Зачем изучать JavaScript?
JavaScript — далеко не единственный язык программирования. В сущ-
ности, языков очень много, счет идет на сотни, однако есть немало при-
чин выбрать именно JavaScript. Например, изучать его гораздо проще
(и интереснее), чем многие другие языки. Но, пожалуй, самая веская
причина такова: чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, доста-
точно интернет-браузера — такого, как Internet Explorer, Mozilla Firefox
или Google Chrome. В каждый из этих браузеров встроен интерпретатор
JavaScript, который сможет выполнять JavaScript-программы. И ника-
кого специального программного обеспечения вам не понадобится.
Написав программу на JavaScript, отправьте ссылку на нее другим
людям, и они тоже смогут ее запустить — у себя на компьютере, в брау-
зере (см. ≪Обмен кодом с помощью JSFiddle≫ на с. 280).
Пробуем JavaScript
Давайте напишем простую JavaScript-программку с помощью браузера
Google Chrome (www.google.com/chrome) . Установите Chrome на свой
компьютер (если он еще не установлен), запустите его и введите слова
about:blank в адресной строке. Теперь нажмите ENTER — откроется
пустая страничка, как на рис. 1.4.
Рис. 1.3. Игра CubeSlam написана целиком на JavaScript!
20 Часть I. Основы
Начнем с программирования в JavaScript-консоли Chrome (это секрет-
ный инструмент для тестирования коротких программ на JavaScript).
Если ваш компьютер работает под управлением Microsoft Windows
или Linux, нажмите и не отпускайте клавиши CTRL и SHIFT, а затем
нажмите J. Если же вы пользуетесь системой MacOS, нажмите и удержи-
вайте COMMAND и OPTION, а затем нажмите J.
Если вы все сделали правильно, то увидите пустую веб-страницу, под
которой стоит значок угловой скобки (), а после него мигает курсор (|).
Здесь нам и предстоит писать код на языке JavaScript!
! Текст в консоли Chrome подсвечивается разными цветами в зависи-
мости от типа данных. В этой книге код для ввода в консоль напе-
чатан такими же цветами там, где это имеет значение. Но там,
где разноцветный код будет вас только отвлекать, синим мы будем
выделять то, что сами вводим в консоль, а данные, которые авто-
матически выдаст программа, будут цветными.
Рис. 1.4. JavaScript-консоль Google Chrome
Когда вы введете код и нажмете ENTER, JavaScript должен запу-
стить (иначе говоря, выполнить ) ваш код, показав на следующей строке
результат (когда он есть). Например, введите в консоли:
Адресная строка используется для перехода на сайты,
например Facebook.com или Google.com. Сейчас нам
нужна пустая страница, поэтому вводим about:blank
и жмем ENTER .
JavaScript-консоль: здесь мы будем
тестировать короткие программы.
1. Что такое JavaScript? 21
3 + 4;
Теперь нажмите ENTER. JavaScript должен напечатать результат сло-
жения (7) на следующей строке:
3 + 4;
7
Как видите, ничего сложного. Но JavaScript — это нечто определенно
большее, чем просто затейливый калькулятор. Давайте попробуем кое-
что еще.
Строение JavaScript-программы
Давайте позабавимся — напишем JavaScript-программу, которая печа-
тает японские смайлики каомодзи в виде кошачьей мордочки:
=^.^=
В отличие от простого сложения, с которого мы
начали, эта программа занимает несколько строк.
Чтобы ввести ее в консоли, нужно будет в конце
каждой строки переходить на новую строку нажа-
тием SHIFT-ENTER . (Если нажать просто ENTER,
Chrome попытается выполнить те команды, кото-
рые вы уже ввели, и программа не будет рабо-
тать правильно. Сами по себе компьютеры ничего
не соображают — я предупреждал!)
Введите в консоли браузера:
// Рисуем столько котиков, сколько захотим!
var drawCats = function (howManyTimes) {
for (var i = 0; i
console.log(i + " =^.^=");
}
};
drawCats(10); // Вместо 10 тут может быть другое число
Draw cats —
рисовать
котиков
Function —
функция
How many
times —
сколько раз
22 Часть I. Основы
В конце последней строки нажмите ENTER, а не SHIFT-ENTER.
Программа должна напечатать следующее:
0 =^.^=
1 =^.^=
2 =^.^=
3 =^.^=
4 =^.^=
5 =^.^=
6 =^.^=
7 =^.^=
8 =^.^=
9 =^.^=
Если при вводе программы вы где-то ошиб лись, результат может ока-
заться другим — возможно, вы даже получите сообщение об ошибке. Это
я и имел в виду, говоря, что компьютеры неразумны, — даже простейшая
программа должна быть написана идеально, чтобы компьютер понял,
что от него требуется!
Я не буду сейчас вдаваться в подробности, объясняя, как работает этот
код (мы еще вернемся к нему в восьмой главе), однако давайте рассмотрим
некоторые особенности этой программы, да и JavaScript-программ в целом.
Синтаксис
В нашей программе встречается много символов, таких как скобки (), точки
с запятой ;, фигурные скобки {}, знаки плюс +, а также некоторые таин-
ственные на первый взгляд слова (например, var и console.log). Все это
является частью синтаксиса JavaScript — то есть правил, указывающих, как
объединять символы и слова, чтобы составить работающую программу.
Одна из главных сложностей при освоении нового языка программи-
рования — запомнить правила написания команд. Поначалу легко про-
пустить какие-нибудь скобки или запутаться в очередности записи зна-
чений. Не волнуйтесь, с опытом вы привыкнете писать код правильно.
В этой книге мы будем изучать материал медленно, постепенно зна-
комясь с новыми командами языка, чтобы вы могли писать все более
и более мощные программы.
Комментарии
В первой строке нашей программы написано:
// Рисуем столько котиков, сколько захотим!
1. Что такое JavaScript? 23
Это называется комментарий . Программисты пишут коммента-
рии, чтобы другим программистам было легче читать и понимать их
код. Компьютер же комментарии игнорирует. В JavaScript комментарии
начинаются с двух символов наклонной черты (//). Все, что идет следом
за ними (в той же строке), интерпретатор JavaScript пропускает, поэтому
комментарии не оказывают влияния на выполнение программы — это
всего лишь пояснение.
В примерах кода, которые встретятся вам в этой книге, комментарии
описывают, что и как там происходит. При написании своего кода тоже
добавляйте комментарии — когда вы заглянете в программу некоторое
время спустя, они напомнят вам, как работает код и что происходит
на том или ином этапе.
В конце нашей программы-примера есть еще один коммента-
рий. Напоминаю: все, что записано после символов //, компьютер
игнорирует!
drawCats(10); // Вместо 10 тут может быть другое число
Комментарии могут занимать отдельную строку или следовать сразу
после кода. Но если вы поставите // перед кодом, вот так:
// drawCats(10);
...то не произойдет вообще ничего! Chrome решит, что вся эта
строка — комментарий, хоть там и записаны инструкции на языке
JavaScript.
Когда вы, помимо примеров в этой книге, начнете изучать чужой
JavaScript-код, вам будут попадаться комментарии, которые выглядят
иначе:
/*
Рисуем столько котиков,
сколько захотим!
*/
Это другая разновидность комментариев; их обычно используют,
когда текст примечания не помещается на одной строке. Однако прин-
цип здесь тот же: текст, записанный между /* и */, — это комментарий,
и выполнять его компьютер не будет.
Что мы узнали
В этой главе мы познакомились с языком JavaScript и узнали,
что можно делать с его помощью. Кроме того, мы научились
запускать JavaScript-код в браузере Google Chrome и ввели
несложную программу-пример. Все примеры из этой книги
можно (и нужно!) запускать в JavaScript-консоли Google
Chrome (если только я не скажу, что этого делать не надо).
Просто читать код недостаточно — проверяйте, как он рабо-
тает! Это единственный способ научиться программировать.
В следующей главе мы приступим к изучению основ
языка JavaScript, начиная с трех основных типов данных,
с которыми вам предстоит работать: чисел, строк и булевых
значений.__