kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-оценочные средства по МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для промежуточной аттестации обучающихся по разделу МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела для специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько»






Рассмотрено и одобрено

на заседании

цикловой комиссии

горных дисциплин

«___»__________2017 г.,

протокол №___

Председатель

_________ Шумова С.И.





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора техникума


____________ Гидульянова С.Н.


«____»____________2017 г.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОМУ РАЗДЕЛУ


ПМ.01. Ведение технологических процессов горных и взрывных

работ



МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела



специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных

ископаемых












Торез, 2017



Комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) предназначен для промежуточной аттестации обучающихся по разделу МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела для специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

В результате освоения учебного раздела обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО следующими умениями, знаниями, общими компетенциями, которые формируют профессиональные компетенции:

иметь практический опыт:

- выемки полезного ископаемого по ситуационному плану;

- определения фактического объема подготовительных и добычных работ;

- оформления технологических паспортов ведения горных работ;

- оформления технической документации с помощью аппаратно-программных средств;

- определения положения точки и ориентирования линий на поверхности и в горных выработках;

- проведения маркшейдерских съемок на поверхности;

- контроля ведения горных работ в соответствии с технической и технологической документацией;

- выявления нарушений в технологии горных работ;

уметь:

- выполнять и читать технологические схемы ведения горных работ на участке;

- оформлять технологические карты по видам горных работ;

- производить оформление технологической документации с применением аппаратно-программных средств;

- читать планы и карты, геодезические и маркшейдерские сети;

- оценивать горно-геологические условия разработки месторождений полезных ископаемых;

- рассчитывать параметры схем вскрытия и элементов систем разработки;

- определять горно-геологические и горнотехнические факторы, влияющие на производительность горнотранспортного комплекса;

знать:

- горно-графическую документацию горной организации: наименование, назначение, содержание, порядок ее оформления, согласования и утверждения; маркшейдерские планы горных выработок маркшейдерское обеспечение рационального использования недр;

- условия сдвижения горных пород под влиянием горных работ;

- системы разработки и схемы вскрытия месторождений в различных горно-геологических и горнотехнических условиях.

Горный техник-технолог должен обладать общими компетенциями,

включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Горный техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.

ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.

ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.

ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.

ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.

ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.



1. Оценка освоения учебного раздела:

1.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела, для специальности для специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

Предусмотрена промежуточная аттестация, в форме дифференцированного зачета.



2. Перечень заданий для оценки освоения МДК

2.1. Комплект оценочных средств для ведения текущего контроля:

1. Форма и размеры Земли.

2. Понятие уровненной поверхности, геоида, референц-эллипсоида.

3. Определение положения точек земной поверхности; системы координат.

4. Понятие о плане и карте, дать определение, объяснить различия.

5. Масштабы, точность масштаба. Государственный масштабный ряд.

6. Условные знаки, их классификация.

7. Основные формы рельефа и их обозначения.

8. Методы изображения основных форм рельефа, понятие высота сечения, заложение.

9. Понятие об ориентировании направлений (азимут, дирекционный угол, румб).

10. Дирекционный угол прямой и обратный. Прямые и обратные азимуты.

11. Связь между дирекционным углом и истинным азимутом (сближение меридиан).

12. Истинный и магнитный азимуты. Склонение магнитной стрелки.

13. Связь между дирекционными углами и румбами линий местности.

14. Связь между горизонтальными углами и дирекционными углами сторон хода.

15. Прямоугольные координаты; сетка координат; наложение на план точек по координатам.

16. Линейные измерения, методика измерения линий мерной лентой.

17. Принцип измерения горизонтального угла.

18. Теодолит, его основные части, требования к взаимному расположению осей и плоскостей.

19. Горизонтальный и вертикальный круги теодолита.

20. Установка теодолита в рабочее положение.

21. Поверки и юстировки теодолита.

22. Порядок работы при измерении горизонтального угла полным приёмом, запись в полевой журнал.

23. Закрепление точек геодезических сетей на местности.

24. Теодолитные ходы, виды, назначение.

25. Этапы работ при теодолитной съёмке.

26. Съёмка ситуации местности.

27. Обработка результатов полевых измерений при положении замкнутого теодолитного хода.

28. Составление плана местности.

29. Сущность и способы геометрического нивелирования.

30. Устройство нивелира Н-3.

31. Нивелирные рейки, их устройство, поверки.

32. Поверки и юстировки нивелира Н-3.

33. Порядок работы на станции по определению превышений: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции.

34. Обработка журнала хода технического нивелирования (вычисление превышений, постраничный контроль).



2.2. Примеры тестовых заданий для промежуточного контроля

1. Замкнутая поверхность, нормальная к отвесным линиям в любой своей точке, называется

а) основной уровенной поверхностью;

б) уровенной поверхностью.

2. Тело, ограниченное основной уровенной поверхностью, называют

а) сфероидом;

б) геоидом;

в) шаром.

3. При пересечении поверхности сфероида плоскостями, проходящими через ось вращения, образуются эллипсы, называемые

а) меридианами;

б) параллелями.

4. Расстояние по отвесной линии в метрах от основной уровенной поверхности до точки физической поверхности Земли называется

а) абсолютной высотой точки;

б) условной высотой точки;

в) относительной высотой точки.

5. Совокупность неровностей земной поверхности называется

а) рельефом;

б) разрезом;

в) профилем.

6. Графическое изображение численного масштаба в той или иной системе линейных мер – это

а) линейный масштаб;

б) численный масштаб;

в) поперечный масштаб.

7. Изображение больших участков земной поверхности на плоскости, построенные по определенным математическим законам с учетом кривизны Земли, называется

а) профилем;

б) картой;

в) планом.

8. Форма рельефа – … .

холм

гора

седловина

котловина

хребет

лощина


9. Линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через данную точку и ось вращения Земли, называется

а) истинным меридианом;

б) магнитным меридианом;

в) осевым меридианом.

10. Угол между отвесной линией, проходящей через эту точку, и плоскостью экватора, называется

а) географической широтой точки;

б) географической долготой точки.

11. Горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления истинного меридиана до направления на данную точку, называется

а) магнитным азимутом;

б) истинным азимутом;

в) дирекционным углом.

12. Горизонтальный острый угол, отсчитываемый от ближайшего направления истинного, магнитного или осевого меридиана до направления на данную точку, называется

а) дирекционным углом;

б) румбом;

в) азимутом.

13. Метод заключается в том, что на местности строят сеть треугольников, в каждом из которых с высокой точностью измеряют все углы, а в начале и конце сети, как минимум, две стороны. Этот метод называется

а) метод триангуляции;

б) метод полигонометрии;

в) метод трилатерации.

14. Для измерения площадей небольших участков с криволинейным контуром применяют

а) графический метод;

б) палетка;

в) планиметр.

15. Отметка точки А равна … м. (150,00)

16. Координаты последующей точки вычисляют по формулам

х2 = х1 ± Δх

y2 = y1 ± Δ y

х2 = х1 ± cos r

y2 = y1 ± sin r

х2 = х1 ± d·cos r

y2 = y1 ± d· sin r

17. Установить соответствие

название поправки, вводимой в назначение поправки

результат при измерении линий

а) на компарирование учет метеоусловий (2)

б) на температуру учет рельефа местности (3)

в) на наклон линий к горизонту учет точности работы

несоответствие длины линий эталону (1)


18. … - сравнение мерных приборов с эталонами. (Компарирование)

19. Установка дополнительных вех в створе данной линии называется … .(вешением).

20. На карте 1:25000 расстояние между точками равно 5,3 см. Чему равно расстояние между этими точками на местности?

а) 1325;

б) 13250;

в) 10325.

21. Определить истинный азимут линии Аи, если известны магнитный азимут этой же линии Ам=63° и величина восточного склонения δВ=1°26'

а) 64°26

б) 62°34';

в) 62°26'.

22. Ориентировать линию - значит:

а) определить ее наклон;

б) определить ее длину;

в) определить ее направление относительно исходного направления.

23. Теодолит применяю, чтобы измерять:

а) плоские углы;

б) горизонтальные углы;

в) вертикальные углы.

24. Укажите порядок работы по измерению углов на станции:

а) обработка журнала наблюдений;

б) центрирование и нивелирование теодолита;

в) установка теодолита на штатив;

г) установка раздвижного штатива над точкой;

д) установка трубы для визирования;

е) измерение горизонтальных углов.

25. Точки геодезических сетей закрепляют на местности знаками. По местоположению знаки бывают:

а) скальные, озерные, степные;

б) грунтовые, степные;

в) лесные, грунтовые, степные

26. Укажите поверки теодолита:

а) ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна основной оси инструмента;

б) визирная ось трубы должна быть перпендикулярна горизонтальной оси вращения трубы;

в) линия визирования должна быть горизонтальна;

г) горизонтальная ось вращения трубы должна быть перпендикулярна вертикальной оси инструмента;

д) одна из нитей сетки должна быть горизонтальна, другая вертикальна.

27. Вычисляя места нуля при измерении вертикальных углов, используют формулу:

а) МО= (В+А+180°)/2;

б) МО= (КЛ+КП)/2;

в) v= MO-КП-I80°.

28. На рисунке изображен … . (теодолит, оптический дальномер, дальномер)



29. Под номером 23 изображен … .




30. На рисунке изображен … . (нивелир, оптический дальномер, дальномер)



31. Порядок действий на станции при нивелировании из середины:

а) установить нивелир в рабочее положение посередине между точками (1)

б) привести прибор в рабочее положение(2)

в) навести зрительную трубу на заднюю рейку и взять отсчет по черной стороне рейки (3)

г) взять отсчет по красной стороне рейки на задней точке (4)

д) навести зрительную трубу на переднюю рейку и взять отсчет по черной стороне рейки (5)

е) взять отсчет по красной стороне рейки на передней точке (6)

32. Съемка подробностей карьера, когда для определения положения снимаемой точки измеряются два расстояния с противоположных концов стороны съемочного обоснования до этой точки, называется:

а) способом угловых засечек.

б) способом линейных засечек.

в) способом ординат и перпендикуляров.

г) полярным способом.

33. Учет объемов добычи, осуществляемый по результатам маркшейдерских съемок, называется:

а) транспортным учетом.

б) месячным учетом.

в) бухгалтерским учетом.

г) оперативным учетом.

д) маркшейдерским учетом.

34. Соединительные съемки предназначены:

а) соединять в единое целое съемки различных видов.

б) для установления геометрической связи между съемками на поверхности и в подземных горных выработках в принятой на земной поверхности системе координат.

в) для установления физико-механической связи между поверхностью и подземными горными выработками.

г) соединять границы съемки смежных участков.

д) для соединения горных выработок с внешним контуром полезного ископаемого.

35. Передача высот через вертикальные выработки с земной поверхности на подземный горизонт может быть произведена:

а) магнитным способом.

б) гироскопическим способом.

в) способом соединительных треугольников.

г) длинной шахтной лентой и длиномером (ДА-2).

д) полигонометрическим способом.

36. Под влиянием горных разработок на земной поверхности образуется мульда сдвижения, ее форма и местоположение зависит:

а) только от глубины горных работ, вынимаемой мощности и угла падения пласта, размеров выработанного пространства.

б) только от физико-механических свойств горных пород и строения массива.

в) только от количества подработок массива горных пород очистными выработками.

г) только от мощности наносов и наличия дизъюнктивных нарушений.

д) от всех горно-геологических условий, перечисленных в ответах 1,2,3 и 4.

37. Ниже горизонта безопасной глубины горные работы могут производиться:

а) только с применением горных мер защиты.

б) только с применением конструктивных мер защиты.

в) только с применением конструктивных и горных мер защиты.

г) без применения конструктивных и горных мер защиты.

д) с применением специальных способов выемки.


ШКАЛА соответствия числа правильных ответов на тестовые вопросы оценкам по пятибалльной шкале

оценка

Количество правильных ответов теста

«2» -«неудовлетворительно»

менее 50%

«3» - «удовлетворительно»

не менее 85%

«4»- «хорошо»

не менее 70%

«5»- «отлично»

не менее 50%



2. 3. Перечень практических заданий по МДК 01.02

1. Решение задач по ориентированию линий на местности.

2. Решение задач на масштабы.

3. Чтение топографического плана. Чтение рельефа по плану (карте).

4. Решение задач по плану и профилю местности.

5. Определение площадей контуров, изображенных на плане и карте.

6. Вычисление длин линий.

7. Исследование устройства теодолита.

8. Исследование устройства нивелира.

9. Производство геометрического и тригонометрического нивелирования.

10. Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода.

11. Выполнение маркшейдерского замера подготовительных и очистных выработок.

12. Упражнения в изображении условных знаков для маркшейдерской документации. Чтение маркшейдерских планов.

13. Решение задач с помощью горно-графической документации.

14. Построение зон повышенного горного давления.


Практическая работа № 4


Тема. Решение задач по плану и профилю местности

Цель: научиться по топографическим планам с горизонталями решать простые инженерно-технические задачи.


Обеспечение занятия:

1. Топографический план местности (карта с горизонталями).

2. Чертежные принадлежности.

3. Чертежная бумага.

4. Микрокалькулятор.



Содержание работы:

1. Определение отметок точек.

Высотой точки является расстояние, отсчитываемое по направлению отвесной линии от уровенной поверхности до данной точки. Численное значение высоты точки называется отметкой.

Горизонталью называется кривая линия, соединяющая все точки местности с одинаковыми отметками. Отметки горизонталей кратны высоте сечения рельефа. Под графиком линейного масштаба на карте подписано: сплошные горизонтали проведены через 5 метров, то есть высота сечения рельефа h равна 5 м. При такой высоте сечения горизонтали с отметкой кратной 25 м изображаются на карте утолщенными линиями. Если высота горизонтали кратная 5 или 10 м, ее подписывают в разрыве. Подписи наносят таким образом, чтобы верх цифр указывал сторону повышения рельефа. На рис. 1 подписаны горизонтали с отметкой 75 м и 80.


м.

Рис. 1. Определение отметок точек по карте с горизонталями


Для определения высоты неподписаной горизонтали находят ближайшую подписанную и по числу интервалов между ними с учетом направления склона определяют высоту искомой горизонтали. При этом необходимо правильно установить направление склона, то есть в какую сторону от данной горизонтали высоты увеличиваются, а в какую - уменьшаются. Местность всегда снижается до водотоков (рек, ручьев). Также для того, чтобы сделать чертеж более наглядным, горизонтали сопровождают небольшими рисками, которые наносятся перпендикулярно горизонталям, по направлению склона (в сторону стока воды, то есть понижения). Эти линии называются бергштрихи.

Там, где заделки скатов большие, наносят штриховые линии-полугоризонтали, которые находятся на высоте от соседних горизонталей на половину высоты сечения рельефа, то есть 0.5h.

  При определении высот точек возможны три случая:

1. Точка лежит на горизонтали. В этом случае отметка точки равна отметке горизонтали: НА = 75 м; НС = 55 м.
2. Точка лежит на склоне между горизонталями.

       Между горизонталями лежит точка С. Чтобы найти высоту точки, через нее проводят перпендикуляр, масштабной линейкой измеряют длину отрезков а и b и подставляют в выражение

,


где h – высота сечения рельефа.

Отрезок а измеряют от точки до горизонтали с меньшей высотой.

3. Точка лежит на склоне между горизонталью и полу горизонталью. В этом случае через точку проводят кратчайшее расстояние между горизонталью и полугоризонталью, масштабной линейкой измеряют длину отрезков а и b и подставляют в выражение

,


где Hг - отметка горизонтали (полугоризонтали) с меньшей высотой.


2. Определение крутизны склона заданной линии.

Крутизна склона по направлению линии определяется двумя показателями - уклоном и углом

наклона (см. рис. 2)



.


Рис. 2. Определение крутизны склона линии


Наклоном линии называется тангенс угла наклона линии к горизонта. Он определяется как отношение превышения hAB к горизонтальному проложению SAB. Уклон может быть положительным или отрицательным, его выражают в тысячных - промыли (‰) или в процентах (%). К примеру: i = 0,020 = 20 ‰ = 2 %.
Пример. Высоты точек: НА = 75 м; НВ = 72.08 м.

Расстояние между точками А и В на карте равняется 2,3 см. Масштаб карты 1:25000, то есть 1 см на карте соответствует 250 м на местности. Тогда SAB = 2,3  250 = 575 м.
Вычисляем уклон линии



.


Определяем угол наклона


.


3. Построение профиля по топографической карте

Профилем местности называют уменьшенное изображение вертикального разреза местности по заданному направлению.

Пусть требуется построить профиль местности по линии DE, указанной на карте (рис. 3).




Для построения профиля на листе бумаги (как правило, используют миллиметровую бумагу) проводят горизонтальную прямую и на ней, обычно в масштабе карты (плана), откладывают линию DE и точки ее пересечения с горизонталями и полугоризонталямы. Далее из этих точек по перпендикулярам откладывают отметки соответствующих горизонталей (на рис. это отметки 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80 и 82,5 м). Для построения профиля более рельефно, отметки точек обычно откладывают в масштабе в 10 раз больше масштаба плана. Соединив прямыми линиями концы перпендикуляров, получают профиль по линии DE.


Рис. 3. Построение профиля по топографической карте


Вопросы для самоконтроля:


1. Какая разница между планом и картой?

2. Дайте определение широты и долготы.

3. Что такое горизонталь? Каковы ее основные свойства?

4. Что такое высота сечения рельефа? От чего зависит выбор, как определить высоту сечения на карте?

5. Что называется закладкой горизонталей?

6. Что мне такое уклон линии? Как его выражают в инженерной практике?

7. Как определить на карте высоту точки и крутизну склона линии?


Задание. Определить высоты точек, крутизну склона заданной линии, построить профиль местности по заданной линии по учебной топографической карте масштаба 1: 10000 (1: 25000) (по варианту).


Примечание: Все указанные практические работы выполняются студентами в аудитории в соответствии с КТП и «Методическими указаниями по выполнению лабораторных и практических работ»; оцениваются 5-бальной системой:

«5» - работа выполнена в соответствии с инструкцией, без ошибок, аккуратно оформлена и в указанный срок;

«4» - работа выполнена в соответствии с инструкцией с незначительными , без грубых ошибок, с замечаниями по оформлению и в указанный срок;

«3» - работа выполнена в соответствии с инструкцией с грубыми ошибками с замечаниями по оформлению не представлена на проверку в указанный срок;

«2» - работа не выполнена и не представлена на проверку в указанный срок. Работу необходимо выполнить и представить к защите.


4. Перечень заданий для самостоятельной работы

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

- Выполнение и оформление расчетно–графических (расчетных) заданий по практическим работам и подготовка к их защите.

- Подготовка конспектов выступлений на семинаре, выполнение заданий.

5. Рекомендуемая литература


Основные источники:

1. Поклад Г.Г. Геодезия. М.: Недра,1988.

2. Борщ- Компаниец В.И. Основы геодезии и маркшейдерского дела. М.: Недра,1987

3. Федоров Б.Д., Коробченко Ю.В. Основы геодезии и маркшейдерского дела. М.: Недра,1985

4. Борщ-Компаниец, Навитный О.М., Кныш Г.М. Маркшейдерское дело . М.: Недра,1984.

5. Бруевич П.М., Самашкин Е.М. Геодезия. М.: Недра,1985.

6. Инструкция по проведению маркшейдерских работ. – М.: Недра,1987.

7. Условные знаки топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000,1:5000. М.: Недра,1977

8. Условные обозначения для горной графической документации. М.: Недра, 1981.

9. Горная графическая документация. ГОСТ 2.850-75; ГОСТ 2.857-75. М.: Издательство стандартов, 1988.

Интернет- ресурсы:

1. Электронные издания. Геодезия.

2. Электронные издания. Горная энциклопедия.

3. http://www.irina-erilova.narod.ru – Учебник маркшейдера и геодезиста.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольно-оценочные средства по МДК.01.02. Основы маркшейдерского дела

Автор: Шумова Светлана Ивановна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства