- формирование умения работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
- формирование умения доводить начатое дело до конца.
1. Вводная часть. (Педагог загадывает детям загадки)
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперёд!
Моё имя - …(Пароход)
На море, в речках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
Сначала дерево спилили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора. (Парусник)
Распрекрасный дворец по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант …(Теплоход)
Педагог: Ребята, как связаны между собой все загадки?
Дети: Эти загадки о водном транспорте.
Педагог: Молодцы! Сейчас предлагаю познакомиться с историей возникновения судов. Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Как вы думаете, а что послужило первым средством передвижения по воде?
Дети: Бревно.
Педагог: Правильно. Вначале это было обычное бревно. Но на бревне передвигаться было не очень удобно. Отгадайте загадку и узнаете, что придумал человек.
Не корабль и не лодка,
Нет ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет. (Плот)
Дети: Плот.
Включить звук
Педагог: Хорошо. Ребята, а что представляет собой плот?
Дети: Плавучая площадка в виде скрепленных между собой брёвен.
Педагог: Молодцы! А для чего стали использовать плот?
Дети: Для перевозки людей и грузов.
Педагог: Правильно. На плотах можно было совершать дальние путешествия. А с помощью чего передвигается плот?
Дети: Плот легко плывёт по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком участке гребут вёслами.
Педагог: Хорошо. Дети, самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.
Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, их стали делать из отдельных элементов, появлялись надстройки, шест заменили вёслами.
Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии, строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которую устанавливали головы драконов (поэтому название – драккар). Суда имели четырёхугольный парус.
В XVI – XVII в.в. строятся различные типы судов: каравеллы, каракки, галионы, фрегаты, в XVIII в. – шлюпки, бриги.
Первый пароход был построен в 1803 г. К середине XIX в. гребные колёса заменяют винтами.
Значительный вклад в создание военно-морского флота внёс Пётр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей. Вот уже 300 лет под русским Андреевским флагом бороздят воды морей и океанов корабли, преумножая славу российского флота.
В современном понятии судами являются морские и речные средства гражданского назначения, кораблями называют военные суда. К гражданским судам относятся: транспортные, научные, промысловые, специального назначения и т.д. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых выделяются: сухопутные (баржи) и наливные (танкеры). К специализированным судам относятся: лесовозы, углевозы, контейнерные и др. Промысловые суда – траулеры, рыбовозы. Есть суда технического назначения: ледоколы, пожарные. Научные суда оснащены различной аппаратурой для исследований и наблюдений. Есть большая группа спортивных судов: байдарки, яхты, катамараны.
Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника и для нанесения удара по береговым укреплениям. Среди военных кораблей есть авианосцы, служащие плавучими аэродромами, крейсеры-броневики с ракетными установками.
Есть также подводные корабли-лодки способные плавать под водой до 90 суток, погружаться на глубину до 450 м. Корабли военно-морского флота охраняют священные морские рубежи нашей Родины.
Педагог: Корабль является достаточно сложной конструкцией, в его корпусе есть воздух, который легче воды, от этого плотность корабля становится меньше и помогает ему держаться на воде.
Педагог: Сегодня на занятии вы изготовите модель корабля, познакомитесь с его основными частями и названиями.
2. Основная часть.
2.1. Анализ изделия: Ребята, перед вами образец модели корабля. Из каких основных частей состоит корабль?
Дети: Борта, днище, корма, палуба, мачты, паруса.
Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: гофрированный картон, канцелярский нож, бумажная втулка от туалетной бумаги, клей, ножницы, линейка, трубочка для мачты.
Педагог: Каким способом детали скреплены между собой?
Дети: детали склеены между собой.
Педагог: ребята, обратите внимание, что гофро-картон имеет толщину около 2 мм, этого достаточно, чтобы склеивать детали торцевой частью, без клапанов.
Педагог: почему паруса имеют округлую форму?
Дети: паруса сделаны из половинок бумажных втулок.
Педагог: как закреплены мачты?
Дети: приклеены к днищу и палубе.
Педагог: да, посмотрите внимательно, на образце показаны два способа крепления мачты: с помощью специального держателя, который приклеен универсальным полимерным клеем; и с помощью нескольких картонных кругов с отверстием, склеенных между собой. В них, как в подставку, вставляется мачта, и также крепится с помощью клея на днище или палубу модели.
Образец модели корабля не имеет художественного оформления. Вы можете оформить свой корабль по своему замыслу.
2.2. Техника безопасности.
Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с канцелярским ножом и ножницами?
Дети:
1. Лезвие канцелярского ножа выдвинуть при работе и убрать по окончанию вырезания.
2. Лезвие ножа держать под острым углом к поверхности материала.
3. При работе с канцелярским ножом пользоваться металлической линейкой.
4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
6. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
2.3. Изучение инструкционной карты. Составление плана работы.
Педагог: Давайте изучим инструкционную карту, она содержит последовательность выполнения действий. (педагог вместе с детьми подробно изучают карту, составляя план действий).
2.4. Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Педагог раздает шаблоны деталей модели. Дети приступают к самостоятельной работе, во время которой, педагог наблюдает за процессом, помогает тем, кто затрудняется).
Физкультминутка.
От огромного причала
Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)
Он назад шагнул сначала, (делают шаг назад)
А потом шагнул вперед. (делают шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, я рада, что у каждого вас получилась модель корабля. Молодцы! Давайте повторим, чему вы научились на занятии?
Дети:
- узнали историю возникновения кораблей;
- названия частей корабля;
- планировать свою работу;
- научились выполнять модель корабля;
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.