kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках осетинского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по использованию ИКТ в преподавании осетинского языка и литературы. В век современных технологий, когда компьютеры интенсивно вторглись в нашу жизнь, каждый образованный человек, тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны стать незаменимым помощником учителя, преподающего осетинский язык и литературу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках осетинского языка и литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского

Союза А. А. Макоева с. Чикола


ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ

ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА»


АВТОР:БАБОЧИЕВА ЭТЕРИ ТАЗРЕТОВНА

УЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ





Wv


Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-математического цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками учителя, преподающего осетинский язык и литературу.

Естественно, при этом необходимо пересмотреть существующую методическую модель «учитель - учебник - ученик». Она будет выглядеть так: «учитель - учебник - компьютер - ученик».

Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке:

  • для изучения нового материала,

  • организации самостоятельной работы,

  • повторения и обобщения знаний.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • расширить возможности предъявления учебной информации;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • расширить наборы применяемых учебных задач;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;





Wv


приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.


Способы использования компьютера на уроке:

  • работа в компьютерном классе;

  • работа в классе, оснащенном демонстрационным компьютером.

Формы использования информационных и коммуникационных

технологий в обучении:

  • подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций по различным темам, обучающих программ и т.д.);

  • использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров- репетиторов) в обучении;

  • использование информации, передающейся по электронной сети.

Виды деятельности школьников при работе
с персональным компьютером:

  • самостоятельная работа с информацией по интересующей теме,

  • учебная деятельность в режиме самообразования,

  • учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,

  • коммуникативная деятельность в сети ИНТЕРНЕТ.


Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы - это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).





Wv


Применение компьютера на уроках осетинского языка имеет и значительный воспитательный смысл: с раннего возраста мы будем учить детей обращаться с новой техникой, закладывать культуру отношений «человек-машина», что особенно актуально в настоящее время.


Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к родному языку.


Когда следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.





Особенностью компьютерного (программированного) обучения являются

  • пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также

  • наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Всё это целесообразно использовать при изучении орфографических, пунктуационных правил.

Будучи уникальным современным средством наглядности,

обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по- настоящему оживить любой предмет, в том числе и родной осетинский язык, который пока является не самым привлекательным для наших школьников. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не смог бы никто, однако не все преподаватели осетинского языка обладают необходимым искусством и





желанием, достаточными физическими силами, чтобы реализовать свою немалую учебную нагрузку «на одном дыхании», на подъёме, с максимальной душевной самоотдачей? Плоды опыта и мастерства самых лучших из них могут использоваться для создания таких новых форм занятий, как лингвистические игры и задачи, которые предназначены как для начальной школы, так и для учащихся старших классов.

Для них могут быть разработаны лингвистические компьютерные задачи, требующие достаточно высокого уровня логического мышления. Впрочем, всевозможные компьютерные игры, как показывает практика, представляют большой интерес для всех возрастов. При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.

Лингвистические компьютерные задачи, в отличие от игр, требуют более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу, поэтому они могут быть рекомендованы для старших школьников.

На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Они (программы) позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.





v


Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.


Программы состоят из трёх частей: обучающей, тренировочной и проверочной (контролирующей).

В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу.

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается

-различной по продолжительности тренировкой в зависимости от её результатов;

-разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю);

-дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Отметим, что последние компьютер и объясняет.





Wv


Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся, имеет ряд преимуществ:

во-первых, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;

во-вторых, статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Компьютерный контроль даёт возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку в постоянной работе.






Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой. У ученика появляются дополнительные возможности для тренировок и закрепления умений и навыков. При обеспечении каждого ученика своим дисплеем появится возможность индивидуализировать работу школьников, облегчить дифференциацию оценки их знаний.

Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.


Роль учителя на уроке с использованием ПК - организатор всего урока и консультант. Консультантами могут быть и хорошо подготовленные учащиеся.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций учителя: наоборот, оно расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

  1. первая категория проблем - совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);





  1. компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться», существенно повысят КПД урока (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

  2. повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

  3. возможность собрать (запротоколировать) данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!).

Нецелесообразно полностью компьютеризовать процесс изучения тем осетинского языка, так как практически не реализуется коммуникативно­прагматическая (КОММУНИКАЦИЯ - от лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь, ПРАГМАТИЗМ - от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие) направленность осетинского языка. Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер тем не менее не развивает монологическую и диалогическую речь школьников, сужает область коммуникации. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.


Определённые трудности в изучении отдельных тем осетинского языка

в условиях классно-урочной системы на данном этапе развития методики связаны с тем, что





  • во-первых, коммуникативно-деятельностный подход реализуется не полностью;

  • во-вторых, по-прежнему несовершенна система контроля и оценки знаний: учащиеся узнают результаты тех или иных своих умственных действий не сразу, а через некоторый промежуток времени (чаще всего на следующем уроке), в то время как для большей эффективности в обучении необходима оперативная обратная связь;

  • в-третьих, необходима принципиально новая организация урока, при которой учащиеся могли бы при наименьших временных затратах усваивать учебный материал и учиться реализовывать его в своей речевой практике.

Эти трудности в преподавании осетинского языка и позволяет преодолеть использование информационных технологий.

Проблемы использования ПК в обучении далеко не все ещё решены.

Среди главных проблем можно выделить следующие:

  • психологическая перестройка сознания учителя;

  • компьютерная грамотность (особенно преподавателей);

-программное обеспечение по учебным предметам;

  • методика применения программных педагогических средств в учебном

процессе.

К сложностям можно отнести и следующие:

  • сильные учащиеся могут закончить работу за 5-10 минут, слабым же потребуется до 40 минут. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть дополнительный дидактический материал повышенной трудности для первой группы школьников, решить вопрос о сочетании работы на компьютере с традиционными приёмами (письменными упражнениями на основе учебника, словаря и других средств обучения);

  • составление программ специалистами;

  • ассистент на уроке - учитель информатики;





  • большая загруженность компьютерных классов.

Трудности методического характера:

  • применение ПК максимально «уплотняет» урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой - не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;

  • надо не «перегрузить» учащихся работой на ПК. Чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу;

  • невозможность обеспечить каждого ученика компьютером в сельских школах (но тогда - использование группового метода).

Все эти трудности, затраты времени и сил окупятся сторицей.

В настоящее время вопросам использования информационных и коммуникационных технологий на уроках в школе уделяется большое внимание и в методической литературе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование ИКТ на уроках осетинского языка и литературы

Автор: Бабочиева Этери Тазретовна

Дата: 31.01.2019

Номер свидетельства: 497939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках осетинского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_osetinskog"
    ["file_id"] => string(6) "498362"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549276457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства