kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме: «Музыка чувашей с древнейших времен до наших дней»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Вы, наверное, не раз замечали, что многие молодые люди ходят в наушниках. Это уже не удивительно. Люди слушают музыку постоянно. Она везде окружает нас. Люди просыпаются с утра и сразу же слышат музыку (и, скорее всего это будильник); когда мы находимся в магазинах, то вокруг нас звучит музыка.

       Что это?.может быть это новый апокалипсис. Нет. Просто музыка стала частью нашей жизни, частью нашей души. Только она может с самого нуля поднять настроение, только она может поддержать переживания, только она может прибавить ритма шагу, просто идя по улице. Многие считают, что только она сможет понять, только она сможет выразить эмоции. Это немного странновато, но все-таки, правда.

       Каждый народ славится своими мелодиями, песнями, своим творчеством… И я бы хотела вам рассказать про музыкальную культуру чувашей, про все особенности исполнения, про музыкальные предпочтения нашего чувашского народа.

Актуальность: данная тема объединяет современную музыку и народную. Эта тема имеет значение непосредственно для молодежи, которая часто слушает музыку, чтобы расширить свои знания.

Цель: изучить музыкальную культуру чувашей, которая продолжает развиваться и в наши дни.

 

Задачи:

  1. Изучить музыкальное творчество чувашей.
  2. Выявить отношение чувашского народа к своей музыкальной культуре.
  3. Выяснить, знает ли нынешнее поколение музыкальное творчество своего народа.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Музыка чувашей с древнейших времен до наших дней»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Музыка чувашей с древнейших времен до наших дней»



Секция: культура родного края





Автор работы:

Алексеева Дарья Алексеевна

9б класс


Руководитель:

Осипова Светлана Геннадиевна,

заместитель директора




г. Чебоксары

2014г.

Оглавление

Введение. 3

Музыкальный фольклор. 4

Значение музыки у чувашей в их жизни. 6

Жанровое деление песен. 8

Особенности чувашской песни. 9

Современный мир чувашской музыки. 12

Новая ступень в развитии песен чувашского фольклора. 12

Диагностическое исследование по изучению знаний молодёжи по теме: 14

«Музыкальная культура чувашей». 14

Заключение. 17

Литература. 19




Введение.

Вы, наверное, не раз замечали, что многие молодые люди ходят в наушниках. Это уже не удивительно. Люди слушают музыку постоянно. Она везде окружает нас. Люди просыпаются с утра и сразу же слышат музыку (и, скорее всего это будильник); когда мы находимся в магазинах, то вокруг нас звучит музыка.

Что это? ...может быть это новый апокалипсис. Нет. Просто музыка стала частью нашей жизни, частью нашей души. Только она может с самого нуля поднять настроение, только она может поддержать переживания, только она может прибавить ритма шагу, просто идя по улице. Многие считают, что только она сможет понять, только она сможет выразить эмоции. Это немного странновато, но все-таки, правда.

Каждый народ славится своими мелодиями, песнями, своим творчеством… И я бы хотела вам рассказать про музыкальную культуру чувашей, про все особенности исполнения, про музыкальные предпочтения нашего чувашского народа.

Актуальность: данная тема объединяет современную музыку и народную. Эта тема имеет значение непосредственно для молодежи, которая часто слушает музыку, чтобы расширить свои знания.

Цель: изучить музыкальную культуру чувашей, которая продолжает развиваться и в наши дни.


Задачи:

  1. Изучить музыкальное творчество чувашей.

  2. Выявить отношение чувашского народа к своей музыкальной культуре.

  3. Выяснить, знает ли нынешнее поколение музыкальное творчество своего народа.





Музыкальный фольклор.

"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я. Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Среди них песня занимает первое место.

Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю - этносу, истоки его уходят в древность доклассовых обществ. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный "автопортрет" народа, его характера, психологии, способностей, взглядов на мир. В ней складываются и самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств, используемых возникающими позднее видами музыки: культовой, военной, светской, профессиональной, бытовой.

Существуя тысячелетиями, развиваясь по законам внутренней эволюции, народная музыка подвергается и различным внешним влияниям. В ней всегда сохраняются архаические элементы. Они могут быть приглушены позднейшими наслоениями, а могут составлять и легковоспринимаемую существенную ее часть.

В музыкальной культуре чувашского народа скрывается архаика двух видов - как стадиально-ранняя, первичная, так и более поздняя, высокоразвитая.

Стадиально-ранняя архаика обнаруживается в некоторых особых формах интонирования и вкраплениях в поэтические тексты современных песен элементов мифологической (главным образом космогонической) сюжетики. Особенность чувашской поздней архаики в том, что она не отрефлексирована

(как в старых восточных культурах), и, следовательно, ее корни забыты.

Открывается ее существование заново через теоретический анализ фольклорной системы.

Следует, тем не менее, отметить, что чувашская музыкальная архаика является не первобытным примитивом, она несет признаки высокого уровня развития. Вглядываясь в дожившие до наших дней произведения фольклора, их нормы, прослеживая параллели с другими культурами, в разное время имевшими связь с чувашской, мы можем представить себе некоторые черты музыки минувших эпох.

Причины «законсервированности» древних черт в народной культуре чувашей следует искать в истории этноса. Чуваши с XII в. непрерывно пребывали в условиях национальной несвободы, вдали от крупных центров и событий мировой истории, ограничиваясь традиционным крестьянским трудом и бытом. Из-за таких условий сохранилась древняя обрядовая система и соответствующие жанры в музыкальном фольклоре. Близкие аналоги в чувашской жанровой системе обнаруживаются только в архаических пластах фольклора соседних народов, например, у татар - кряшен. Точно так же у чувашей вплоть да XX в. сохранилась диалектная структура музыкального фольклора. Региональные музыкально-поэтические формы настолько устойчивы, что и сегодня не составляет труда на слух определить приблизительный ареал распространения той или иной песни.

Этнографы обоснованно полагают, что консервацией регионально-диалективных особенностей чувашская культура обязана отсутствию в течение столетий единого экономического и культурного центра, который являлся бы местом общения всего народа и фактором стирания местных различий в языке, фольклоре, одежде, других элементах материальной культуры.

Чувашский народ издревле любил петь. Сначала по звукам сăрнай, кěсле, шăпăр, а потом по мотивам гармонии. Одна из частей фольклора – народные песни – передаваясь из поколения в поколение, хорошо сохранились и до сих пор. В них – мудрость чувашского народа, богатство, радость и печаль, одним словом – судьба народа за многие столетия.



Значение музыки у чувашей в их жизни.

У чувашей музыка играла во все времена главную роль в установлении дружеских отношений между людьми разных национальностей — «Кто спел бы со мной, тому бы я весь мир подарил», - поется в чувашской народной песне. Зафиксированным капиталом было содержание народных песен, в них передавались жизненные правила, следование которым обеспечивалось участием каждого в коллективном пении на праздниках, в будни.

Чувашская музыка отличается неповторимым своеобразием мелодических образов. В простых по форме и мелодическому развитию напевах народ выражал свои мысли и мечты, свою радость и горе – самые разнообразные чувства и переживания. То сурово - эпические или полные глубокого драматизма, то нежно – лирические или веселые, то спокойно- созерцательные, эти напевы обладают глубокой выразительностью.

В музыке чувашин издавна видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился ней как к предмету, достойному особого уважения и внимания. В древности, как рассказывают легенды, он верил в ее божественную силу и думал, что музыка может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животного, и самую природу. Отношение чувашей к музыке и пению ярко раскрывается во многих сказках и приданиях. В них говорится, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она делила с народом и горе, и радость: «люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…».

Музыка была неразлучной спутницей человека со дня его рождения до самой смерти. Из древних сказаний известно, например, что когда умирал чувашин, то «в гроб хоть понемногу клали всего, что покойник особенно любил, чем забавлялся и чем занимался…Если он занимался плетением лаптей, то в гроб клали кочедык, ножик и лыки; если он был виртуозом, игравшим на пузыре, то – пузырь…»

Музыка и песня звучат в доме каждого чувашина. «Предки передали ее», «От дедов пришла она», - говорят чуваши о музыке. Певец или музыкант – уважаемые люди в чувашской деревне. Им почет, о них идет добрая слава.

В старину у чувашей музыка звучала на всех важнейших событиях в жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и народных увеселений. Например, поминовение усопших в 1765 году чуваши совершали таким образом: «Кладут огни по могилам, играют в волынки, поют песни, пляшут и в ладоши бьют с великим криком и штурмою для увеселения мертвых».

Музыка звучала у чувашей и при радостных событиях, и при постигшем человека горе, и в минуты глубокого раздумья, и в часы общего веселья. Песня часто исполнялась также в процессе труда: мужчинам – вовремя поднятия или передвижения тяжестей, валяния сапог, плетения лаптей и корзин; женщинам – в процессе изготовления пряжи, тканья, вышивки.























Жанровое деление песен.

Большинство чувашских песен приручено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни называются обрядовыми. И именно такие песни у чувашей делятся на жанры. Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно – бытовые.

Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем:

календарные события

жанры


Мăнкун — праздник весеннего равноденствия, обряды поминовения

мăнкун юррисем


сěрен — очистительный обряд

сěрен юррисем


уяв (çинçe) – праздник созревания растительности, хороводы и игры


уяв (вăйă) юррисем


çимěк — летние поминовения (молодежь водит хороводы)


çимěк юррисем


Утăçийě — сенокос

Утăçи юррисем

кěрхи сăра — обряды освящения нового урожая

кěрхи сăра юррисем, кěреке юррисем



юпа ирттерни—осенние поминки

юпа юррисем


улах — зимние посиделки

улах юррисем


хěр сăри, кăшарни — зимние праздники молодежи


хěр сăри юррисем, кăшарни юррисем


Сурхури, нартукан — праздники в дни зимнего солнцеворота

сурхури (нартукан) юррисем


çăварни— проводы зимы, масленица

çăварни юррисем



Семейно- бытовой цикл составляют:


события

жанры

ача çурални — обряды по случаю

рождения ребенка

ача çуралнă чух каланă , кěвě (юрă)

Колыбельные

сăпка юррисем

туй йěркисем — свадебные обряды

туй юррисем, хěр йěррисем,

çěнě хăта юррисем


Салтака ăсатни — обряды проводов рекрутов

салтак (некрут) юррисем

виле пытарни — похоронные обряды

сасă кăларнисем


Обрядовые и лирические песни древнего происхождения, наигрыши на старинных музыкальных инструментах составляют ядро чувашской музыкальной культуры, ее классику. Именно в них сформировалась система художественных выразительных средств, объединяемая понятием традиционного стиля чувашской народной музыки.

Во многих песнях развитие мелодии осуществляется…



Особенности чувашской песни.

Во многих песнях развитие мелодии осуществляется посредством применения секвенционных оборотов или приема вариантного изменения одной и той же попевки.

Характерными особенностями, типичными для старинных чувашских песен, являются: спад мелодической линии в конце фразы путем глиссандо вниз, обилие квартовых интонаций, квартовый ход вниз в заключительной каденции. Нисходящие квартовые ходы в мелодике старинных песен играют весьма большую роль, они придают песне особое, эпическое звучание, «древний» колорит.

Чувашской народной музыке свойственны и характерные особенности метро- ритмического строения, находящие свое выражение в разнообразном использовании двух- , трех- , четырех- , пяти- , шести- , семи-, девятидольных тактовых структур, а также в смене одного типа тактовых размеров другими в пределах одной и той же песни. Обильного применения всевозможных украшающих звуков (группетто, мордентов, форшлагов) в чувашской музыке не ощущается. Это отличает ее от татарской и башкирской музыки, где налицо богато орнаментированная мелодика, выражающаяся в «опевании» отдельных опорных звуков и применении мелодических украшений, «вклинивающихся» в середину музыкальных фраз. Мелодика чувашской песни в этом отношении очень близка к марийской музыке.

Значительную роль в чувашской музыке играют также сами тексты.

Тексты чувашских народных песен имеют стихотворную основу с различным количеством строк в строфе различного слогового и ритмического строения. Наиболее распространенной является четырехстрочная песенная строфа. В чувашской народной песне (особенно старой) преобладает семислоговая строка хореического и ямбического строения, завершающаяся часто трехслоговой стопой вида анапеста, амфибрахия или дактиля.


Ю-ри кай-рём вёр-ма-на

+ё-ка йы-вё= шы-ра-са,

+ё-ка йы-вё= т.л пул-тём

Ю-ман-па-ла ю-на-шар.

( четырехстрочная строфа, построенная на семислоговой строке)


Характерным приемом художественной композиции песенных текстов является прием психологического параллелизма. Чувашские народные песни, в особенности песни верховых чувашей, очень богаты образными сравнениями и элементами аллитерации. Некоторые из них воспринимаются как лирические, другие – как рассказ-описание, третьи развиваются как своеобразный диалог. Например, песня построенная в форме диалога «Акăш. ă=та? ».(перевод)


Акăш. ё=та? – Атёлта.

Ч.пписем ё=та? – Тин.сре.

Атёлпа тин.с п.рлешн. чухне

Асилет-ши акёш ч.ппи(се)не?

Асилет те пуль: асилмест те пуль –

Ун юратнё ч.ппи хёйпе пур.


Большинство чувашских песен и инструментальных мелодий строится на взаимопроникновении и взаимодействии целой системы мажорных и минорных пентатонных ладов (звукорядов). В песнях однотональных чаще всего встречается взаимодействие основного звукоряда с его вариантом – обращением.

Весьма интересным явлением следует считать проявление так называемого «полутона на расстоянии», что встречается довольно часто. Наиболее простой и достаточно распространенный случай – квинтово-транспозиционная структура, при которой вторая половина строфы является повторением первой со сдвигом по высоте на интервал квинты вниз или кварты вверх.

В годы Великой Отечественной войны в песенном репертуаре чувашей значительное место занимала лирика, пронизанная суровыми мотивами героической романтики. В их мелодии слышатся отголоски песен гражданской войны и современной советской русской массовой песни. Интересным примером здесь может служить двухголосная песня «Вёрçа ёсатни» (« Проводя на фронт»).



Уезжает мил дружочек,

Уезжает он на фронт.

Я дарю ему платочек –

Красна звездочка на нем.

(Перевод наш. – Ю.И.)


Быстро пролетает наше время, наша история…

















Современный мир чувашской музыки. Новая ступень в развитии песен чувашского фольклора.

Быстро пролетает наше время, наша история. Каждый день из наших серых будней – это уже история, только для нашего скромного мирка. Музыка сменяется в этом бешеном ритме каждый день, новый день - новый хит, новый день – новое открытие. И порой даже становится не удивительно, что где-то кто-то не поделил между собой страны. Но даже в эти трудные и типичные дни недели в нашем мирке есть просвет – музыка. А музыка и песни своего народа даже намного лучше, ведь они рассказывают нам, людям, то, что пережили когда-то наши бабушки и дедушки, родители (для меня это песни моего народа - чувашские песни).

Новый музыкальный стиль не появляется внезапно и не рождается из неоткуда и это не удивительно. Чаще всего берется стиль другого народа и некоторые нотки добавляются в свой стиль.

Возникновение нового стиля лирики в песенном фольклоре чувашского и многих других народов явилось следствием общественных отношений в эпоху ломки традиционного хозяйственного уклада в связи с развитием капитализма. Этот процесс в народном музыкально – поэтическом искусстве продолжался в советский период.

Рожденные в новую эпоху песни в народном быту не обладают исконными внеэстетическими функциями, присущими фольклору архаических слоев, не имеют изначальных связей с обрядами и бытом. В их содержании на первый план выступает индивидуально – психологическое начало. Соответственно обновляется и интонационно – стилевая основа таких песен.

В этом периоде в музыкальный обиход чувашского народа входит большое число мелодий другого происхождения с текстами, переведенными на чувашский язык или подтекстованных новыми словами, нередко литературного происхождения, на чувашском языке. Например, мелодия известной песни «Александровский централ» распространилась в ряде районов под названием «Комсомолка юрри».

В чувашском народе становятся популярными плясовые припевки типа русских частушек. Возникает ряд мелодий, почти лишенных черт чувашской музыкальной системы, близких по типу песням русского городского быта. Их типологическими признаками являются централизованные диатонические мажор и минор. Далее, эти мелодии отличает регулярная акцентно-тактовая ритмика при отсутствии традиционных квантитативных ритмических ячеек.

Период наивысшего развития (его можно назвать «классическим») чувашская народная музыкальная культура пережила приблизительно в середине второго тысячелетия новой эры, когда завершилось формирование этнической культуры в целом. Музыкальная культура чувашей приобрела вид, известный нам сегодня по материалам XVIII – XX вв. По-видимому, это был период наибольшего соответствия содержания и предназначения народного искусства внешним условиям бытования. Но, постепенно утрачивается искусство инструментального музицирования, старая обрядовая песня теснится лирикой нового музыкального стиля, опирающегося на закономерности, чуждые основам национального музыкального мышления. Главное, не утрачиваются принципиальные основы народной музыкальной системы. Ее устойчивость позволяет исследователям продолжать собирание и публикацию ценнейших памятников народного музыкального искусства.

Народная музыкальная культура остается актуальной и для будущего – как сама по себе, так и в качестве питающей среды, фундамента новой ветви национальной музыкальной культуры – профессионального композиторского и исполнительского творчества.







Диагностическое исследование по изучению знаний молодёжи по теме: «Музыкальная культура чувашей».

Выполняя исследовательскую работу, мы столкнулись с вопросом: «Много ли людей знают мелодии чувашской музыки? И если знают, какие особенности она имеет?»

В связи с этим, возникла необходимость проведения опроса-анкетирования. Нами была выбрана аудитория возраста 16-18 лет. В процессе анкетирования было опрошено 50 человек. В анкете были предложены следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, чувашская музыка популярна в наше время?

  2. Знаете ли вы примерный мотив мелодий?

  3. Знаете ли вы чувашских народных певцов?

На вопрос №1 мы получили следующие ответы:

    • 42 ответило «нет, не популярна» (84% опрошенных)

    • 8 ответило «да, скорее всего» (16% опрошенных)

На наш взгляд данные результаты ответов неслучайны, 79 % опрошенных ответили отрицательно на этот вопрос, потому что не интересовались чувашской народной музыкой.

На вопрос №2 мы получили следующие ответы:

  • 39 ответило «да, примерно знаю» (78% опрошенных)

  • 11 ответило «нет» (22% опрошенных)



Получив эти ответы, мы поняли, что опрошенные нами люди, поверхностно ознакомлены со звучанием народных мелодий, и, скорее всего, это благодаря нашим бабушкам.

На вопрос №3 ответы были такими:

  • 20 ответило «да» (40 % опрошенных)

  • 30 ответили «нет» (60% опрошенных)



Исходя из этого, можно сделать вывод, что многие люди в возрасте от 16 до 18 лет, все же знают о музыкальном творчестве чувашей, но их знания недостаточно велики.

В процессе беседы тинэйджерами мы выяснили их отношение к народному искусству: дети не хотят признаваться в том, что слушают иногда песни чувашей из-за стеснения перед ровесниками; они предпочитают слушать современную музыку; некоторым не нравится, как поют чуваши, другие не понимают, о чем поют и перевод их не очень интересует.

Таким образом, проведя диагностическое исследование по изучению знаний молодёжи 16-18 лет по теме: «Музыкальная культура чувашей», мы пришли к выводу, что все - же есть единицы, которым интересно творчество своего народа. Знают некоторых певцов, представляют примерное звучание мелодий, но их знания поверхностны. Следовательно, есть еще знания по теме: «Музыкальная культура чувашей», среди молодёжи, недостаточно велики.






















Заключение.

Исследуя музыкальную культуру чувашей, я сделала вывод, что музыка для каждого народа – это часть его жизни. Человек не обходится без музыки, как мы знаем, на протяжении целого дня. Может быть, вы этого не замечали, но это все-таки правда.

Меня очень заинтересовала эта тема исследовательской работы. Музыка- часть моей жизни, без нее мой день становится серыми буднями. Мне хотелось узнать о музыкальной культуре своего народа и расширить свои знания о музыке, которую так обожает моя любимая бабушка.

Без песен и танцев не проходило у чувашей не одно празднество. Но лишь слушать их песни, нет никакого толка, нужно еще понять смысл, почувствовать все то, что переживают люди, и тогда настроение той самой песни, которая вам очень нравится, перейдет на ваше сознание. И тогда мы сможем понять наш народ.

Изучить музыкальное творчество чувашей оказалось непростым делом. Прочитав множество книг о чувашской музыке, я поняла, что она для этих людей играла заметную роль в их удивительной и разнообразной жизни. Сколько ученых исследовали это народное творчество просто не перечесть.

Отношение чувашей к музыке положительно. И это замечательно. Как и многие другие народы, чуваши почитают свою культуру, помнят все песни, знают множество мелодий и соблюдают все календарные праздники, которые когда-то были введены.

Моей последней целью этого проекта был опрос среди молодежи. В ходе опроса я сделала вывод, что детей совсем не увлекает культура своего родного народа. Иногда кажется, что культура не получает должного уважения, как прежде. Музыка зарубежных исполнителей более интересна и привлекательна своими иностранными и непонятными словами. Похоже, когда не знаешь то, о чем поет тот или иной исполнитель, становится интереснее. Хотя, может быть, есть другие причины. Но, как я когда-то слышала, молодежь частично стесняется этих мелодий, этого языка. Опрос, который был проведен ни раз, показал, что знание детей о своей музыкальной культуре оставляет желать лучшего.

Моими новыми направлениями поиска будут: изучение связи чувашской музыкальной культуры с другими народами, влияние чувашей на творчество других народов и было ли оно вообще, изучение видов чувашских музыкальных инструментов и какой из них был наиболее популярным в те времена. Я хочу, чтобы дети полюбили свою культуру, творчество своего народа, потому что это ни только пополняет знания, но и раскрывает более полную картину на весь окружающий нас мир.
































Литература.


  1. Культура Чувашского края. Часть 1:Учебное пособие/В.П.Иванов, Г.Б.Матвеев, Н.И.Егоров и др. /Сост. М.И.Скворцов.- Чебоксары: Чув.кн.изд-во,1994.-351 с.

  2. М.Г.Кондратьев. Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. - М.:ПЕР СЭ,2007.28 с.,нот. ,ил.

  3. М.Я.Сироткина и М.И.Иванова - Чуваши. Этнографические исследования.Чебоксары,1970.

  4. Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашской АССР. В кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. Москва,1957.

  5. Жирнова Л.В. Хоровая культура Чувашии. Чебоксары,1965.

  6. Кауфман 1971:Кауфман Н. Чувашское искусство.Чебоксары,1971.Вып.1. С.122-144

  7. Кодай 1982:Кодай З. Зачем нам нужна чувашская музыка? //Кодай З. Избранные статьи. М.,1982. С.275-277.





19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа по теме: «Музыка чувашей с древнейших времен до наших дней»

Автор: Осипова Светлана Геннадиевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства