Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления
Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления
В организации дополнительного образования реализуются программы технической направленности. Перед многими педагогами встаёт вопрос: каких детей набирать в группы и с чего начинать курс занятий?
В рамках реализации образовательного процесса предусмотрены различные виды диагностик, позволяющих выявить первоначальные навыки учеников и отслеживать их в течении всего периода обучения.
Хотелось бы подробно разобрать две методики диагностирования умений и навыков обучающихся на начальном этапе реализации образовательных программ по робототехнике и техническому творчеству: тест Беннета на техническую понятливость и тест Торренса на креативность технического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления»
Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления
В организации дополнительного образования реализуются программы технической направленности. Перед многими педагогами встаёт вопрос: каких детей набирать в группы и с чего начинать курс занятий?
В рамках реализации образовательного поцесса предусмотрены различные виды диагностик, позволяющих выявить первоначальные навыки учеников и отслеживать их в течении всего периода обучения.
Хотелось бы подробно разобрать две методики диагностирования умений и навыков обучающихся на начальном этапе реализации образовательных программ по робототехнике и техническому творчеству: тест Беннета на техническую понятливость и тест Торренса на креативность технического мышленияю
Итак, тест Беннета – это диагностическая работа, позволяющая оценить уровень технического мышления, умение читать чертежи, производить разбор технических устройств, решать физико-технические задачи. Прежде чем перейти к разбору возможностей теста, разберем, а что же такое техническое мышление?
Мышление, как правило, разделяют на два типа: теоретическое и практическое. Практическое мышление присуще взрослым людям, так как подразумевает чёткую постановку целей, разработку конкретизированного плана, выработку готовых проектов. Теоретическое же мышление предшествует практическому и работает на развитие интеллектуальных способностей. Теоретическое мышление представляет собой фактически набор из умений решать задачи, обобщённых знаний и представлений о различных конструкторских и технических компонентов.
Техническое мышление можно смело отнести к теоретическому виду, так как оно является структурой из интеллектуальных операций и их результатов, которые обеспечивают в последствии успешное решение практических задач.
Любое решение технической или конструкторской задачи состоит из строго алгоритма:
постановка цели и видение конечного результата;
изучение первоначальных данных и условий, представленных в задаче;
выбор способов решения, соответствующих исходным данным и критериям задачи
Развитие технического мышления – это довольно тяжёлый и долгий процесс, так как требует не только интеллектуальной работы, но и постоянного самообразования, изучения специализированной литературы, умения практического применения знаний и прочих факторов.
Именно тест Беннета способен выявить готовность обучающегося к такому виду деятельности. В чём же его особенности? Сам тест включает в себя в разных интерпретациях 60 до 70 задач, на выполнение которых отводится 25 минут. Рассчитан на работу с детьми от 12 до 18 лет, может применяться для диагностирования взрослых. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
После проведения теста производится его проверка и оценка технического мышления. В оригинальном классификаторе выделяют несколько уровней оценки:
очень высокий;
высокий
средний;
низкий;
очень низкий.
Учитывая психолого-педагогические аспекты обучения, надо отметить, что у юношей, чаще всего, техническое мышление развито сильнее нежели у девушек. Поэтому для объективной оценки мной используется следующая оценочная таблица:
Испытуемые
Уровень развития технического мышления
Очень низкий
Низкий
Средний
Высокий
Очень
высокий
Юноши
меньше 26
27-32
33-38
39-50
Больше 50
Девушки
меньше 17
18-22
23-28
29-40
Больше 40
Соотсветственно данный тест позволяет не только узнать уровень механической понятливости, но и выстроить верный маршрут образовательной програмы для разных групп обучающихся, выделить лидеров на начальных этапах, разработать план работы для одарённых детей.
Перейдём к разбору теста Торренса. Данный тест представляет собой психодиагностику творческих способностей человека. В формулировке теста используется понятие креативность – это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации.
Тест Торренса можно использовать для следующих целей:
исследование творческой одарённости обучающихся;
индивидуализация образовательного процесса для одарённых детей согласно их потребностям;
оценка эффективности разработанной образовательной программы и её модулей;
поиск скрытых творческих способностей у обучающихся.
В педагогической науке применяют в общей сложности 12 видов теста Торренса. Стоит сказать, что в широкое применение ушли вербальные и фигурные тесты.
В оригинальной методике проведения данной диагностики автор выделяет четыре показателя: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.
Показатель беглости характеризует способности обучающегося к выдвижению большого числа предложений и гипотез.
Показатель гибкости отвечает за умение интегрировать различные стороны проблемы, поставленной перед обучающимися.
Показателю оригинальности соответствует умение выдвигать идеи, генерировать их и выделять наиболее подходящие для той или иной задачи.
Показатель разработанности выделяет учащихся, имеющих способности к изобретательской и конструктивной деятельности.
Тест Торренса также позволяет выделить несколько уровней креативности у обучающихся:
очень высокий;
высокий;
выше среднего;
средний;
ниже среднего;
низкий.
Итак, со структурой тестов мы разобрались. Перейдём к вопросу: как использовать полученные данные?
Все зависит от рабочей программы, которая реализуется в образовательном учреждении, и от целей, которые преследуют педагог и обучающиеся. Изначально, очень сложно предугадать поведение детей на занятиях и их заинтересованность в этом. Я рекомендую выделить так называемую группу лидеров и закрепить за ними остальных учащихся. То есть использовать групповой метод работы, в котором каждый участник будет выполнять некоторые роли. Группы предлагается разбивать на 5-6 человек и выделить следующие роли:
1. капитан – наиболее подкованный и склонный к техническому творчеству и мышлению представитель группы; именно он является главным генератором идей, человеком, который может искать и предлагать пути решения технической задачи, вытаскивать от других членов команды грамотные предложения и развивать эти идеи;
2. проводник – член команды, отвечающий за взаимосвязь всех её участников; своего рода организатор общей деятельности, у которого наиболее развиты коммуникативные навыки; также для этого участника группы рекомендуется создавать стрессовые ситуации, ставя его иногда вместо капитана;
3. исполнитель – как правило это обучающиеся, чьи способности колеблются в районе среднего уровня и выше среднего; их задача – правильно выполнять заданные капитаном алгоритмы; в группе таких обучающихся обычно 2-3 человека;
4. оформитель – член команды, отвечающий за внешний вид решения технической задачи; его главная функция – дизайн всего, что разрабатывают его коллеги, приведение решения в строгую форму, соответствующую критериям решения; рекомендуется на эту роль брать обучающихся, показавших высокий уровень креативности.
Таким образом, мы получаем последовательные цепочки из нескольких групп, которые конкурируют в работе не только между собой, но и внутри себя. Внешняя конкуренция обосновывается разработкой лучшего решения задачи, а внутренняя – стремлением повысить свои навыки до уровня того или иного члена группы.