Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В своей работе применяю следующие технологии:
Наименование технологии | Обоснование выбора | Системность использования |
Информационно- коммуникационные технологии | Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. | Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Мною и моими учениками используются различные интернет-ресурсы при подготовке докладов, рефератов к различным конференциям, онлайн сетевым конкурсам и т.д. Кроме того, в современном мире требуются люди, умеющие работать с информацией. Поэтому использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками: онлайн – тесты. Большую помощь оказали нам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ программы «Незнайка.РУ», «Решу ЕГЭ», «Рустьюторс» . С их помощью ученики проверяли задание ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. |
Проблемное обучение | Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация –состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. | Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. |
Тестовые технологии | Тест выявляет общую картину успеваемости и определяет уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу как с успевающими, так и с отстающими. Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности , учеников перестают пугать ОГЭ и ЕГЭ. Тест даёт возможность проверить не только знания, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу | В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями учащихся. На уроках русского языка и литературы тесты использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль, контроль по теоретическим вопросам. |
Игровые технологии | Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. Игровые технологии позволяют сделать интересными и увлекательными уроки по изучению материала. | Для меня на уроках при использовании игровых технологий важно определить место дидактической игры в системе других видов деятельности . Игра используется как элемент соревнования. В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках). Уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде. |
Электронные образовательные ресурсы | http://pedsovet.org/ Всероссийский интернет – педсовет http://www.openclass.ru/ Открытый класс http:/rus.1september.ru Журнал «Русский язык», «Литература в школе». | Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Сайты с видеоуроками используют многие ученики при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни. Иногда на уроках мы слушаем обьяснение преподавателей на видеоуроках, с последующим обсуждением. Таким образом, приучаю учеников к самостоятельности. |
Проектная технология | Целью современного образования должно стать не стремление сформировать послушного исполнителя, который владеет, возможно, и небольшим: объемом знаний, умений и навыков, а воспитание свободной, конкурентно состоятельной личности, которая умеет критически мыслить, решать жизненные проблемы, презентовать себя на рынке труда. | Краткосрочные проекты, проводимые на уроках: «Виды разборов», «Неизвестное об известном», «Нескучная таблица» связаны с литературой. Ребята учатся выражать свои мысли, придумывать сюжет, включая в него задачу с проблемными вопросами. Такие проекты повышают интерес к предмету, расширяют кругозор, помогают лучше разобраться с темами. |