Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках татарского языка и литературы.»
Муслимова Фиалка Хамзиновна , учитель татарского языка и литературы
МБОУ СОШ №7 г.Бирска
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках татарского языка и литературы.
Проблема профессионального развития
1.Повышение качества профессиональных компетенций.
2.Поиск путей развитие информационно-коммуникационных технологий и познавательного потенциала у учащихся в изучении предметов в рамках требований ФГОС и активный поиск новых путей индивидуализации обучения.
3.Активное использование инновационных технологий, разработка серий уроков с применением ИКТ.
Цель:
- Составить пакет методических материалов для работы с ИКТ на уроках татарского языка и литературы.
-Повышение профессионального мастерства;
-Создание условий и возможностей для разностороннего развития и саморазвития каждого ученика;
-Применение инновационных технологий образовательного процесса с ИК
Задачи:
-Изучить периодическую литературу о современные средства коммуникации, технологии их внедрения в образовательный процесс общеобразовательной школы.
-Изучить и обобщить материалы и представить в виде методических рекомендаций по организации учебного процесса с использованием ИКТ.
-Для презентации разработать блок уроков по теме проекта.
-Совершенствование устной монологической речи.
-Применение эффективных способов развитие устойчивого интереса к изучению языка.
-Систематизация программно-методических материалов интернет-ресурсов и их синхронизация со школьным базовым курсом татарского языка.
- Отбор средств, отвечающих задачам формирования эстетического отношения к миру и художественного развития национальной культуры ребенка.
Очень важно оптимально использовать те сорок пять минут урока, которые должны обеспечить должный уровень основных знаний, умений и навыков, приобретаемых нашими учениками. Кроме основных методических приемов, выполнить эти задачи поможет применение компьютера.
К основным средствам обучения татарскому языку относятся средства, входящие в учебно-методический комплект (программа, учебник, звукозапись), и вспомогательные средства (методические пособия, журналы, различный дидактический материал, ТСО). Таким образом, учитель имеет множество различных средств обучения, при умелом использовании которых можно достичь желаемых результатов.
Но как сделать обучение более эффективным? Какими методами, средствами поддерживать у детей интерес к языку? Размышляя над этим вопросом, я пришла к такому выводу: настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, когда не заставляют учиться, а увлекают предметом. При изучении татарского языка самое трудное и самое скучное занятие для учащихся - грамматика. Тем не менее, достижение грамматически правильной речи учащихся неизменно остаётся одной из целей обучения. Без грамматики нет речи. Не отрицая необходимость обычной системы упражнений, можно изучать грамматику творчески, активно, увлекательно, используя мультимедийные презентации и интерактивную доску.
Мультимедийные презентации и интерактивная доска могут применяться на всех этапах учебного процесса:
- в процессе объяснения нового материала,
- для закрепления и повторения на практических занятиях,
- при подготовке учителя к уроку.
Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского языка, и облегчает его восприятие. Наглядная подача материала, не перегруженная большим количеством текста, способствует лучшему усвоению и делает урок неутомительным.
Для более прочного и быстрого усвоения знаний необходимо активно задействовать разные виды памяти, с этой целью в презентации используются звуки, озвученные видеосюжеты, анимированные иллюстрации, текст, таблицы, схемы. Для тренировки навыков говорения на татарском языке можно применять разнообразные интерактивные задания, реализация которых весьма проста при наличии интерактивной доски. Учащемуся можно предоставить максимальную помощь в виде справочного материала. В мультимедиа- уроках можно предусмотреть различные виды проверок выполняемых заданий.
Чтобы урок был более интересным, имел «изюминку», я использую различные ребусы, кроссворды, игры. На уроках татарского языка игры имеют особое значение для изучения нового языкового материала, закрепления и активизации пройденного лексического и грамматического материала. Игра развивает у детей мышление, речь и память. К.Д.Ушинский писал «Учите ребенка каким-либо пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов, и ребенок схватит их на лету». Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских учащихся татарской речи. Дети даже не задумываются о том, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. При изучении татарского языка самое трудное и самое скучное занятие для учащихся - грамматика. Тем не менее, достижение грамматически правильной речи учащихся неизменно остаётся одной из целей обучения. Без грамматики нет речи. Не отрицая необходимость обычной системы упражнений, можно изучать грамматику творчески, активно, увлекательно, используя мультимедийные презентации и интерактивную доску.
Использование ИКТ на уроках татарского языка и литературы веду по следующим направлениям :
1.Работа в программе Maicrosoft,Pablisher, PowerPoint.
Создание комплекта дидактики по предмету, разработка комплекта раздаточного материала. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
-повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
-увеличивает объем использования наглядности на уроке;
2. Работа с мультимедийными презентациями. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
3. Использованеие ресурсов сети интернет :
-использование электронных энцеклопедий;
-чтение художественной литературы в электронном варианте;
-создание онлайн кроссвордов ;
-виртуальные экскурсии в музеи;
-прослушивание художественной литературы в электронном варианте.
4.Создание копилки DVD,CD. На уроках татарского языка слушиваем аудиодиски с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.
Используя информационно- коммуникативные технологии не надо забывать и о санитарных нормах .Соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся):
Я уверена, что ИКТ на уроках татарского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
На уроках татарского языка прослушиваем аудиодиски произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.Мною разработаны ряд открытых уроков и мероприятий с использованием компьютерных технологий.
Используя информационно- коммуникативные технологии не надо забывать и о санитарных нормах .Соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся):
Я уверена, что ИКТ на уроках татарского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.