах онтогенеза.

49. Гендерная социализация в дошкольном детстве.

50. Особенности развития личности дошкольников в закрытых детских учреждениях.


Перечень практических заданий

Психологическая задача №1. Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорожденный ребенок.

1. Закономерны ли их опасения?

2. Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?


Психологическая задача № 2. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

1. Почему это случилось?


Психологическая задача № 3. Малыши часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми. Детей не смущает необычное положение этих предметов.

1. Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить это явление?


Психологическая задача № 4. Увидев первый раз волка в зоопарке, Петя спросил маму: «Почему тут Рекс?» (Рекс - собака соседей).

1. Определите примерный возраст ребенка.

2. Объясните, почему ребенок так воспринял волка.


Психологическая задача № 5. Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как это можно сделать. Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»

1. Определите примерный возраст малыша.

2. Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?


Психологическая задача № 6. Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многократных неудачных попыток колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Юре удалось починить тележку - он очень доволен.

Воспитатель говорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как ты это сделал?» Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (показывает, как вертится колесо). Воспитатель незаметно сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?» Юра вновь проделывает то же самое, но уже быстрее добивается успеха. «Вот и починил!» - радостно заявляет мальчик, но опять не может объяснить, как он это сделал.

1. Определите примерный возраст ребенка.

2. Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде?

3. Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.


Психологическая задача № 7. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу : «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село по одной птичке. Сколько было деревьев?». Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила решить дочке задачу. Девочка решила задачу правильно.

1. Какую закономерность детского мышления отражают приведенный пример?

2. Как развивать мышление детей этого возраста?


Психологическая задача № 8. При рассматривании картины « Улицы города» воспитатель задал детям следующие вопросы: Что изображено на этой картинке? Как вы узнали что это улицы города? Сосчитайте сколько этажей в этом высоком доме. Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? («Едут трамваи, автобусы».) Кто знает, как назвать их одним словом? (Детей знакомят с термином «транспорт».) Почему в городе должно быть много видов транспорта: трамваи, автобусы и т.д.? Для чего в городе существуют правила уличного движения? Почему не все машины и пешеходы двигаются? Какие из них стоят?

1. Проанализируйте вопросы воспитателя.

2. В каких мыслительных операциях педагог упражняет детей?


Психологическая задача № 9. Существует мнение, что воображение у детей дошкольного возраста развито лучше, чем у взрослых?

1. Правильно ли это утверждение?

2. Дайте психологический анализ воображению детей дошкольного возраста.


Психологическая задача № 10. Пете (4 года 5 месяцев) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.

Мише (4 года 5 месяцев) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.

1. Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?

2. Охарактеризуйте особенности развития памяти дошкольника.


Психологическая задача № 11.

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. один испытуемый несколько раз повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 - годом смерти А. С. Пушкина (1837), а 17- с годом Октябрьской революции (1917).

1. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?


Психологическая задача № 12. Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша недоумённо молчит.

1. По каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на уроке?


Психологическая задача № 13. Мама, гуляя с Олей (2 года) в лесу, нашла несколько веточек, очень похожих на человечков. «Смотри, Оля, - сказала мама дочке, - это мама, а это дочка, а это папа...» Но Оля не поддержала маму: «Это палка, и это палка!» Мама и раньше замечала, что дочери не нравится, когда обычные вещи называют по-другому, ей неинтересно придумывать.

1. Зачастую говорят, что дети живут в мире фантазии. Получается, что воображение развито не у всех детей?

2. Когда у малыша «просыпается» воображение?


Психологическая задача № 14. Воспитатель старшей группы показал детям куклу, после чего предложил ее нарисовать. Но прежде, чем изобразить игрушку на бумаге, педагог попросил детей внимательно рассмотреть ее. Далее дети ответили на вопросы воспитателя и только потом стали рисовать.

1. Почему детям необходимо пристальное рассматривание, в чем его польза?

2. Почему дошкольники порою неправильно изображают даже хорошо знакомый им предмет?

3. Может ли ребенок научиться рассматривать предмет самостоятельно?


Психологическая задача № 15. Дима (5 лет) очень любил, когда папа читал ему разные рассказы. Но совсем не любил, когда папа просил его запомнить и рассказать только что прочитанный текст. Несмотря на мамино заступничество, папа настойчиво, неотступно, систематически добивался от сына пересказа текста. Правда, поначалу папа пересказывал в основном сам, а Дима больше молчал, но постепенно сын стал справляться с заданием все лучше и лучше.

1. Почему папа с такой настойчивостью добивался от сына пересказа текста?


Психологическая задача № 16. Саша (6 лет 5 месяцев) составил рассказ по картинке: «На полянке растут одуванчики. Они разные. Один одуванчик желтый, молодой. А белый - старый, он уже осыпается. Старый одуванчик похож на белый шарик, а его семена - на парашютики. Когда ветер дует, семена одуванчиков разлетаются по земле».

1. Укажите на взаимосвязь психических процессов ребенка с развитием его речи.

2. Приведите примеры своих наблюдений, в которых имело бы место влияние речи на психические процессы.


Психологическая задача № 17. Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый». Мама двухлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как ни трудно было девочке их произносить.

1. Кто из мам поступает правильно и почему?


Психологическая задача №18. Трехлетний Саша в яслях придавил дверью палец и с плачем побежал к воспитательнице. Та стала утешать мальчика, подула ему на палец и мальчик успокоился.
Юра был свидетелем этой сцены. Позже, когда два мальчика поссорились из-за игрушки и один ударил другого кубиком по руке, а тот заплакал, Юра подошел к пострадавшему и стал дуть на его руку, ласково повторяя: «Не плачь».
1. Что явилось основой сочувственного отношения Юры к пострадавшему?
2. На основании своих наблюдений приведите примеры проявления сочувствия у детей раннего возраста, проанализируйте мотивы этих проявлений. 


Психологическая задача №19. Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку.

1. Определите занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?


Психологическая задача № 20. Родители купили ребенку (2 года 6 мес.) новую игрушку. Он радуется, зовет соседского мальчика поиграть с игрушкой. Но мама тутже гасит эту радость.
— Никому не давай, играй сам, а то отниму!
Но игрушка быстро надоедает, малыш бросает ее и бежит к детям.
1. Какие качества могут развиться у малыша в результате наставлений такого рода?
2. Приведите приемы воспитания у малышей желания и умения делиться с другими, уступать в чем-то другим. 


Психологическая задача № 21. Когда малыш заплачет в яслях, воспитательница тут же торопится дать ему какую-то игрушку.
В другой ясельной группе воспитательница поступает иначе. Когда ребенок плачет, она с ним ласково говорит, улыбается ему, поправляет на нем одежду и т. д.
1. Кто поступает правильно и почему? 


Психологическая задача № 22. Иногда родители, стараясь «впихнуть» побольше еды в своего малыша, говорят: «Ешь скорее, а то кошке отдам», «А то собачка прибежит и съест», «Кушай быстрее, а то папа съест» и т. п.
1. Дайте оценку подобным приемам родителей.
2. Какие качества могут развиться у детей в результате такого воздействия на них? 


Психологическая задача № 23. Из разговора двух молодых мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее и спрашивать надо». «А я думаю, – говорит вторая, – что моя девочка все равно еще дитя. Подрастет, тогда будет делать все сама».

1. Сравните подходы двух мам к воспитанию своих детей. Для решения данной проблемы необходимо провести содержательный анализ разных стилей воспитания и сделать вывод о роли активности ребенка и о его самостоятельности.


Психологическая задача № 24.  В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года), до этого детский сад не посещавший. Поиграв с машинкой, он оставил ее посреди комнаты.

1. Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Контрольно-измерительный материал «детская психология»

Автор: Галина Геннадьевна Ушакова

Дата: 14.11.2023

Номер свидетельства: 639821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства