kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по экологии «Воспитание экологической этики у младших школьников в художественной и научно – популярной литературе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование направлено на организацию совместной деятельности педгогога-библиотекаря, классных руководителей и родителей детей 1-4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по экологии «Воспитание экологической этики у младших школьников в художественной и научно – популярной литературе»»





Исследовательская работа по экологии

ПО ТЕМЕ: «Воспитание экологической этики у младших школьников в художественной и научно – популярной литературе»



Москва, 2016 г.





Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Экологическая этика личности: постижение смысла

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.

3. Анализ научно-популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания младших школьников

Практическая часть

1. Обзор художественной и научно – популярной литературы для педагогов и родителей.

2. Создание презентации.

Заключение

Список литературы

Введение:

В 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству ввести обязательный учебный курс по предмету «Экология» в рамках школьного образования: « Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».

Современная экология – это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях её организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств, и тем самым – поддержания на Земле человечества. Используя её законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжёлых экологических болезней.

В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.

Объект исследования:

Учащиеся начальной школы № 814 УК № 3

Предмет исследования:

Экологическая этика личности

Цель:

Донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек – часть природы и поэтому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.

Задачи:

Составить план по экологическому воспитанию учащихся начальной школы; Создать презентацию о сохранении природы нашей Земли; Сделать вывод о проделанной работе.

- предметные: развивать представление о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой; ознакомиться с теоретическими материалами по данной проблеме;

- метапредметные: анализировать жизненные ситуации как экологические; сформировать умения выявлять экологические связи;

- личностные: сформировать готовность к природоохранной и созидательной деятельности, негативной оценки нарушений правил поведения против природы; воспитывать ценностное отношение к многообразию природы.



Теоретическая часть:

1. Экологическая этика личности: постижение смысла.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести к равновесию, балансу деятельность человека с экологическими законами жизни. Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят, общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, - служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.

В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, там самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на рациональную сторону взаимоотношений. Воспитание экологической этики должно рассматривается как единая система отношений: отношение человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Человека, наделённого экологической культурой, отличает умение достигать гармонии со своим как внутренним, так и внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счёт специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик. Это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребёнка. И с каждым из этих миров ребёнку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним. Иногда эти отношения стихийны, и тогда ребёнок получает уроки, которые преподносит ему жизнь, преодолевая собственные ошибки. Но чаще всего взрослые – родители, педагоги – пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у детей позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Однако зачастую опыт старшего поколения основывается на экологических ценностях, не отвечающих современным требованиям. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе «царей» природы. Далеко не всегда совпадают вкусы детей и родителей или педагогов в восприятии музыки, моды, изобразительного и театрального искусства. Вместе с тем многие наши малыши уже лучше взрослых осведомлены в вопросах компьютерной, аудио и видеотехники. Отсюда во взаимоотношениях с подрастающим поколением по вопросам освоения окружающего мира авторитаризм, педагогическое руководство в его классическом понимании неуместен. Более правильным и рациональным становится подшефное сопровождение (ненавязчивый совет, аргументация доводов), которое позволяет усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий Мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несёт персональную ответственность.

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.

Такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию детей, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. Этому служит преодоление в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником, и рачительным хозяином. В какой мере родителям и педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект.

В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья. Образ и стиль жизни, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной, значимой для всех её членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, всё это вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребёнка и в значительной степени сформировать его мировоззрение. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей.

Вместе с тем, данные социологического обследования говорят о том, что именно семье, родителям принадлежит заслуга в том, что сказки, стихи, литература о природе по-прежнему сохраняют за собой ведущее место в реальном круге чтения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ребята этого возраста называют множество русских и зарубежных классических произведений этого жанра, но уже в раннем подростковом возрасте этот круг чтения резко сужается, а интерес к книге в целом стремительно падает.

Процесс совместного времяпровождения - прогулки в парк, лес, загородные поездки, туристические походы, участие в сельскохозяйственных работах – это время духовного сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей – круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций.

К сожалению, в современных условиях семейное воспитание несёт значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи, как условия её выживания.

И всё-таки, семья – важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретённые ребёнком сначала в детском саду, а потом и в школе, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни. Экологическое образование и воспитание детей состоит в обучении принципам жизни в новом тысячелетии, дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов. В экологическом образовании детей, школа, особенно городская, выносит на себе основной груз не только из-за того, что подавляющее число учащихся получает в ней образование, но и потому, что в настоящее время город и городская среда – наиболее мощные импульсы, определяющие жизнь современных людей, характер их взаимоотношений с природой.

Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоении экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. В рамках конкретного урока, той экологической информации, которую получают дети, явно недостаточно, чтобы перестроить сознание детей. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», и учитель, раскрывая деткам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, может открыть и укрепить в детях такие высокие моральные качества, как доброта, любовь, милосердие, забота, чуткость. Главная заповедь наставников, родителей, воспитателей, учителей – любить детей. Их важнейшая задача – научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя. Активно познавать мир, в который пришёл. Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается  в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.

В этот период начинает пробуждаться интерес  и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять». Основой гуманного воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал: рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Которое является источником и сущностью нашей жизни и которое никогда, ни при каких условиях, нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах мысль М.М. Пришвина: «Каждый из нас – природа, что стала человеком». Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства.

Необходимо содержание разных видов деятельности обогатить за счет экологического компонента. В основе экологического воспитания должен лежать деятельный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Показатели культуры взаимодействия с природой можно определить следующим образом: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Для детей младшего школьного возраста именно педагоги и родители является образцом для наследования. А наследование - прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребёнок в своём ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определённые знания и умения, путем наследования, игры, познавательной деятельности и образования, сможет скорректировать свои нужды. Наставникам следует постоянно помнить, что  влиять на других можно через себя. То есть всё, собственно, сводится к одному - как жить самому.

3. Анализ научно – популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания младших школьников.

Психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает:

- эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения,

- деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и вне учебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

- интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания – отношения - поведения».

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес.

Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей, понятий и знаний. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их  взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству,  она творит и оберегает жизнь, включая её самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества ещё от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.

Самыми актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого мира, у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развитие познавательного интереса.

Однако, несмотря на достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.

Один из методов исследования, который можно использовать в работе – это теоретический метод исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы.

Такая работа в развитии познавательного интереса у детей имеет огромное значение. Сказки, рассказы, загадки, поэзия, статьи в научно-популярных журналах о природе и животных в начальной школе, являются неотъемлемой частью экологического воспитания. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы».

Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников

Задачи работы

Формы и методы



1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.

Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.

Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.

2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.

Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.

3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (флоры и фауны).

Проводить:

а) экскурсии на природу;

б) наблюдения за природой;

4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их или уходу за ними.

Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чте­ние стихов, слушание эколо­ги­чес­ких сказок.

5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.

Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий.





Практическая часть:

1. Обзор художественной и научно – популярной литературы.

К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Но классической литературы очень много и она разнообразна.

Сказка самая распространённая и самая любимая литература для детей. Творчески работающему педагогу под силу самому сочинить природоведческую сказку, соединив в ней знания о природе, которые он передаёт детям, с образной формой их преподнесения. Присутствие в таких сказках, как и во всей работе по экологическому воспитанию, гуманного отношения к живой природе, постоянных сказочных персонажей, олицетворяющих примеры достойного и недостойного поведения в природе, позволяет ребёнку чётче осознать своё отношение к природе через идентификацию с положительным персонажем.

Показ сказки средствами кукольного театра разворачивает описанную в ней ситуацию, делает её понятной и эмоционально близкой для детей. Содержание таких уроков или внеклассных мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у доброго Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник», «На лесной опушке». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой.

После работы с книгой, журналом, статьёй, организация целевой прогулки будет и уместна и познавательна. Целевая прогулка, организованная в игровой форме, позволит детям визуально закрепить прочитанный материал и в тоже время, такие прогулки способствуют чувственному (одновременно работают зрение, слух, обоняние, осязание) восприятию детьми мира природы. Тема целевой прогулки может быть любой: «В гости к берёзке», «К птичьей столовой», «Кто как поёт», «Наша речка», названий придумать можно много, главное – и тема и прогулка должны соотноситься с прочитанным. Можно чередовать последовательность: сначала прогулка, а затем чтение. Взаимодействие учащихся с учителем должно происходить постоянно. Можно

предложить детям самим придумать коротенькие стишки о природе, загадки или написать сказку. Предложить детям красочно оформить свои работы. Работа по воспитанию этического отношения к природе и эстетического её восприятия должна проходить постоянно.

Список художественной литературы:

1. Виталий Валентинович Бианки

2. Михаил Михайлович Пришвин

3. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк

4. Евгений Андреевич Пермяк

5. Александр Иванович Куприн («Белый пудель»)

6. Лев Николаевич Толстой («Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и Собачка», «Лебеди»)

7. Иван Сергеевич Тургенев («Бежин луг»)

8. Антон Павлович Чехов («Каштанка»)

9. Ольга Васильевна Перовская («Тигрёнок Васька», «Мармотка», «Ребята и зверята»)

10. Константин Дмитриевич Ушинский («Плутишка кот», «Слепая лошадь», «Бишка», «История одной яблоньки»)

11. Евгений Иванович Чарушин

12. Александр Серафимович Серафимович («Три друга», «В бурю», «Воробьиная ночь», «Лесная жизнь»)

13. Сергей Алексеевич Баруздин

14. Георгий Алексеевич Скребицкий (Рассказы, «Сказки Следопыта»)

15. Николай Иванович Сладков («Подводная газета», «Свист диких крыльев»)

16. Николай Семёнович Тихонов («Удивительные маленькие истории»)

17. Майя Александровна Черкашина («Волк, послушай, волк»)

18. Георгий Владимирович Никольский и Юрий Дмитриевич Дмитриев («Звери и зверята»)

19. Феликс Григорьевич Лев («Звериная дача»)

20. Борис Николаевич Сергуненков («Лесные сторожа»)

21. Вера Васильевна Чаплина («Фомка – белый медвежонок» и другие произведения)

22. Иван Сергеевич Соколов – Микитов

23. Юрий Абрамович Крутогоров («Земля в океане»)

24. Владимир Иванович Степаненко («Замарайка», «Голубой дымок вигвама»)

25. Константин Алексеевич Коровин «О животных и людях». Книга вышла в 2010 году. Константин Алексеевич Коровин – замечательный русский художник, добрый и внимательный человек, превосходный рассказчик. В книгу вошли некоторые его рассказы о людях и животных.

Современные писатели:

26. Василий Львович Токмаков («Приходи и будь другом»)

27. Семён Климович Устинов («Как живёшь, Медвежонок?»)

28. Николай Николаевич Красильников («Волшебная верёвочка»)

29. Дина Непомнящая («Мама для Мамонтёнка»)

30. Книга – театр «Загадки о животных». Книга выпущена в 2013 году и является методическим пособием.

31. Леонид Анатольевич Сергеев («Мои собаки»)

32. Наталья Игоревна Романова («Дайте кошке слово»)

Зарубежная литература:

33. Редьярд Киплинг

34. Эрнест Сетон–Томпсон

35. Джеральд Малкольм Даррелл («Моя семья и другие звери», «Зоопарк в

моём багаже», «Поместье – зверинец»)

Поэзия:

36. Иван Алексеевич Бунин

37. Сергей Александрович Есенин

38. Александр Сергеевич Пушкин

39. Фёдор Иванович Тютчев

40. Афанасий Афанасьевич Фет

Современный детский поэт:

41. Александр Введенский («Котёнок и Щенок»)

Научно – популярная литература:

Журналы:

«Юный натуралист» и «Филя», «Любимец» и «Друг», «Лазурь», «Свирель» и «Свирелька», «Клёп – клуб», «Миша» и «GEOлёнок».

А ещё я посоветовала бы журнал «Божий Мир». Учредителем этого журнала является Российский детский фонд. В каждом номере журнала публикуются замечательные рассказы о природе и животных. Маленькие заметки об удивительных вещах нашей повседневной жизни: о ласточках в метро, о музее, в котором собраны детские рисунки со всего мира, сказки. Журнал замечателен тем, что учит любви, ответственности, умению заботиться о ближних, бережному отношению к окружающему миру.

Этот список литературы, который, безусловно, может быть расширен, я бы рекомендовала для работы с детьми в школе. И, конечно, педагоги должны постоянно проводить работу с родителями. Нужно донести до сознания родителей, что им нельзя терять эмоциональную связь с детьми. Совместное чтение книг и обсуждение прочитанного, прогулки и беседы об увиденном, воспитание и забота о домашних питомцах и растениях – всё это будет сближать и укреплять связь между родителями и ребёнком.

2. Создание презентации.

































Заключение:

Этой исследовательской работой я пыталась обратить внимание:

1. На актуальность темы. На то, что наиболее существенным моментом в воспитании экологической этики у детей является перевод их сознания на другой уровень – из природопотребительской в природосберегающую на примерах художественной и научно – популярной литературы.

2. На проблему, которую необходимо решать всем вместе – и педагогам и родителям. Это преодоление в сознании детей экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга.

В природе всё связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: землёй, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем, кто любит её, терпеливо наблюдает и бережно, с уважением относится к ней. Самых маленьких детей уже нужно учить вести себя так, чтобы они не могли навредить природе. А если наши дети смогут научиться останавливать тех, кто наносит вред окружающей среде, то это будет очень большим и правильным делом. Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как указывает Л.Д. Бобылёва, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и её охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

А.Н. Захлебный считает, что целью экологического воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.

И.Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

Экология развивается на природоведческих условиях, вбирает новейшие достижения точных наук – математики, физики, химии, обогащая их, в свою очередь, представлениями о единстве, взаимосвязи живого и неживого. Таким образом, экологическое воспитания является составной частью всего школьного образования и включает в себя решение задач по формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся. Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся. И закончить свою работу хотелось бы словами Михаила Михайловича Пришвина: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»







Список литературы:

Библиографический список

Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006. – С.77-83.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.

Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении [Текст] / А.Н. Захлебный – М.: 2009, С.20-28.

Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев.- Педагогика. – 2004. - №2. – С.19-21.

Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст]/ Минск – Асар, 2004г–48 с. 25.

Суравегина, И.Т., Енкевич, В.М. Экология и мир [Текст]/ И.Т. Суравегина – М.: Новая школа, 2004. – 126с.

Суравегина, И.Т., Сенкевич, В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе [Текст] // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.

8. Сухомлинский В.А./ сост., вступительной статьи Г.Д. Глейзер. – М.: 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

Эльконин, Д.Б. Избранные статьи [Текст]: – М.: Высшая школа.- 2001. – 428 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Токарева Елена Борисовна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства