kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно у учащихся развивать процесс созидания, а для этого и сам учитель должен быть творцом, новатором. Ведь каждый урок - это фрагмент большой учебной пьесы, которая также и воспитывает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы»



Тема моей работы – «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского

языка и литературы»

Форма проведения: практическое занятие

Цели мастер-класса: распространение опыта работы учителя по использованию на уроках украинского языка приѐмов, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Задачи мастер-класса:

  • диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • процесс развития творческих способностей школьника.

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

  • содействовать профессиональному общению;

  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: задания для проведения практического части; компьютер


Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

- снижение общей культуры учащихся, грамотности,

интереса к предмету, к чтению;

- неумение правильно, точно и логично высказать свои мысли.

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках украинского языка.

Одной из основных задач на уроках языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных

сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.


Ход мастер-класса

1. Вступление.

Современный урок должен быть умным, доходчивым, интересным, увлекательным и радостным. Дарить ребенку радость - святая обязанность учителя. Рядом с добром всегда стояла красота. Воспитать красивого человека можно только с помощью красивых действий и умений дать ребенку самому увидеть красоту в искусстве слова, в труде, в единстве человека с природой, в красоте жизни.

Нужно у учащихся развивать процесс созидания, а для этого и сам учитель должен быть творцом, новатором. Ведь каждый урок - это фрагмент большой учебной пьесы, которая также и воспитывает. И какую роль в этом школьном драматическом произведении сыграют дети и учитель, зависит от нас, учителей. Чтобы достичь поставленной цели, учитель должен иметь единомышленником. И такими же должны стать дети. Без этого учебно-воспитательный процесс не мыслим. Главное в нем - познать сердцем все, чем живет, что думает, с чего радуется и чем печалится ребенок. Мы должны понимать ее, а она - нас.

 Сегодня краеугольным камнем в педагогической практике является существенное улучшение знаний учащихся. Инструментом, который обеспечит выполнение этого актуального вопроса являются инновационные педагогические технологии и умение учителя организовать, направить свою работу на интенсивное внедрение в практику новых прогрессивных педагогических идей, технологий обучения и воспитания, достижений современной педагогической науки и практики.

1. Презентация педагогического опыта

В настоящее время проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на

это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение

имеет развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте.

Именно в этот период, когда начинают формироваться способы учебной работы, многое можно исправить, многое заложить вновь. Между тем известно, что значительная часть учащихся не желает ходить в школу, не хочет учиться,

утрачивает интерес к предметам. Это касается всех предметов, в том числе и языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично

высказать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим, задача

учителя таким образом организовать учебный процесс, чтобы наряду с усвоением прочных знаний и умений развивались и творческие способности учащихся.

2. Основная часть мастер-класса.

Учитель: Уважаемые коллеги! Я приветствую, вас на матер - классе по теме «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы» (слайд № 1,2). Вначале мне хотелось бы узнать  с каким настроением  вы пришли. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящий для вас и вашего настроения.

Я рада, что у вас весёлое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день. Выбрав цвета, хочу вас попросить разделиться на 3 группы. Так как мы с вами будем работать в группах.

Что же такое творчество? Творчество - это созидание (слайд №3). Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творческий человек – (слайд № 4) человек созидательный, создающий что – нибудь новое.

Актуальность данной темы (слайд № 5) объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых в информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Современная школа, (слайд № 6) выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Ведь язык не только средство обучения, но и средство общения (слайд № 7) - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке языка.

- Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами

Красивая, летает, весёлая, птичка, танцует, красочные, плавают, симпатичный, девочка, поёт, зелёный, рыбки, варит, волк, крокодил.

- Разложите их на 3 группы.

- Давайте обобщим, что же это за слова?

- Составьте с этими словами предложения.

- Молодцы!

У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.

Загадка (написаны на доске, слайд № 8)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается. (карандаш)

Неграмотный,

А весь век пишет. (карандаш)

(ответы участников мастер класса) (показываю карандаш)

Учитель:

Что можно делать при помощи карандаша?

Участники:

Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.

Учитель:

Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше» слайд № 9).

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.

Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Но этого не надо бояться. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу, использовать полученные знания на уроке о частях речи. Я раскрою вам секрет этому мастерству.

Основой вашего стихотворения станет Синквейн.

Учитель записывает понятие на доске (слайд № 10).

– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Порядок написания Синквейна

(Приложение № 2,слайд № 11)

  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.

  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Учитель.

Познакомьтесь, вот что получается. Не правда ли, это ведь так легко.

На доске (слайд № 12)

Права.
Правильные, необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.

Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.

Учитель разбирает образцы синквейна построчно.

Учитель

Я вам предлагаю варианты слов для написания стихотворения.

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

Для остальных нужно подобрать подходящие по смыслу слова. Давайте подберем эти строчки. Нужно подойти к доске и соединить слова со словом дом.

(Каждый желающий выходит к доске и соединяет подходящие слова, слайд № 13)

Участники пишут стихи.

– Прочитайте, что у вас получилось.

Участники

(слайд № 14)

Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.

– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.

Учитель. Так что же такое дом?

Д. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

Учитель. Мы с вами стали мастерами - поэтами. Исполнились мечты. Спасибо за внимание!

3. Рефлексия

- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два

мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении?

И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и

мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты

мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам

подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их

распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой

мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его

ожиданиям: "Все в твоих руках".

- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим

ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся

нераскрытыми.

4. Заключение.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и

поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы

сможете изученный прем использовать на своих уроках.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ермакова Ирина Григорьевна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Мастер-класс «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_innovatsionnyie_tiekhnologhii_obuchieniia_v_razvitii_tvorchieskikh"
    ["file_id"] => string(6) "461944"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521045527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства