Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы.»
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка и литературы.
Новые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.
Они призваны:
- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,
- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.
Использую учебно-методический комплекс «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)» и «Программу общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11 классы». Поурочные и тематические планы составлены в соответствии с ФГОС.
Новые образовательные технологии в своей работе я применяю при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе по русскому языку, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты (правда, этот вид общения осуществляется мной через домашний компьютер), а компьютер помогает мне разработать и реализовать новые формы проведения занятий по русскому языку и литературе: провести виртуальные экскурсии по творчеству писателей, по картинам для сочинений; на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, проводить дистанционно тестовые работы. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
В своей работе я применяю один из видов новой образовательной технологии – информационно-коммуникативную. В моем кабинете русского языка используется только один личный ноутбук, с возможностью использования Интернет (WiFi), но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем количество увеличится.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
При подготовке к урокам я использую такие Интернет – ресурсы, как:
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» – http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и др.), научные и методические статьи, электронная версия выпусков журнала «Мир русского слова», бесплатная справочная служба русского языка.
б) Издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok. Газета издается с 1995 г.
в) «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» – http://www.ict.edu.ru.
г) Культура письменной речи по адресу http://www.gramma.ru. Ресурс «Культура письменной речи» в составе портала «Русское слово» содержит разделы Колокол, Русский язык, Стиль документа, Литература, Учителю, Библиотека, Экзамены, Справка, Комната отдыха. В помощь учителю предлагаются «Обязательный минимум содержания образования», «Критерии оценки сочинения», требования к рефератам, а также подраздел «Методика: русский язык».
д) Методические материалы, касающиеся профильного обучения, находим по адресу http://prof.ioso.ru – на сайте Институт содержания и методов обучения РАО.
е) Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html.
ж) 1C: Репетиторhttp://repetitor.1c.ru– сайт отдела обучающих программ фирмы 1C.
з) Опорный орфографический компакт по русскому языку – http://www.yamal.org/ook. Автор сайта Владимир Григорьевич Шелест – учитель Тростенецкой средней школы. На сайте представлено интересное интерактивное пособие по обучению навыкам грамотного письма, разработанное на основе методики использования мнемонических опор В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Его суть заключается в том, что правила записываются в краткой форме в виде легко запоминающихся опорных конспектов. Ясно, что пособие создавалось без участия профессиональных дизайнеров, но зато его содержание говорит о высоком профессиональном уровне автора.
и) Грамотей-клуб – http://www.gramotey.ur.ru– клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». Программа имеет версии: «Грамотей-Проф» – репетитор для педагогов и родителей; «Грамотей-класс» – сетевая версия для школьного компьютерного класса; «Грамотей-Эверест» – состязательная версия для школьников. Программа использует оригинальную авторскую методику обучения грамотному письму, разработанную группой учителей-энтузиастов из г. Екатеринбурга во главе с С.Г. Никитиной.
к) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru.Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.
л) http://www.roprial.ru – Российское общество преподавателей русского языка и литературы. На сайте представлены исследования общих и частных проблем русского языка, литературы и культуры.
Особенно важно научить детей читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение, эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы по теме «Выразительное чтение » использую аудио – книги онлайн ( http: //slushai-knigi.ru). Слушая актерское чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».
А вот, например, аудио записи изложений можно использовать на факультативных занятиях по подготовке к ГИА. Это я считаю очень эффективный метод, так как на экзамене для ребят будут аудио – тексты. Нужно заранее подготовить учащихся к прослушиванию текстов.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Например, свои некоторые творческие работы учащиеся печатают для школьных публикаций.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.