kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ювелирное искусство якутов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается о ювелирном искусстве якутов,о приемах обработки драгоценных металлов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ювелирное искусство якутов»

Ювелирное искусство якутов

Момен-Хан М.Д

Ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: [email protected]

Эркенова Ф.Д

Учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассказывается о ювелирном искусстве якутов,о приёмах обработки драгоценных металлов. Указывается уникальные особенности дизайна якутских ювелирных изделий.

Ключевые слова: праздник Ысыах, культ серебра, духи-покровители, нагрудные украшения, бастынга, итара, кылдыы.

«Jewelry art of the Yakuts.»

Momen-Khan M.D.



11th grade student

MKOU "Secondary School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov village Dzhaga"

E-mail: [email protected]



Erkenova F.D.



History and social studies teacher

MKOU "Secondary School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov village Dzhaga"

E-mail: [email protected]m



Annotation



The article tells about the jewelry art of the Yakuts, about the methods of processing precious metals. The unique features of the design of Yakut jewelry are indicated.

Key words: Ysyakh holiday, silver cult, patron spirits, breast decorations, bastyng, itara, kyldy.



Ювелирное искусство саха имеет древнюю историю и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство в технике резьбы по металлу.

Якутские мастера-ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла. Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшения востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

Пожалуй самым распространённым приёмом ручной обработки металла являлось литье (кутуу), в нём якуты достигли большего совершенства. Основные металлы для литья-серебро, медь, бронза, редко свинец, олово. Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

Другим важным приёмом обработки являлась расковка ( тардыы, таптайыы), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую Этот приём в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, её накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

Штамповка (халыыпка баттаасын)- один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскалённого железного стержня( пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившиеся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок [1.c.27]

Чеканка(охсуу, батары охсуу)-один из основных художественных приёмов обработки ювелирных изделий. Её использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

Гравировка (ойуулааhын, быhан ойуу, ойуу туhэрии)- один из характерных художественно-технических приёмов якутских ювелиров. С её помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли её в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приёму якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравёр. Он выступает не просто как кемусчут, но и как художник-орнаменталист.

Якутские ювелиры выемчатой эмалью (куех солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты.

В.Л.Серошевский называл якутского кузнеца бродячим, «охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению». Вся организация ремесла, в том числе инструментарий мастера была максимально приспособлена к условиям полукочевого быта. Традиционный инструментарий якутских мастеров-ювелиров, отличавшийся богатым набором, играл важную роль в их ремесленной практике. [2.c.60]

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В тёплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро 9урун кемус), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в 19 веке. Как показывают археологические материалы, в предшествующие время серебро было довольно редким металлом.

Серебро ценили за его качество при обработке, а также за мягкий матовый блеск. Якутское серебро, как правило, было низкопробным, за что получило название ууулаах кемюс, т.е. « серебро с водой».

По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения-кольца, серьги, броши.

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснилось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала. Также существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. Для большинства населения золото оставалось неизвестным металлом. Так, по свидетельству В.Л.Серошевского, колымские якуты, впервые увидевшие золото, равнодушно говорили: «Что в нём хорошего-та же медь!». [3.c.101]

Головные украшения.

Серьги- один из наиболее распространённых видов женских украшений, отличающийся разнообразием форм, техническими приемами изготовления и художественного оформления, которые достигались вариантами силуэта и орнамента. Якутские серьги в основном были трёх видов: бусиные серьги, серьги-колечки, серьги с подвеской. Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. А с половины 20 века стали изготавливать золотые серьги.

  1. Накосные украшения. У якутов косоплётки, гребенки, накосники считались украшениями девочек, девушек и молодых женщин. Накосные урашения, бытовавшие у якутовЭ, очень разнообразны, но непременные их детали: ровдужный ремешок, металлические бляшки различной формы, легкие трубочки, стеклярусы, бусы, кусочки цветной ткани.

  2. Бастынга. Это украшение в виде головного ободка. С бастынги ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих её звенья, в весьма сложном и красивом узоре.

Шейно-нагрудные украшения.

Гривны. Шейные гривны-один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов. В 19 веке шейные гривны- они были в виде ожерелья, и является составной частью женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя часть нагрудно-наспинного комплекта илин-кэлин кэбисэр.

Украшения для рук.

Браслеты-важная часть женского комплекта украшений, в основном однотипны, различаются лишь размерами, характером нанесённого орнамента и застёжками.



























Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась, его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбихэр, серьги, кольца, браслеты.

По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения- кольца, серьги, броши.

Ювелирные украшения в современное время.

В последнее время народными мастерами и умельцами изготавливаются разнообразные по характеру и художественному решению ювелирные изделия. Серебряные украшения и сегодня популярны среди якутов. Современный якутский наряд, как и в прошлом, невозможно представить без разнообразных украшений. Современные ювелирные изделия, выполненные на основе национальных традиций с учётом современной эстетики и дизайна, приобрели особую легкость и изящность форм, исчезли в них традиционные объемность и весомость.



Литература

1. Абрамова 1982  —  Абрамова М. П. Катакомбные и склеповые сооружения юга Восточной Европы // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Ч. 2. М.: Государственный Исторический музей, 1982. С. 9–19.

2. Васильев 1995  —  Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995.

3. Гоголев 1958 —  Гоголев З. В. Раскопки якутских могил XVII века // Труды Якутского филиала СО АН СССР. 1958. Вып. 1. С. 65–75.

4. Гоголев 1990 —  Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.

5. Гоголев 1993  —  Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.



Интернет-ресурсы


1.https://www.kp.ru/family/prazdniki/ysyakh/

2.https://antikzone.ru/silver-antique-history-england-01

3.https://studfile.net/preview/9014463/page:10/

4.https://amp.shkolazhizni.ru/culture/articles/20287/

5.https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskaya-klassifikatsiya-yakutskogo-nachelnika-bastynga








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Ювелирное искусство якутов

Автор: Момен-Хан Малика Джамилевна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства