kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникативных технологий при преподавании дисциплин профессионального цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы преподавателя Нестеровой И.Е.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникативных технологий при преподавании дисциплин профессионального цикла»



Тема инновационного педагогического опыта

«Использование информационно-коммуникативных технологий

при преподавании дисциплин профессионального цикла»


Рузаевское отделение

«Саранский политехнический техникум»

Нестеровой Ирины Евгеньевны


Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и отдельным людям.

Й. Этвёш



Актуальность и перспективность опыта


Каждому выпускнику, вступающему в мир профессиональной деятельности, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Большая часть профессиональных качеств закладывается при изучении дисциплин профессионального цикла учебного плана по специальности. Анализ результатов обучения студентов специальности «Технология машиностроения», обобщение опыта работы последних лет позволили выявить ряд проблем, затрудняющих освоение студентами предлагаемого материала: низкий уровень базовой подготовки, отсутствие интереса к обучению, когда сделан неверный выбор профессии. Причем на старших курсах они могут усугубляться. Как учить современного студента? Какие приемы применять, чтобы научить анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь творить, сотрудничать? Какие педагогические технологии целесообразно применять в профессиональной школе, чтобы помочь студенту овладеть набором необходимых профессиональных качеств? Каждый преподаватель подходит к этому индивидуально.

На протяжении 23 лет своей педагогической деятельности постоянно занимаюсь вопросами изучения и внедрения в процесс обучения активных образовательных технологий, поддерживающих личностно - и практико-ориентированный подход.


Своеобразие и новизна опыта


Одной из таких технологий является использование информационно-коммуникативных технологий при преподавании дисциплин профессионального цикла, которое довольно широко популяризируется, но пока к сожалению, не находит широкого применения.

Поэтапная организация обучения и методика оценки качества обучения студента должны постоянно увеличивать интеллектуальную нагрузку на студента таким образом гарантировать достижение запланированного качества в завершении изученной дисциплины.

Выбор методики обучения должен обеспечивать овладение системой знаний, развития личности в целом и формирование познавательной активности.

Поясню, почему именно информационно-коммуникативные технологии?

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя. 

Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий в учебных заведениях и это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают преподавателю в достижении этой цели.

В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием.

Необходимо научить каждого студента за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на занятиях, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.


Использование  ИКТ на занятиях дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

  • осуществлять подготовку выпускника техникума к жизни в условиях информационного общества;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  материала с индивидуальной скоростью усвоения;

  • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

  • развивать межпредметные  связи.


Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных  мотивов обучающихся. Не является исключением и дисциплины общепрофессионального цикла. Поэтому я считаю, что необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность студентов  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к изучаемым дисциплинам.

Целью моей работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.


Теоретические сведения о информационно-

коммуникативной технологии

 

            В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений.

Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

 - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность,удовлетворяющую этим требованиям. Соединение  образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:  информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею.  В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных  технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.


Из собственного опыта


Я применяю ИКТ на занятиях, при изучении всех тем и разделов, преподаваемых мною дисциплин. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

На своих занятиях я использую различные виды компьютерных программ:

 1.    Учебные (наставнические) программы используются  преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения (лекционные занятия).

 2.    Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен (лабораторные и практические занятия).

 3.    Контролирующие программы -  для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

 4.    Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (таблицы, графики, видеофрагменты и др. ).

 5.    Информационно - справочные программы -  для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

 6.    Электронные образовательные ресурсы — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

  Таким образом, я считаю информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

  Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современное образование не должно отставать от требований времени, а значит, современный преподаватель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача обучения - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

  Важно, чтобы всем обучающимся на каждом занятии по преподаваемым дисциплинам было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность изучаемыми дисциплинами перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему преподавателю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным.


Заключение


В итоге могу сделать вывод, что применение мной на практике элементов информационно-коммуникационных технологий с учётом анализа качества успеваемости благоприятно сказывается на приобретенных профессиональных знаниях, навыках и умениях студентов третьих, четвёртых курсов по специальности «Технология машиностроения».

А это и есть главная цель преподавателя техникума: удовлетворить потребность общества в высоком уровне профессиональной подготовки выпускников. В специалистах, способных решать сложные профессиональные задачи в качестве техников-технологов, готовых к постоянному саморазвитию, способствующему формированию базовых технических понятий, как основы формирования их профессионального мышления.


Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для преподавателей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, современный педагог, соответствует требованиям времени.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в средних специальных учебных заведениях позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нестерова Ирина Евгеньевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства