kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование интеллект-карт на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интеллект-карт на уроках географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование интеллект-карт на уроках географии»

Использование интеллект-карт на уроках географии

Что такое интеллект-карта

Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) - разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».

Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Ц ентральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во–первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Г лавные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  • Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой.

Использование Интеллект-карт в школе

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому учитель должен не просто давать ребенку нужную информацию, а научить добывать и применять её. В наше время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать с этой информацией.

Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;

  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;

  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;

  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;

  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;

  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Top of Form

Bottom of Form

Как использовать прием интеллект-карт на уроках?

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.

  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).

  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.

  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.

  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.

  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);

  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);

  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Что дает ученикам и учителю интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;

  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;

  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;

  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;

  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;

  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Интеллект-карты на уроках географии

      Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием метода интеллект - карт позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках географии:

Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем), установление логических связей).

Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности навыков построения интеллект-карт).

Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом; защита интеллект-карты).

Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект- карты).

Мировоззренческие (создание центрального образа, защита интеллект- карты, анализ по сформированности навыков работы по построению интеллект- карт).

    Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.

Примеры использования интеллектуальных карт на уроках географии

При изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).

П ри изучении темы «Рельеф Земли» в 5 классе ученикам необходимо рассмотреть схему и заполнить пропуски используя физическую карту мира в атласе. Необходимо вписать названия географических объектов (примеры гор и равнин), которые соответствуют данным характеристикам





И спользуя интеллект-карту «Зарубежная Европа» в качестве логического опорного конспекта, ученик может построить свой ответ на уроке, расширить содержание карты с помощью тем третьего порядка (в карте реализовано два уровня), дополнить примерами из учебника. Создание такой интеллект-карты учащимися на основе параграфа учебника позволяет выделить основные смысловые блоки, главные понятия, выявить взаимосвязь между ними.

При изучении темы материков в 5-7 классах можно создать интеллектуальные карты, которые будут показывать характеристику материка, так же подобную методику можно применять при изучении России в 8-9 классах.

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество в интернете.

Вывод

Метод интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности. Работа с интеллект – картами формирует умение поиска информации в различных источниках, ребята учатся работать в группе, наглядно видят продукт своего труда, анализируют его, каждый оценивают свой вклад в проделанную работу, обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. Программа обучения географии включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать интеллект-карт на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью интеллект карт реализуется системно- деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно.



Интернет-ресурсы по составлению интеллектуальных карт:

http://www.mind-map.ru/

https://www.spiderscribe.net/

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013. – С. 12-24.

  2. Баранский В.П. Средства обучения географии и условия их

эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов по спец. № 2107 "География". -- М.: Просвещение, 1987 г.

  1. Беловолова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий – М. Вентана Граф, 2014. –С. 29–68.

  2. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % - РосмэнПресс, 2007 г., 96 стр.,

  3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.

  4. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.

  5. Вестицкий М. Б. и др. интеллект –карты — новое средство обучения Географии в школе. — 1984.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование интеллект-карт на уроках географии

Автор: Момотова Наталья Алексеевна

Дата: 08.02.2024

Номер свидетельства: 645307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства