kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классика и современность: инструменты создания мотивационной ситуации в преподавании литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные приёмы работы с информацией могутиспользовать педагоги всех предметов. Данная разработка содержитпрактический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классика и современность: инструменты создания мотивационной ситуации в преподавании литературы»

Классика и современность: инструменты создания мотивационной ситуации в преподавании литературы

Слайд 2 В настоящее время произведения, изучаемые в школе, в большинстве случаев не задевают, не волнуют наших современных школьников. Отсюда возникают вопросы: почему это происходит? Принять ли эти слова как должное или же есть пути решения? Как мотивировать современных школьников к прочтению школьной литературы? Или же самый главный вопрос как мотивировать к чтению?

С этой проблемой сталкиваются учителя литературы из урока в урок, из года в год. Перед современной школой и учителями литературы, да и не только перед нами, стоит ряд актуальных задач — это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.

В российской школе литературное образование и преподавание словесности во все времена рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать, всегда оценивались как необходимые составляющие образованности.

XXI век признан веком компьютерных технологий. В нашем мире уже сложно представить человека, который заполняет журналы отчетности от руки. Все меньше взрослые люди и учащиеся посещают библиотеки, ведь есть множество платформ в сети интернет, которые предлагают читать книги онлайн. Конечно же можно читать произведения и в электронном виде. Это также как можно листать альбом с репродукциями картин, а можно пойти в Эрмитаж и наслаждаться настоящими произведениями искусства. Каждый делает свой выбор. Наша задача, используя современные технологии, мотивировать к чтению школьников и добиться желаемого результата.

Рассмотрим несколько способов, которые помогут заинтересовать учащихся литературой и немного поделюсь практикой из опыта нашей школы.

Среди современных школьников есть учащиеся, которые читают и любят читать. Но их, к сожалению, мало, обычно это дети, которые планируют связать свою жизнь с журналистикой, педагогикой или театральной деятельностью. С ними легко работать и они обычно и участвуют у нас во всеразличных конкурсах. Их любовь к литературе можно направить в полезное русло. Так, наверное, делают многие из нас, когда они становятся помощниками учителей и работают в паре с слабозамотивированными учениками. Не секрет, что мнение сверстника порой сильнее влияет, чем мнение учителя, а еще и конкурентноспособность присутствует. У меня на уроке литературы в 8 классе было такое, что двое мальчишек хором рассказывали выученное наизусть стихотворение, причём это они предложили сами, потому что один стеснялся, а другой поддержал его.

Слайд 2 Наверное не ошибусь если скажу, что методика театрализации произведений хорошо работает для школьников любого возраста. Различные инсценировки и чтение по ролям – вызывают больший интерес, чем просто чтение. Можно также использовать элементы сценического костюма, тем более, если это поможет лучше раскрыть образ героя.

Очень нравится учащимся, когда мы даём им свободу выбора, если есть такая возможность, так мы убиваем двух зайцев сразу, они прочитают с большим интересом и мы проанализируем не одно, а несколько произведений.

Слайд 3 В конце года на последних уроках литературы я для своих учеников провожу уроки-рефлексии, где они делятся впечатлениями о произведении, которое запомнилось им больше всего.

Слайд 4 В прошлом году мы озадачились проблемой как повысить читательскую грамотность. И решили возобновить практику читательских конференций. На ней у нас выступали учащиеся и учителя с презентацией своей любимой книги.

Слайд 5 В этом году в рамках недели русского языка и литературы мы организовали выставку книг, которые читают учителя, чтобы своим примером повлиять на юные умы. Идея оказалась успешной, возле выставки постоянно толпились, книги просили взять почитать и взрослые и дети.

Современные школьники уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плейерами и т.д. И нам приходится шагать с ними в ногу. Мы ищем способы использования информационно-коммуникационных технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонь.

Слайд 6 На сайте Учи.ру есть раздел Литература, где учащиеся могут самостоятельно изучить биографию, творчество писателя или отдельные произведения по программе своего класса или же можно использовать эти материалы на уроках, они разработаны в вопросно-ответной системе, лучше наглядно покажу как Слайды 7-10

Сейчас важно найти в русской классике то, что созвучно с современным миром, тем самым мотивировать учащихся на чтение. Школьник будет читать то, что ему интересно. Пусть лучше читает современную литературу, чем ничего.

Можно подтолкнуть к прочтению программное произведение, включая в урок сравнение произведений современных писателей и классических.

Например в 5 классе изучается рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», где русские офицеры, оказываются в чеченском плену, и одному из них помогает сбежать горянка Дина. А в современном рассказе Владимира  Маканина «Кавказский пленный» (почти «Кавказский пленник»!) – сюжет о двух русских солдатах взявших в плен мальчика-чеченца. Можно проанализировать характеры героев оказавшихся в противоположных ситуациях.

Есть много произведений, в которых большую упоминаются исторические события. Можно с учителем истории разработать интегрированный урок и заинтересовать через историю литературой и наоборот.

Слайд 11 Так как сейчас у детей клиповое восприятие информации, очень популярны материалы, сделанные в стиле инфографики. Например биографию писателя можно изучать из кратких справок об интересных событиях его жизни. Школьник с большим доверием заинтересуется творчеством писателя, узнав, например, что ему также в школе не давались некоторые предметы и всё таки он стал писателем.

Еще в последнее время популярными стали, так называемые рабочие листы. Видео

Слайд 12 В заключение хочу познакомить со страничкой учителя русского языка и литературы в телеграмм канале, где можно почерпнуть много полезного материала и вдохновиться идеями.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аджигельдиева Фарида Асаналиевна

Дата: 11.01.2024

Номер свидетельства: 643823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства