Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия, направленного на формирование навыков скорочтения»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия
«Отработка приёмов ускорения при чтении»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Скорочтение»
Дисциплина: скорочтение
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Составитель:
Калинина Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2023
Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся с различными упражнениями (приемами, методами) по увеличению скорости чтения;
- формировать умения и навыки скорого чтения;
развивающие:
- содействовать развитию познавательных способностей обучающихся;
- способствовать развитию мышления обучающихся через сравнение, анализ и обобщение; речь – через умение формулировать выводы, внимание и наблюдательность – через просмотр иллюстраций с целью анализа.
воспитательная:
- способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы с рисунками, карандаши, тексты для чтения.
Структура занятия:
1. Организационный этап – 2 мин.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности – 5мин.
3. Основной этап– 25минут.
а) Упражнения на отработку приёмов ускорения при чтении
Динамическая пауза
б) Упражнения на улучшение дикции, активацию мыслительных процессов, расширение словарного запаса, повышение техники чтения.
4. Закрепление полученных знаний, умений – 5 мин.
5.Итоговый этап. Рефлексия – 3 мин.
Подготовительный этап (до начала занятия)
Проветривание помещения.
Проверка количества присутствующих обучающихся.
Контроль готовности к занятию.
Содержание занятия
Организационный этап (2 мин.)
Цель (для педагога): создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.
Цель (для обучающихся): готовность к учебной деятельности, к восприятию учебного материала.
Задача: мотивировать обучающихся на включение в деятельность.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Здороваются. Находятся на своих рабочих местах.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем занятие.
………………………………
Результат:
быстрое включение
обучающихся
учебную
деятельность
2.Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5мин.)
Цель (для педагога): побуждение обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определению шагов, необходимых для достижения цели.
Цель (для обучающихся): самостоятельное формулирование темы и цели занятия.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся определяют тему занятия:
-Различные тексты для ускорения чтения.
Обучающиеся определяют цель занятия: совершенствовать навыки быстрого чтения
- Ребята, посмотрите на доску, рассмотрите изображения и попробуйте сформулировать тему занятия.
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
- Правильно, тема нашего занятия: «Отработка приёмов ускорения при чтении».
- Ребята, а какова цель нашего занятия?
- Молодцы, совершенно верно.
-Цель нашего сегодняшнего занятия - совершенствовать навыки быстрого чтения.
- Ребята, идём дальше.
На доске изображения различных видов текста (с пропущен-
ными буквами, с решёткой, слитный текст и др.)
Результат:
формулирование темы обучающимися
3. Основной этап занятия (25 мин.)
Цель (для педагога): ознакомление с различными упражнениями (приёмами, методами), практическое их закрепление; стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся; формирование умения применять полученные знания на практике.
Цель (для обучающихся): освоение приёма быстрого чтения; совершенствование речевых навыков.
а) Упражнения на отработку приёмов ускорения при чтении
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся
выполняют
задания
Обучающиеся выполняют
упражнения, при допущении ошибки возвращаются на два шага назад, учатся быстрее воспринимать информацию
Просматривая ряды букв слева направо, вычеркивают буквы «Р(И)»
- Итак, начнем с упражнений на развитие внимания:
- Первое упражнение называется «Струп-тест». Необходимо прочитать про себя слова, обозначающие цвет, а вслух назвать цвет, которым они написаны.
- Второе упражнение называется «Большие и малые числа». Рассмотрите таблицу, где все числа разного размера, написаны разным шрифтом, не по порядку. Найдите как можно быстрее цифры по порядку (от 1 до 20, от 30 до 15 и т.д.).
- И третье называется «Анаграммы», вам нужно составить слово, поменяв буквы местами.
- Следующие упражнения на развитие поля зрения:
- Возьмите «Таблицу Шульте» и постарайтесь быстро последовательно найти числа в таблице.
- А теперь работа с «Клиновидными таблицами», вам необходимо, глядя на центральную линию, пытаться увидеть цифры, буквы, слоги по краям.
- Далее выполним упражнение «Корректурная проба»:
- Возьмите бланк с буквами и отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно.
Упражнение развивает не только внимание, но и гибкость когнитивного мышления.
Упражнение развивает внимание, тренирует ум, абстрактно-логическое мышление и память мозга
Упражнение направлено на расширение угла зрения, тренирует внимание и.
Упражнение повышает концентрацию внимания.
Динамическая пауза
Цель: ослабление наступающего утомления и напряжения обучающихся путём активного изменения деятельности, внесение эмоционального заряда.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся выполняют разминку
Педагог предлагает выполнить разминку.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи. (Одна рука вверх, другая вниз, руки движутся навстречу. Рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Упражнение снимает напряжение,
несёт эмоциональный заряд
б) Упражнения на улучшение дикции, активацию мыслительных процессов, расширение словарного запаса, повышение техники чтения.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Повторяют и разучивают скороговорки.
Обучающиеся обводят рисунок одновременно обеими руками.
Обучающиеся читают тексты
Обучающиеся читают тексты
Продолжаем, поработаем со скороговорками:
-Проговорите скороговорку и одновременно выполните щелчки пальцами правой и левой руки:
Сеньор-Лимонад и
Мадам Пепси-кола
Домой недовольно
Спешили с футбола.
Обычно их пьёт
На футболе весь мир.
Сегодня болельщики
Ели пломбир.
- А теперь давайте разучим скороговорку, имитируя игру на пианино:
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул прямо в дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
-Следующие упражнения на синхронизацию обоих полушарий головного мозга:
- Возьмите в обе руки карандаши и обведите рисунок одновременно обеими руками.
-Молодцы, а теперь начнем работу с текстами. И первый текст нужно читать, ведя указкой (пальцем или карандашом), избегая возвратных движений. Важно вести указку непрерывно, не останавливаясь и ускоряя движения.
- Следующий текст будем прочитывать с линейкой, для этого прикрываем линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Попробуйте прочитать текст, видя только верхушки букв.
- Ребята, а теперь усложним и попытаемся прочитать перевернутый текст. Читать необходимо, постепенно переворачивая текст по часовой стрелке на 90 градусов.
-И завершающий текст «зашумленный». Попробуйте прочитать текст через решетку.
-Если при выполнении упражнения возникнет сложность, говорите, будем вместе разбирать.