Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Русский язык и Литература»
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Русский язык и Литература
Казань 2023
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Русский язык
Результатом освоения учебной дисциплины является ориентация на достижение следующих целей:
Обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
Литература
обучающийся должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
1.1. Профессиональные и общие компетенции:
Таблица 1.
Общие компетенции (из требований к дисциплине по ФГОС). Показатели оценки результата
Общие компетенции
Показатели оценки результата
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Умение осуществлять поиск информации.
Умение анализировать исторические особенности эпохи,
Владение алгоритмом анализа произведения изобразительного искусства, его стилевых и жанровых особенностей.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Умение обрабатывать материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности при помощи современных компьютерных технологий
ОК 10. Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы
умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ОК 11. Способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
уметь представлять современную картину мира на основе полученных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
1.2. Иметь практический опыт – уметь – знать
В результате изучения учебной дисциплины Русский язык обучающийся должен:
иметь практический опыт: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
знать: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате изучения учебной дисциплины Литература обучающийся должен:
иметь практический опыт применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
уметь: развивать интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
применять полученные знания по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды;
знать законы развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни.
2. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
(согласно учебному плану специальности)
Экзамен.
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
3.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: задания по темам, по разделам, тестовые задания, контрольная работа, устный опрос.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины предусматривает использование накопительной (рейтинговой) системы оценивания.
Таблица 2.
Контролируемые разделы (темы) дисциплины Русский язык и используемые оценочные средства
№ п/п
Контролируемые разделы (темы) дисциплины*
Код контролируемой компетенции (согласно требованиям ФГОС)
3.2 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗДЕЛОВ
Раздел 1. Язык и речь
Проверяемые результаты обучения:
научить использовать официально-деловой стиль в профессиональной деятельности;
научить орфографически и стилистически грамотно оформить наиболее распространенные документы официально-делового стиля (объявление, заявление, поздравление, деловое письмо, автобиографию, расписку, резюме).
Критерии оценки усвоения знаний и сформированностиумений:
Правильное оформление деловых документов по образцу.
Задания см. в Практической работе №1 в методических указаниях по выполнению практических работ по русскому языку)
Раздел 2.Морфология
(Контрольная работа)
Проверяемые результаты обучения: Контрольная работа проводится в соответствии с календарно-тематическим планом по следующим темам:
Правописание безударных гласных в корне слова;
Правописание гласных после шипящих и Ц;
Правописание приставок;
Правописание личных окончаний глаголов;
Правописание Н и НН во всех частях речи;
Правописание частицы НЕ;
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис;
Употребление ъ и ь знаков;
Употребление синонимов, антонимов.
Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «5» ставится за работу, в которой допущена одна незначительная ошибка, описка, исправление.
Оценка «4» ставится за работу, в которой допущены две - четыре ошибки, описка, исправление.
Оценка «3» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущены пять-восемь ошибок, описка, исправление.
Задания для проведения контрольной работы для студентов
Эту (не)лёгкую задачу надо было решить во что(бы) то ни стало.
Это был (не)большой, а маленький котелок.
(Не)смотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.
Она говорила, (не)смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.
(не)правда, (не)далёкий, (не)чем, (не)стерпимый, (не)довыполнить; шел, (не)видя дороги; делал своё дело (не)взирая (ни)на что; играл, (не)смотря на ноты.
б)НЕ – НИ
(не, ни)разу (не, ни) был в Крыму, (не, ни) один из них (не)приехал, где бы (не, ни) был, (не,ни) мог (не, ни) знать, (не,ни) раз я хотел зайти к ним, куда бы он ( не. ни) поехал, я (не, ни)разу (не)видел этого явления.
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) (В)следстви… сырой погоды уехал, но (в)последстви… вернулся;(не)обходимо иметь (в)виду; (в)виду задержки в пути; (в)течени… часа; (в)течени… реки.
б) что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, за(то) дождь перестал; спрятался за(то) здание; я (то)же поехал с ними; я сделал то(же), что и они.
Эту нелёгкую задачу надо было решить во что бы то ни стало.
Это был не большой, а маленький котелок.
Несмотря на сильный мороз, мы вышли на охоту.
Она говорила, не смотря ему в глаза, старалась отвести взгляд.
неправда, недалёкий, нечем, нестерпимый, недовыполнить; шел, не видя дороги; делал своё дело невзирая ни на что; играл, не смотря на ноты.
б)НЕ – НИ
ни разу не был в Крыму, ни один из них не приехал, где бы ни был, не мог не знать, не раз я хотел зайти к ним, куда бы он ни поехал, я ни разу не видел этого явления.
Правописание слов слитно, раздельно или через дефис:
а) Вследствие сырой погоды уехал, но впоследствии вернулся; необходимо иметь в виду; ввиду задержки в пути; в течение часа; в течении реки.
б) чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; становилось холоднее, зато дождь перестал; спрятался за то здание; я тоже поехал с ними; я сделал то же, что и они.
2) Всё вокруг и жнивья и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца.
3) После полу(дня) тянет легкий ветерок небо воздух солнце все становится ярче и яснее.
4) Он прошел (в)пустую дли(…)ую комнату.
5) Сизый едкий дым колыхался над низким сводчатым потолком и щ(…)пал глаза.
4.Определите тип предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
1) Стукнула калитка и на плитках доро(…)ки послышались шаги.
2) Пугачев дал знак и меня тот(час) отпустили и оставили.
3) (В)начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
5.Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Употребите, если нужно, тире.
1)Пословица мудрость народа.
2)Человек есть украшение мира
3)Дружба это прежде всего искренность
4)Злой язык что стрела
5)Умелому воину зима не помеха
6.Определите вид связи придаточного предложения с главным, составьте схему предложения, расставьте знаки препинания:
1)Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет (не)счастлив отец ежели Андрей уедет (не)помирившись с ним.
7. Расставить знаки препинания
1) Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые
2) И кони и охотничьи собаки и увлекательные охотничьи журналы и целая коллекция дорогих охотничьих ружей словом все потрясло воображение
3) Каждый звук шорох птицы шелест упавшего листа кажется громким заставляет опасливо вздрогнуть
4) Ветер со свистом понесся по степи беспорядочно закружился и поднял такой шум что из- за него не было слышно ни грома ни скрипа колес
5)Чтобы быть счастливым нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
(вопросы по разделу «Синтаксис и пунктуация»)
Предложения с однородными членами
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения
Обособление приложений и дополнений.
Обособление определений.
Обособление обстоятельств.
Сравнительные обороты.
Вводные слова. Вводные конструкции.
Обращения. Междометия.
Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Типы ССП. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненное предложение. Основные группы придаточных предложений. СПП с одним придаточным.
Придаточные предложения с последовательным подчинением.
Придаточные предложения с параллельным подчинением
Многочленное СПП.
Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с разными видами связи
Задания для студентов по всем изучаемым разделам содержатся также в методических указания по выполнению самостоятельных работ и практических работ по русскому языку (см. метод. указания).
Литература
Таблица 3.
Контролируемые разделы (темы) дисциплины Литература и используемые оценочные средства
№ п/п
Контролируемые разделы (темы) дисциплины*
Код контролируемой компетенции (согласно требованиям ФГОС)
Наименование
оценочного средства
1.
Литература Х1Х века
ОК4.
ОК 5.
творческое задание, сочинение, рефераты, вопросы.
2.
Литература ХХ века
ОК4
ОК5.
творческое задание, сочинение, рефераты, вопросы.
Раздел 1. Литература Х1Х века
Проверяемые результаты обучения:
Студент должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Критерии оценки усвоения знаний и сформированностиумений:
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Контрольный тест по литературе Х1Х века
1.Какую общественную среду показывает Островский в пьесе «Гроза»?
а/ помещичье-дворянскую;
б/ купеческую;
в/ народную.
2. Статью «Темное царство» написал:
а/ Белинский;
б/ Гончаров;
в/ Добролюбов.
3. Кого Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
а/ Варвару;
б/ Катерину;
в/ Кулигина.
4. Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются:
а/ Тихон;
б/ Кабаниха;
в/ Дикой.
5.Самоубийство Катерины это проявление:
а/ духовной силы и смелости;
б/ духовной слабости и бессилия;
в/ моментного эмоционального взрыва.
6.Кто из героев пьесы «Гроза» демонстрирует распад «темного царства»?
а / Тихон; б/ Варвара; в/ Феклуша.
7.Какой из романов не был написан Гончаровым?
а/ «Обрыв»; б/ «Обломов»; в/ «Берег».
8.Что показал Гончаров в романе «Обыкновенная история»?
а/ судьбу романтика и романтизма;
б/ судьбу революционера-демократа;
в/ судьбу преуспевающего дельца.
9.Что послужило причиной бездеятельности Обломова из романа «Обломов» ?
а/ безволие; б/ лень; в/ мечтательность.
10. Какие жизненные условия создали «обломовщину»?
а/ самодержавный строй;
б/ крепостное право;
в/ окружающая среда Обломовки.
11. Каких взглядов придерживался И.С.Тургенев?
а/ революционно-демократических;
б/ либеральных;
в/ консервативных.
12. Основной конфликт романа «Отцы и дети»:
а/ ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым;
б/ борьба между либералами и народом;
в/ борьба между либералами-аристократами и революционерами-демократами.
13. По каким вопросам спорили герои романа «Отцы и дети»?
а/ о положении рабочего класса;
б/ о народе;
в/ об искусстве и науке.
14. Кого в романе «Отцы и дети» Базаров назвал «архаическим явлением»?
а/ П.П.Кирсанова; б/ Н.П.Кирсанова; в/ Ситникова.
15. На какие круги русского общества возлагал надежды Е. Базаров?
а/ крестьянство;
б/ дворянскую аристократию;
в/ интеллигенцию.
16. На чем основаны общественно-политические взгляды Базарова?
а/ отрицает самодержавный строй;
б/ защищает интересы господствующего класса;
в/ отрицает крепостное право и религию.
17. Назовите журналы, редактором которых был Н.А.Некрасов.
3. Назовите основные сатирические произведения Н.В.Гоголя.
Эталон к тестам.
1.б 2.в 3.б 4.б, в 5.а 6.б 7.в 8.а , в 9.а,б 10.б,в 11.б 12.в 13.б,в 14.а
15.в 16.а, в. 17.а, в 18.а 19.б 20.в 21.б 22.б 23.в 24.б 25.а.
Темы рефератов и сочинений по литературе II половины XIX века.
1. Образы купцов - самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Эволюция женского образа в произведениях А. Н. Островского ( по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»).
3. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза». б) Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
4. Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе Н. А. Островского «Гроза».)
5.Тема любви в лирике А.А. Фета.
6. Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета.
7. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева.
8. Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева.
9. Своеобразие лирики Н. А. Некрасова.
10. «Я лиру посвятил народу своему…»(по поэзии Н. А. Некрасова).
11. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
12. Идейное содержание и сатирическая направленность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
13. Любовь в жизни Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов».) 14. Сон Обломова (Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов».)
15. Что сгубило Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
16. Образы тургеневских девушек.
17. Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
18. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
19. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
20. Тема любви в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
21. Картины жизни большого света в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
22. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
23. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
24. Путь исканий А.Болконского(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
25. Путь исканий П. Безухова (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
26. Философия войны в романе Л.Н. Толстого. Образы Наполеона и Кутузова. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
27. Патриотизм и героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
28. «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
29. Столкновение теории и жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
30. Причины преступления Раскольникова. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
31. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
32.Тема «маленького человека» в романах Ф. И. Достоевского.
33. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова.
34. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова.
35. Что превратило доктора Старцева в Ионыча»? (по повести А. П. Чехова «Ионыч»).
36. Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».)
37. Образ времени в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Раздел 2. Литература ХХ века
Проверяемые результаты обучения:_Студент должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Критерии оценки усвоения знаний и сформированностиумений:
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Темы рефератов и сочинений по литературе XX века.
1. Женские образы в рассказах А.И. Куприна. 2. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. 3. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». 4. Два типа морали: образы Данко и Ларры (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».) 5. Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне». 6. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне». 7. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».) 8. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока. 9. Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока. 10.Образ Родины в поэзии А. А. Блока. 11. «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать». 12. Лирический герой поэзии С. А. Есенина. 13. Человек и природа в лирике С. А. Есенина. 14. Тема любви в лирике С. А. Есенина. 15. Тема назначения поэта в обществе в лирике В. В. Маяковского. 16. Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
17. Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».) 18. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.) 19. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака. 20. Тема Родины в поэзии А.Ахматовой и М. И. Цветаевой. 21. Мир женской души в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой. 23. Трагедия народа и тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». 24. Тема войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
25. Любовь в жизни героев М. А. Шолохова. (По одному из романов писателя.) 26. Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». 27. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского. 28. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 29. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына. 30. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.) 31. Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 - 2 произведениям русской литературы.) 32. Темы и образы в современной поэзии.
Основные темы программы по русской литературе Х1Х-ХХ
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
И.А. Гончаров. «Обломов».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Лирика.
А.А. Фет. Лирика.
Н.А. Некрасов. Гражданская лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».
Л.Н. Толстой. «Война и мир».
Н.С. Лесков. «Очарованный странник»
А.П. Чехов. «Ионыч». «Вишневый сад»
М. Горький. «Старуха Изергиль». «На дне»
И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско».
А.И. Куприна. «Олеся». «Гранатовый браслет».
Творчество одного из поэтов «серебряного века».
С.А. Есенин. Лирика.
А.А. Блок. Лирика. «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Лирика. Сатира.
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Лирика.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
М.А. Шолохов. «Тихий Дон». «Судьба человека».
Тоталитарное государство в произведениях А.П. Платонова, А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, Е.И.Замятина (на примере одного произведения).
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере 1-2 произведений).
А.Т. Твардовский. Лирика.
А.А. Ахматова. Лирика.
М.И. Цветаева. Лирика.
Авторская песня.
Человек и природа в современной литературе.
«Возвращенная правда». (Осмысление трагического прошлого советского народа с позиций современности на примере творчества А.И. Солженицына, А. Рыбакова, В. Шаламова, Е. Гинзбурга).
Современная литература. (литература 80-х годов ХХ века - начала ХХ1 века)
4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ЭКЗАМЕНА
4.1. Общие положения.
Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОУД 01. Русский язык и литература
по специальности СПО: 43.02.04 Прикладная эстетика
4.2 Выписка из учебного плана по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Целью проведения итоговой аттестации является проверка усвоения учебного материала по русскому языку и литературе за курс средней полной школы. Вопросы разработаны по литературе Х1Х и ХХ века. Экзаменационные билеты состоят из 3-х вопросов: 1) по литературе Х1Х века, 2) по литературе ХХ века; 3) анализ стихотворения.
4.4 Критерии оценки.
Ответы оцениваются по устному ответу студента.
За ответ на 1 вопрос- оценка «3»;
За ответ на 2 вопроса- оценка «4»;
За ответ на 3 вопроса- оценка «5».
4.3.1. Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ОК 11. Способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
4.3.2. Комплект оценочных материалов
В состав комплекта входят задания (варианты заданий, экзаменационные билеты, раздаточные материалы) и оценочная ведомость.
Экзамен проводится в письменной форме. Работа оценивается в соответствии с требованиями к сочинению.
Темы сочинений
«Вечные темы» в творчестве А.С. Пушкина.
Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
Идейно-художественное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Человек и природа в русской литературе ХХ века.
Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема любви в творчестве А. Куприна.
Общественно-политическая жизнь в России конца 50-х – начала 60-х годов и отражение ее в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Спор о Человеке (по пьесе М.Горького «На дне»)
Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова (образ доктора Старцева в повести А.П. Чехова «Ионыч»).
Тема поэта и поэзии (на примере творчества 2-3 поэтов Х1Х века).
Легендарно-романтический цикл в творчестве М. Горького.
Обзор творчества И.А. Бунина. (на примере 1-2 произведений)
Авторская песня в литературе 70-90-х годов ХХ века.
Творчество М. Цветаевой.
Образ Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова.
Образ Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Петербургские повести Н.В. Гоголя.
Тема Родины в творчестве А.А. Блока.
Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Путь нравственных исканий Андрея Болконского (Пьера Безухова).
Тема памяти в русской литературе ХХ века. (На примере произведений А. А. Ахматовой «Реквием», А. Твардовского «По праву памяти», А.Блока «Возмездие», А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»)
Патриотическая тема в лирике А. Ахматовой.
Тема Родины в поэзии С. Есенина.
Тема войны в произведениях второй половины ХХ века.
Проблема нравственного выбора в русской литературе второй половины ХХ века.
Поэзия «чистого искусства». (Творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева).
Человек и природа в русской литературе ХХ века.
Основной конфликт в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
4.3 Условия выполнения заданий в ходе экзамена
Во время написания экзаменационного сочинения обучающиеся могут использовать тексты художественных произведений, орфографические словари.
4.4 Критерии оценки. Обучающиеся пишут сочинение на одну из пяти предложенных тем. Объем сочинения 250-300 слов.
4.3.1. Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ОК 11. Способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
4.3.2. Комплект оценочных материалов
В состав комплекта входят задания (варианты заданий, экзаменационные билеты, раздаточные материалы) и оценочная ведомость.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА / ДФ. ЗАЧЕТА (бланк для студента)
3. Приступите к написанию сочинения. Вы можете воспользоваться орфографическим словарем и текстами художественных произведений.
4. Использование интернета, гаджетов, в том числе сотового телефона, во время экзамена запрещено.
5. Максимальное время выполнения задания 3 часа 55 минут.
Студент должен показать знания творческого и жизненного пути отдельного писателя, определить его место и значение в историко -культурном развитии России (хронологию жизни и творчества)
Знать:
- основное творческое наследие писателя (поэта);
- содержание, систему образов в произведениях;
Уметь:
- определять тему, идею произведения, жанр его;
- проводить аналитическую работу по тексту (портретная характеристика, сравнительная характеристика, оценка поступков героев).
РАЗДАТОЧНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (перечень, если предусмотрены).