kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговое занятие "Путешествие по стране Вязания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое занятие в объединении "Ручное вязание" (вязание крючком). Данное занятие направленно на повторение и обобщение знаний полученных в течение учебного года. Цель: Совершенствование знаний о декоративно – прикладном искусстве. Развитие интереса к рукоделью. Закрепление основных терминов вязания. Формирование представлений о том, что такое вежливость. Способствование формированию детского коллектива. Ориентация детей на доброе общение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие "Путешествие по стране Вязания"»

Итоговое занятие «Путешествие по стране Вязания»


Иошина Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г. Новый Уренгой, ЯНАО


Цель: Совершенствование знаний о декоративно – прикладном искусстве. Развитие интереса к ручному вязанию. Закрепление основных терминов вязания. Формирование представлений о том, что такое вежливость. Способствование формированию детского коллектива. Ориентация детей на доброе общение.

Задачи:

  • Развивать интерес к познанию окружающего мира.

  • Формировать представления о ручном вязании.

  • Заинтересовать ребенка в изучении образовательного курса

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимопомощи.

  • Формировать УУД культурного поведения в повседневной жизни.

Методы и приемы.

Словесные: речь педагога, художественное слово, диалог, беседа.

Наглядные: альбом образцов по вязанию, схемы, готовые изделия.

Практические: игра, рассматривание образцов.

Оборудование и материалы: Крючки, пряжа, цветок с лепестками разного цвета, маршрутная карта, чистые листы в клетку, карандаши.

Литература:

Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения». «Академия развития» Ярославль 2007 г.

Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева. «Этикет для малышей». «Феникс». Ростов-на-Дону, 2003г.

Н.В.Дурова. «Очень важный разговор». «Мозаика-Синтез», Москва. 2000г.

С.О.Николаева. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». Гуманитарный издательский центр. Москва. 2003 г.

Предварительная работа: составление плана-конспекта, разработка и составление кроссвордов, карточек, изготовление атрибутов к занятию.

Дата проведения:

Группа: I года обучения.


Ход занятия.

- Здравствуйте, девочки!

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. В страну, где всё: деревья, птицы, животные, игрушки – сделаны из ниток, т.е. связаны вашими руками. А начнем наше путешествие такими словами:

Покажи клубок дорожку

Нам к чудесному порожку.

Обещаем, не ленится

И чему-то научится.

Помните, как вы учились вязать, как впервые взяли в руки крючок и клубок ниток. Первое время этот неуклюжий крючок не слушался ваших рук, не хотел вам подчиняться. Но постепенно, своим усилием и старанием, вы приручили его. И крючок стал вашим верным помощником в овладении такого вида рукоделия, как вязание.

Оглянитесь вокруг, и мы с вами окажемся в удивительном сказочном мире. И так, путешествие наше начинается. Но, что бы не заблудится в этой огромной стране, я, приготовила для вас маршрутную карту. Вот по этой карте мы и будем путешествовать.


Маршрутная карта.

  1. Городок «Маленький гений».

  2. Деревня «Кудесница».

  3. Поселок «Семицветик».

  4. Город Мастеров.

  5. Королевство Вежливости.


1. Городок «Маленький гений».

Учащиеся рассказывают историю возникновения ручного вязания. А также отвечают на вопросы.


  1. Что такое Декоративно – прикладное искусство?

  2. Какие виды вязания вы знаете?

  3. Что такое ремесло?

  4. Какие народные промыслы вам известны?

  5. Как называется древнегреческая легенда, в которой клубок ниток помогает главному герою? Коротко, расскажите нам содержание этой легенды.

  6. В какой русской народной сказке, клубок показывает дорогу главному герою.

  7. Что такое сувенир?


Ответы.

  1. Декоративно-прикладное искусство – художественное оформление парков, архитектурных сооружений, книг, одежды, ковров, посуды, обоев и других вещей, окружающих человека.

  2. Существуют такие виды вязания: машинное и ручное вязание. К ручному вязанию относятся: вязание крючком, вязание длинным крючком, вязание на спицах, вязание на «вилке», на аппаратах.

  3. Рукодельное мастерство.

  4. Наиболее известные народные промыслы: Жостово (расписные подносы); Гжель (игрушки-сувениры, посуда- керамические); Золотая Хохлома (деревянные сувениры); Дымковские, Каргопольские, Филимоновские глиняные игрушки; Богородские, Городецкие резные игрушки; Семеновские, Загорские матрешки; Тульские самовары; Палехские миниатюры, Оренбургские платки и т.д.

  5. Лабиринт. Перед тем, как войти в лабиринт к Минотавру, Тесей принял от Ариадны клубок ниток, который помог ему найти обратную дорогу из смертельного лабиринта.

  6. Царевна-лягушка. «Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним – не остановится…»

  7. Сувенир – это вещь, подаренная на память, или напоминающая о каком-либо событии.


2. Деревня «Кудесница». (Материаловедение).

Кудесница – от слова кудель или кужель – льняная пряжа высшего качества.

  1. Что такое кудель?

  2. Какие бывают нитки?

  3. Что служит основным материалом для ручного вязания?

  4. Какие нитки являются наиболее подходящими для ручного художественного вязания?

  5. Что такое пряжа?

  6. Какие бывают волокна, из которых делают пряжу?

  7. Что вы знаете о натуральных волокнах?

  8. Что вы знаете о химических волокнах?

  9. Что такое меланж?

Ответы:

  1. Кудель - льняная пряжа высшего качества.

  2. Нитки бывают: вязальные; швейные; штопальные; для вышивания.

  3. Нитки служат основным материалом для ручного вязания.

  4. Наиболее подходящими для ручного художественного вязания считаются: шерстяная пряжа и хлопчатобумажные нитки.

  5. Пряжа – это нитка, которую вырабатывают путем скручивания волокон.

  6. Волокна, из которых делают пряжу для вязания, бывают натуральные и химические.

  7. К натуральным волокнам относятся волокна растительного и животного происхождения. Волокна животного происхождения – это шерсть и шелк. Шерстяную пряжу получают из шерсти коз, овец, верблюдов, кроликов, собак, ламы и т.д. натуральный шелк получают из коконов тутового шелкопряда. К волокнам растительного происхождения относятся хлопок, лен, кенаф, джут, пенька (из конопли).

  8. Химические волокна получают путем химической переработки различных материалов – дерева, нефти, газа. Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические. Искусственные получают из хлопковой древесины, растительных или молочных белков путем их обработки различными химическими веществами: ацетоном, уксусной, азотной кислотами и др. Так получают нитрошелк и другие ткани. Синтетические волокна – нейлон, капрон, нитрон, Милан и т.д.

  9. Меланж – разноцветная пряжа.


Стих о нитках.


3. Поселок «Семицветик».

Как вы думаете, почему этот поселок имеет такое название?

  1. Как называется наука о цвете? Что такое цветовой тон?

  2. На какие группы можно разделить окружающие нас цвета?

  3. Сколько цветов (цветовых переходов) можно различить в цветовом круге? Какие бывают цвета?

  4. Назовите теплые цвета. Что такое колорит?

  5. Какие цвета относятся к холодным?

  6. Назовите промежуточные цвета.

  7. Что такое яркость? Что такое насыщенность?


Д/игра: «Хоровод красок».

Цель: закрепить основные колористические понятия.

Оборудование: ленты, окрашенные в основные цвета (красная, желтая, оранжевая, синяя, зеленая, фиолетовая).

Дети – краски, завязав ленты на шею, стоят вдоль стены кабинета. Цвет ленты соответствует цвету краски.

Ведущий: Начинается игра.

Я хотел бы рисовать,

Но не знаю, как начать.

Краски – краски, где вы?

Дети: Мы - здесь.

Ведущий: Я возьму три краски основные,

Эти краски не простые –

Из них состоят другие.

Где эти краски основные?

В центр выходят красная, желтая и синяя краски.

Ведущий: Если красная с желтой подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

Красная и желтая краски выводят оранжевую краску.

Ведущий: Если синяя с желтой подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

Синяя и желтая краски выводят зеленую краску.

Ведущий: Если красная с синей подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

Красная и синяя краски выводят фиолетовую краску.

Ведущий: Теплые краски дружно за руки взялись

Поклонились, улыбнулись, повернулись, разошлись.

Холодные краски дружно за руки взялись

Поклонились, улыбнулись, повернулись, разошлись.


Замечательно. А теперь нам пора, ведь наше путешествие, по стране Вязания еще не закончилось.

Ответы.

  1. Наука о цвете называется цветоведением. Цветовой тон – это цветность.

  2. Окружающие нас цвета можно разделить на ахроматические (бесцветные – черный, белый, серый) и хроматические (цветные – синий, зеленый, красный).

  3. В цветовом круге можно различить около 150 цветов (цветовых переходов). Цвета бывают теплые и холодные.

  4. К теплым цветам относится вся желто-красная часть спектра. Теплыми они считаются потому, что напоминают цвет солнца, огня.

Колорит – согласованность цветов между собой.

  1. К холодным цветам относится сине- голубая часть спектра, потому что они сходны с цветом воды, льда, неба.

  2. Промежуточными являются зеленый и фиолетовый цвета, потому, что в зависимости от сочетаний могут быть отнесены и к теплым, и к холодным.

  3. Яркость – это степень близости к белому. Насыщенность – степень густоты цвета.


4. Станция: «Город Мастеров».

  1. Связать самую длинную косичку за 1 минуту.

  2. Выполнить образец по схеме.

  3. Разгадать кроссворд.


5. Станция: «Королевство Вежливости».

Ведущий: Мы с вами прибыли в это королевство, как раз, вовремя. Здесь начинается «Турнир Вежливости», и вы становитесь участниками этого турнира.

Разминка.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (Спасибо).

  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день).

  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (Спасибо).

  4. Когда нас бранят за шалости, говорим мы… (Простите).

  5. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

  6. Во всех странах на прощанье, говорят вам… (До свидания).

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

И так, каждый из вас должен назвать по три «волшебных» слова. Ответы детей.

Конкурс чтецов.

Учащиеся читают стихи, в которых встречаются «волшебные» слова.


Вопрос – ответ.

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему мальчик сделал три ошибки. Какие? Извините, пожалуйста? Не могли бы, вы, сказать который час? Сказать спокойно.

  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет. Дорогу обычно уступает тот, кто вежливее.

  3. Лене надо было срочно обратиться к учительнице, а та разговаривала с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Федоровна…». Что бы вы посоветовали Лене?

  4. Машин котенок залез на дерево и боится. Мимо проходил незнакомый взрослый человек. Маша обратилась к прохожему: «Слушай, ты не можешь мне помочь, снять котеночка? Он боится слезть с дерева? Видишь, какой он маленький». Какие ошибки допустила Маша в разговоре с незнакомым взрослым человеком?

  5. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе один мальчик зовет меня Галькой». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «А я ему просто кричу: Эй, ты!» Скажите, права ли Галя?

















Приложение

Кроссворд «Волшебные слова».



1






5








2





6

















3



















4











7


































Вопросы:

  1. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово.

  2. Вы встретили друзей, пришли в гости, зашли в кабинет. Какое первое слово вы должны сказать?

  3. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что надо сказать?

  4. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово нужно сказать?

  5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажите?

  6. А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны – и часто ли вы его говорите?

  7. Очень хорошо, что вы так легко разгадали этот кроссворд. Осталось одно слово, мы его сейчас разгадаем. Наше путешествие по стране вязания заканчивается и на прощание мы говорим … До свидания!






Еще в древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца и скатерти, плели из лозы и бересты корзины, миски, коробы, лепили из глины горшки и кувшины, кружки и тарелки, забавные игрушки, вырезали из дерева ложки и смешные фигурки птиц, животных и лесовиков, украшали узорами предметы, сделанные из разных материалов, вязали кружева.

Ручное изготовление разных изделий называлось ремеслом, людей с такими умелыми руками называли умельцами и еще – ремесленниками.

Ремесло – это рукодельное мастерство. Ремеслу учились с самого детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом становились взрослыми и тоже учили ремеслу уже своих детей и внуков.

И вот так дошли до наших дней многие секреты замечательного народного мастерства.

Ручное вязание – это тоже старинное народное ремесло. В музеях разных стран мира рядом с древнейшими орудиями труда можно увидеть первые спицы, крючки - деревянные, костяные и более поздние металлические. Тяга к красоте, к творчеству делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рожденное человеком, будет жить вместе с ним вечно.


Кто придумал вязание.

Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец в нем был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлепанцев. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники- бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить ее в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия– изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием.


В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветные, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19 – начала 20 века стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявилась богатая творческая фантазия русского народа.


В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станок с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент – игла с крючком на конце – сохранились в современных вязальных машинах.

Легенда и реальность.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует больше трех тысяч лет. Вязаные вещи найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали в Парагвае. Король Франции, Людовик 14, получил от парламента города Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.

Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Магадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей. Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях.


Перестарался. С.Погорельский.

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой? – вскричала мать.-

Заболел сыночек?..

- Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи».


Н.Юсупова.

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

- Мы купим другую, есть лучше в продаже…

«Простите!» - казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!


Если вы вежливы. С.Маршак

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик, он их благодарил.

«Спасибо!» – говорил .

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без проса не берите.


Добрые слова. О.Дриз

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром»- я кричу.

«Добрый день» - кричу я в след

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.





Г.Ладонников

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.


Маша знала слов не мало,

Но, одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят

Если вас благодарят.


Я не плачу. Г.Ладонщиков

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.


12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Итоговое занятие "Путешествие по стране Вязания"

Автор: Иошина Оксана Владимировна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства