kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мероприятия «Диалог на языке А.С. Пушкина: по следам великого поэта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие «Диалог на языке А.С. Пушкина, по следам великого поэта»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия «Диалог на языке А.С. Пушкина: по следам великого поэта»»


Мероприятие «Диалог на языке А.С. Пушкина, по следам великого поэта»


Посвящено Дню Рождения А.С. Пушкина 6 июня 1799 года

Участники: подростки 12-14 лет, 24 человека в командах, 4 жюри.

Пояснительная записка: современная молодежь всё реже уделяет вниманию своей речи, культуре использования русских слов, меньше читают, как классическую, так и современную русскую литературу. В ходе дела подросткам предлагается отыскать самое ценное в русском языке для каждого человека, выполняя различные задания и узнавая новые интересные факты и сведения русского языка. Дело пройдёт в форме игры, в которой присутствует работа, постоянно сменяющихся детский микрогруппах. Успешность подростка определяется его активностью и эрудированностью в ходе дела.

Данное мероприятие позволяет продиагностировать уровень общих знаний подростков в области русского языка.


Цель: демонстрация подросткам ценности русского языка, через вовлечение их в познавательную деятельность.


Задачи:

1. Продиагностировать уровень общих знаний (эрудированность) подростков в области русского языка;

2. Организовать обучающее пространство, позволяющее подросткам познакомиться с интересными фактами русского языка, освоить (закрепить) знания в области национального русского языка;

3. Способствовать развитию у подростков внутреннюю мотивацию к изучению русского языка.


Предполагаемые результаты:


Формулировка результата

Показатели

Результата

Способы оценки и фиксации результата

Освоение (закрепление) подростками знаний в области русского языка

Демонстрация и использование полученных знаний на деле, в школе, повседневной жизни.

Наблюдение в ходе мероприятия, диагностика эрудированности (количество собранных ключей)

Формирование у подростков интереса к изучению русского языка

Демонстрация эрудированности, внутренней мотивации к изучению русского языка

Наблюдение в ходе мероприятия



Условия проведения мероприятия:

Предварительная подготовка участников не требуется.

Реквизит и материалы: дидактические материалы: карточки, ключи, конверты, алфавит (транскрипция), материалы для формирования команд, краски, кисточки, книги (по количеству команд), цветной картон, цветная бумага, ручки (по количеству участников), блокнот со старославянскими буквами, бланки для жюри, бланки индивидуальных заданий, стаканчики, победная медаль(приложения 1-5)

Предполагаемый бюджет:

500 рублей

дидактические материалы: карточки, ключи, конверты, алфавит (транскрипция), материалы для формирования команд, бланки для жюри, бланки индивидуальных заданий,– 100 рублей (ксерокопии)

краски, губка, цветной картон, цветная бумага, ручки (по количеству участников), блокнот, стаканчики, победная медаль- 400рублей


Краткое содержание:

1. вступительное слово ведущих

2. пролог, определение темы

3. объяснение условий игры, запуск индивидуальной траектории подростка

4. 1 разбивка на команды

5. выполнение задания

6. 2 разбивка на команды

7. выполнение задания

8. 3 разбивка на команды

9. выполнение задания

10. 4 разбивка на команды

11. выполнение задания

12. эпилог

13. рефлексия

Ход дела:

Ведущий 1: Добрый день.

Ведущий 2: Сегодня мы с вами очень хорошо проведем время и узнаем много нового. Начнём с интересных фактов.

Ведущий 1: Вы знали, что слова бык и пчела — однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й, в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

Ведущий 2: Не перестает удивляться сложности и богатству русского языка.

Ведущий 1: 1) Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

Ведущий 2: 2) В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

Ведущий 1: 3) В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Ведущий 2: 4) Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).

Ведущий 1: 5) Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).

Ведущий 2: 6) Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

Ведущий 1: 7) В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

Ведущий 2: Так о чем же речь пойдёт в нашем мероприятии?

Ответы детей

Ведущий 1: Совершенно верно, мы поговорим о богатстве и многообразии русского языка и о том, как он изменился с течением времени.

Ведущий 2: Вы станете участниками разных заданий, данные испытания помогут нам определить среди Вас знатока русского языка. В течение нашего занятия, каждый из вас за правильные ответы будет получать ключи и тот, кто больше ключей соберёт, сможет получить звание «Знаток русского языка».

(участникам раздаются карточки, у каждого она индивидуальна. Они отличаются по размеру, форме, цвету, морфемам. Необходимо обращать внимание на слова ведущих, так как группы будут формироваться по разным признакам)



Запуск индивидуального задания

Ведущий 1: Помимо того, что вы участвуете в командных заданиях и выполняете их, у вас есть возможность заработать еще дополнительные индивидуальные баллы, они находятся на отдельном столе и вы можете выбрать задание на различное количество баллов в зависимости от сложности, от 1 до 3 баллов. Участник сам вправе выбрать сложность и заработать или не заработать индивидуальные баллы.

Обратите внимание на карточки, на цветной их части есть одна буква из славянского языка. Вам необходимо следить за блокнотом, я буду переворачивать страницы, как только вы увидите свою букву, необходимо сесть за индивидуальный стол и выполнить задание.

(Индивидуальное задание выполняется один раз)

Ведущий 2: Посмотрите все на свои карточки. Каких они цветов? Вот и по цвету пора объединиться.

Ведущий 1: А тему нашего следующего задания, вы, я надеюсь, определите самостоятельно.

Ведущий 2: Перед Вами комплект букв (буквы: р у с с к и й я з ы к), ваша задача максимально быстро и качественно составить слово, в котором будет задействовано максимальное количество букв. Время для работы 2 минуты.

Помните, лишних и случайных букв нет.

Ведущий 1: Теперь необходимо составить как можно больше слов из предложенного выражения. Дети по очереди называют написанные слова, та команда, у которой слово правильное получает 6 ключей.

Каждая команда оглашает результаты выполненных заданий

Ведущий 2: Достойное выполнение. Задания по заслугам и награда.

Выдача ключей группе, которая наиболее точно справилась с заданием. Напоминаю, что баллы накапливаются индивидуальные.

Ведущий 1: Обратите внимание на форму своей монеты. Необходимо сесть по группам: круг, квадрат, треугольник, ромб.

формирование групп

Ведущий 2: Теперь нам помогут книги. У каждой команды на столе кружок (синий, желтый, красный, зеленый), на обратной стороне которого шифр (код) из фигур. В каждой команде по 6 человек, следовательно 6 фигур, на каждой фигуре цифра, теперь осталось сложить эти фигуры в нужном порядке и найти свою книгу.

Ведущий 1: Книгу нашли, теперь открываем на 100 странице и достаем следующее задание. Где поставить запятую?

Заходер Борис (авторские)


Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

≈ Вот что значит

Запятая!

(Правильное)

Очень-очень странный вид :

Речка за окном, горит

Чей-то дом ,хвостом виляет

Песик ,из ружья стреляет

Мальчик, чуть не слопал мышку

Кот, в очках читает книжку

Старый дед ,влетел в окно

Воробей, схватил зерно.

Речь стала не стихотворной.

Да как крикнет,

Улетая: Вот что значит

Запятая!

Ведущий 2: Автор, Борис Заходер неправильно расставил запятые, чтобы показать, как важна запятая. Сейчас мы проверим какая команда справилась наиболее точно?

Задание выполнено, проверено, ключики получены.


Ведущий 1: Следующий критерий, который может нам помочь распределиться на группы - это морфемы. Давайте, для начала вспомним, что такое морфемы? Это части слова, и именно они написаны на вашей монете. Посмотрите внимательно. Группы, которые должны у нас сформироваться: приставка, корень, суффикс, окончание.

Раздаются конверты, в которых алфавит, но по одной букве не хватает. Засекается 1 минута, за которую группы должны найти недостающую букву, но выполненным задание считается, если весь алфавит в нужном порядке разложен на столе.

1 группа – А(1)

2 группа – Ё(7)

3 группа – З(9)

4 группа – З(9)

Ведущий 2: Сколько в алфавите букв?

Ведущий 1: В каждой команде не хватает по одной, пронумеруем буквы, какой по счету буквы у вас не хватает? 1-7-9-9. Теперь соединяем и получается год. Что он значит? ( День Рождения А.С. Пушкина)

Ведущий 2: Ох, и засиделись же мы с вами, добры молодцы, вниманье обратите своё на размер монет ваших. (Большие, средние, маленькие и очень маленькие)

Формирование новых групп, согласно размера монет

Ведущий 1: Всякая книга таит в себе много тайн и секретов. Вглядитесь внимательнее в ваши кладовые знаний. Самое интересное, порой не увидеть с первого взгляда. Порой и самый обычный белый лист скрывает в себе интересный факт, нужно только воспользоваться подручными материалами.

Детям при помощи воды и красок прочитать зашифрованный текст.

При необходимости персонажи подсказывают воспользоваться красками.

У 4 групп зашифрованы слова ( А.С.Пушкин, национального, основоположник, литературного языка), которые всем вместе необходимо поставить в правильной последовательности.

А.С. Пушкин основоположник национального литературного языка.

6 июня - Пушкинский день России (День русского языка)

Ведущий 1: Пора ответ держать, кто из вас самым умным оказался? Настала пора считать ключи. Победитель награждается медалью знатока Русского Языка.

Подсчёт накопленных ключей.

  • Если в сегодняшней встрече вы узнали много нового, интересного и знаете, как применить это в жизни то ваш выбор зелёный дубовый листок.

  • Если информация оказалась для вас новой, но как применить её вы не знаете, то вы выбираете жёлтый лист.

  • Если же вы знали все озвученные факты, а как их применить вы не знаете то ваш выбор красный листок.

  • На всех листьях написана цитата о Русском языке. Сначала необходимо прочитать ее, тем кому наиболее понравились зачитать вслух. После этого создать общее дерево.

Изучайте, читайте, стремитесь. До новых встреч!

Приложение 1 (Индивидуальные задания)

1.Отгадайте слово: К — р — н д — ш

2.Отгадайте слово: д — ж — р н — й

3.Отгадайте слово: л — с т — п — д

4.Отгадайте слово: з — м — ш к —

5. Отгадайте слово: с-вр-м-нн-ст

6. Отгадайте слово: п-вт-р-н-

7. Отгадайте слово: л-т-р-т-р-

8. Отгадайте слово: -лф-в-т

9. Отгадайте слово: сл-в-р-

10. Отгадайте слово: пр-ст-вк-

1 балл

1. (карандаш),

2. (дежурный),

3. (листопад),

4. (зимушка).

5. (современность)

6.(повторение)

7.(литература)

8.(алфавит)

9.(словарь)

10.(приставка)

1. Допиши подходящие по смыслу слова.

Из муки – оладьи, а из творога – ...

2. Допиши подходящие по смыслу слова. Из молока – коктейль, а из апельсина – …

3. Допиши подходящие по смыслу слова. От коровы – молоко, а от курицы – …

4. Допиши подходящие по смыслу слова. Из руды – металл, а из дерева – …

5. Допиши подходящие по смыслу слова. Из икры – мальки, а из яиц – …

6. Найди лишнее слово. Часы – спят, стоят, идут, спешат.

7. Найди лишнее слово. Солнце – греет, веет, сияет, светит.

8. Найди лишнее слово. Дождь – идёт, стучит, хлещет, бежит.

9. Найди лишнее слово. Ветер – дует, веет, гудит, молчит.

10. Найди лишнее слово. Река – бежит, течёт, идёт, движется.

2 балла

1. сырники

2. сок

3. яйца

4. дрова

5. цыплята

6. спят

7. веет

8. бежит

9. молчит

10. идёт

1.Первое — нота, второе — тоже,

А целое на боб похожа.

2.Первое — предлог, второе— летний дом,

А целое порой решается с трудом.

3.Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда.

4. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

5. С глухим — траву она срезает,

Со звонким — листья объедает.

6. С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает.

7. С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий.

8. Допиши слова по смыслу. Топором рубят, а пилой …

9. Допиши слова по смыслу. Ластиком стирают, а ручкой …

10. Допиши слова по смыслу. Воду можно разлить, а горох …

3 балла

1. ( Фа — соль)

2. ( За — дача)

3. ( Картина)

4. (Колос — голос)

5. (Коса — коза)

6. (Мёд — лёд)

7. ( Шар — жар)

8. пилят

9. пишут

10. рассыпать





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект мероприятия «Диалог на языке А.С. Пушкина: по следам великого поэта»

Автор: Черткова Галина Геннадьевна

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства