Просмотр содержимого документа
«"Использование информационных методик при формировании навыков профессиональной деятельности специалиста механика»»
"Использование информационных методик при формировании навыков профессиональной деятельности специалиста механика»
ГБ ПОУ "ВПТ" преподаватель Павлова Л.А.
В современном информационном мире очень трудно представить себе преподавание какого-либо предмета без использования на уроке информационно- коммуникационных технологий.
ИКТ с каждым днем все больше используются в учебном процессе. Использование возможностей компьютерной техники и технологий стало реальной потребностью, потому что позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Большое влияние на формирование интересов студентов оказывают формы организации учебной деятельности. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-путешествия, конкурсы, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все эти формы обучения, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность плюс иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более интересным и привлекательным, все это является мощным средством развития познавательного интереса у обучающихся. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету «Технологическое оборудование» у всех ребят, я считаю невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем студентам на моем уроке было интересно. В процессе проведения уроков возможности информационно-коммуникационных технологий я использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Образовательная область "Технологического оборудования" предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений и навыков студентов при изучении таких разделов, как «Курсовой проект». Поэтому больше времени на уроке я уделяю практической деятельности обучающихся, которая предполагает выполнение тренировочных упражнений. Электронные средства обучения помогают преодолеть однообразность и монотонность учебной деятельности во время практических занятий, увеличивают эффективность урока в несколько раз.
При объяснении нового материала теоретическая часть многих тем образовательной области предусматривает поиск дополнительных сведений. Уже начиная с 1 курса, я даю обучающимся задания по поиску дополнительной, занимательной информации.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово преподавателя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу.
Мультимедийные презентации я использую при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (тесты, кроссворды, заполнение таблиц и т.д.) Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос обучающихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работа, самостоятельная работа).
В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается обучающимися.
Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности обучающихся. Наш предмет направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Выразить свою индивидуальность, показать, на что ребенок способен можно в проекте.
Творческие проекты обучающиеся начинают выполнять начиная с 1 курса по 4. Определение сферы деятельности, выбор темы проекта, разработка технологии изготовления изделия, экономические расчеты, оформление отчета по проекту относятся к основным проблемам, с которыми может столкнуться ребенок при выполнении проектной работы. Этот метод я успешно использую уже много лет. Темы проектов выбирают самостоятельно, согласуя с общеобразовательной программой по технологии, каждое выполненное изделие сопровождается письменной документацией. И если раньше использовались классические источники информации (специальные книги, иллюстрированные каталоги, журналы и др.), то в настоящее время их заменили медиадиски, Интернет.
Авторы проектов приобретают бесценный проектный и исследовательский опыт, имеют возможность повысить свою самооценку участием в районных и городских конкурсах, где их работы получают высокие оценки.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества. Уроки с использованием ИКТ демонстрируют возможности сотрудничества педагога и обучающегося.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне:
повысить эффективность учебного процесса;
повысить уровень наглядности и доступности изучаемого материала;
формировать навыки коллективной работы при обсуждении проблем;
развивать интерес обучающихся к образовательной области ».
В процессе использования ИКТ на уроке технологии хочется отметить следующие результаты:
повышение мотивации и интереса у обучающихся к обучению;
активизацию и повышение их познавательной, коллективной мыслительной
деятельности;
повышение качества результатов деятельности;
рассмотрение возможностей демонстрации различных видов информации:
текстовой, графической, видео-, аудиоинформации;
эффективную организацию контроля знаний у обучающихся.