kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

В организации дополнительного образования реализуются программы технической направленности. Перед многими педагогами встаёт вопрос: каких детей набирать в группы и с чего начинать курс занятий?

В рамках реализации образовательного процесса предусмотрены различные виды диагностик, позволяющих выявить первоначальные навыки учеников и отслеживать их в течении всего периода обучения.

Хотелось бы подробно разобрать две методики диагностирования умений и навыков обучающихся на начальном этапе реализации образовательных программ по робототехнике и техническому творчеству: тест Беннета на техническую понятливость и тест Торренса на креативность технического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления»

Использование теста Беннета и теста Торренса для выявления инженерно-технических навыков и креативности технического мышления

В организации дополнительного образования реализуются программы технической направленности. Перед многими педагогами встаёт вопрос: каких детей набирать в группы и с чего начинать курс занятий?

В рамках реализации образовательного поцесса предусмотрены различные виды диагностик, позволяющих выявить первоначальные навыки учеников и отслеживать их в течении всего периода обучения.

Хотелось бы подробно разобрать две методики диагностирования умений и навыков обучающихся на начальном этапе реализации образовательных программ по робототехнике и техническому творчеству: тест Беннета на техническую понятливость и тест Торренса на креативность технического мышленияю

Итак, тест Беннета – это диагностическая работа, позволяющая оценить уровень технического мышления, умение читать чертежи, производить разбор технических устройств, решать физико-технические задачи. Прежде чем перейти к разбору возможностей теста, разберем, а что же такое техническое мышление?

Мышление, как правило, разделяют на два типа: теоретическое и практическое. Практическое мышление присуще взрослым людям, так как подразумевает чёткую постановку целей, разработку конкретизированного плана, выработку готовых проектов. Теоретическое же мышление предшествует практическому и работает на развитие интеллектуальных способностей. Теоретическое мышление представляет собой фактически набор из умений решать задачи, обобщённых знаний и представлений о различных конструкторских и технических компонентов.

Техническое мышление можно смело отнести к теоретическому виду, так как оно является структурой из интеллектуальных операций и их результатов, которые обеспечивают в последствии успешное решение практических задач.

Любое решение технической или конструкторской задачи состоит из строго алгоритма:

  • постановка цели и видение конечного результата;

  • изучение первоначальных данных и условий, представленных в задаче;

  • выбор способов решения, соответствующих исходным данным и критериям задачи

Развитие технического мышления – это довольно тяжёлый и долгий процесс, так как требует не только интеллектуальной работы, но и постоянного самообразования, изучения специализированной литературы, умения практического применения знаний и прочих факторов.

Именно тест Беннета способен выявить готовность обучающегося к такому виду деятельности. В чём же его особенности? Сам тест включает в себя в разных интерпретациях 60 до 70 задач, на выполнение которых отводится 25 минут. Рассчитан на работу с детьми от 12 до 18 лет, может применяться для диагностирования взрослых. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

После проведения теста производится его проверка и оценка технического мышления. В оригинальном классификаторе выделяют несколько уровней оценки:

  • очень высокий;

  • высокий

  • средний;

  • низкий;

  • очень низкий.

Учитывая психолого-педагогические аспекты обучения, надо отметить, что у юношей, чаще всего, техническое мышление развито сильнее нежели у девушек. Поэтому для объективной оценки мной используется следующая оценочная таблица:

Испытуемые


Уровень развития технического мышления

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень

высокий

Юноши

меньше 26

27-32

33-38

39-50

Больше 50

Девушки

меньше 17

18-22

23-28

29-40

Больше 40

Соотсветственно данный тест позволяет не только узнать уровень механической понятливости, но и выстроить верный маршрут образовательной програмы для разных групп обучающихся, выделить лидеров на начальных этапах, разработать план работы для одарённых детей.

Перейдём к разбору теста Торренса. Данный тест представляет собой психодиагностику творческих способностей человека. В формулировке теста используется понятие креативность – это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации.

Тест Торренса можно использовать для следующих целей:

  • исследование творческой одарённости обучающихся;

  • индивидуализация образовательного процесса для одарённых детей согласно их потребностям;

  • оценка эффективности разработанной образовательной программы и её модулей;

  • поиск скрытых творческих способностей у обучающихся.

В педагогической науке применяют в общей сложности 12 видов теста Торренса. Стоит сказать, что в широкое применение ушли вербальные и фигурные тесты.

В оригинальной методике проведения данной диагностики автор выделяет четыре показателя: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

Показатель беглости характеризует способности обучающегося к выдвижению большого числа предложений и гипотез.

Показатель гибкости отвечает за умение интегрировать различные стороны проблемы, поставленной перед обучающимися.

Показателю оригинальности соответствует умение выдвигать идеи, генерировать их и выделять наиболее подходящие для той или иной задачи.

Показатель разработанности выделяет учащихся, имеющих способности к изобретательской и конструктивной деятельности.

Тест Торренса также позволяет выделить несколько уровней креативности у обучающихся:

  • очень высокий;

  • высокий;

  • выше среднего;

  • средний;

  • ниже среднего;

  • низкий.

Итак, со структурой тестов мы разобрались. Перейдём к вопросу: как использовать полученные данные?

Все зависит от рабочей программы, которая реализуется в образовательном учреждении, и от целей, которые преследуют педагог и обучающиеся. Изначально, очень сложно предугадать поведение детей на занятиях и их заинтересованность в этом. Я рекомендую выделить так называемую группу лидеров и закрепить за ними остальных учащихся. То есть использовать групповой метод работы, в котором каждый участник будет выполнять некоторые роли. Группы предлагается разбивать на 5-6 человек и выделить следующие роли:

1. капитан – наиболее подкованный и склонный к техническому творчеству и мышлению представитель группы; именно он является главным генератором идей, человеком, который может искать и предлагать пути решения технической задачи, вытаскивать от других членов команды грамотные предложения и развивать эти идеи;

2. проводник – член команды, отвечающий за взаимосвязь всех её участников; своего рода организатор общей деятельности, у которого наиболее развиты коммуникативные навыки; также для этого участника группы рекомендуется создавать стрессовые ситуации, ставя его иногда вместо капитана;

3. исполнитель – как правило это обучающиеся, чьи способности колеблются в районе среднего уровня и выше среднего; их задача – правильно выполнять заданные капитаном алгоритмы; в группе таких обучающихся обычно 2-3 человека;

4. оформитель – член команды, отвечающий за внешний вид решения технической задачи; его главная функция – дизайн всего, что разрабатывают его коллеги, приведение решения в строгую форму, соответствующую критериям решения; рекомендуется на эту роль брать обучающихся, показавших высокий уровень креативности.

Таким образом, мы получаем последовательные цепочки из нескольких групп, которые конкурируют в работе не только между собой, но и внутри себя. Внешняя конкуренция обосновывается разработкой лучшего решения задачи, а внутренняя – стремлением повысить свои навыки до уровня того или иного члена группы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 12.04.2024

Номер свидетельства: 648875


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства