kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Инновационные подходы системы социального обслуживания инвалидов на дому"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит в себе инновационные подходы в работе с инвалидами на дому в системе социального обслуживания.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные подходы системы социального обслуживания инвалидов на дому"»

Мосейчук Д.И. Инновационные подходы системы социального обслуживания инвалидов на дому

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социального обслуживания инвалидов на дому 7

1.1. Характеристика социально-психологического статуса инвалидов 7

1.2. Понятие, цели и задачи социального обслуживания инвалидов
на дому 12

1.3. Характеристика инновационных подходов системы социального обслуживания инвалидов на дому 17

Глава 2. Разработка социального проекта социального обслуживания инвалидов на дому 23

2.1. Социологическое исследование востребованности проекта социального обслуживания инвалидов на дому 23

2.2 Описание социального проекта Мобильной бригады «Navigator» 28

Заключение 39

Список литературы 41

Приложение 44



Введение

В Российской Федерации официально признаны инвалидами более 8 миллионов человек. В дальнейшем эта численность будет только увеличиваться.

Масштаб инвалидности на сегодняшний день определяет большой спектр факторов. Первопричиной роста инвалидности является непонимание глобальности и серьезности данной проблемы, как государством, так и всем обществом в целом. Многие воспринимают процесс становления инвалидности как неизбежный и приемлемый процесс жизни, который никак нельзя предотвратить.

Также имеются другие существенные факторы, определяющие рост инвалидности: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах. На данный момент большинство из выше указанных причин имеют ярко выраженный негативный окрас, который с каждым годом становится все более заметным.

В Российской Федерации при увеличении с каждым годом числа инвалидов, существует очень мало учреждений, которые выполняют работу по оказанию социальной и социально-медицинской, материальной и других видов помощи.

Изучение этих проблем проводиться как на государственном, так и на региональном уровне. Инвалидность это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. В социальном обслуживании остро нуждаются люди с ограниченными возможностями, а также в понимании их проблем со стороны общества. Оно должно выражаться не жестокостью по отношению к ним, а в сочувствии и равном отношении к ним.

Статья 7 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1].

В зарубежных странах, в том числе и в России люди, имеющие инвалидность, являются объектами заботы. Как определенное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся государство, общество и близкие люди. Наряду с этим существует и другой подход, который привлекает самих инвалидов к активной жизни. Предполагается формирование новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную поддержку и помощь инвалидам.

Социальное обслуживание инвалидов можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку и помощь гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с инвалидностью, болезнью, малообеспеченностью, одиночеством).

Нормативно-правовая база по организации социального обслуживания граждан стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях стали создаваться центры социального обслуживания населения. Основные положения социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 23.12.2013 г. № 442-ФЗ.

Наше понимание социальных проблем инвалидов основываются на признании приоритетной роли службы социального обслуживания, активно осуществляющей эффективные направления и формы обслуживания инвалидов. Успешная организация и внедрение такой работы, как правило, зависит от благополучного состояния организационных условий, эффективной помощи как целостной, так и комплексной системы социального обслуживания.

Неотъемлемая характеристика современного социального обслуживания – соответствие требованиям времени. Решение насущных проблем граждан пожилого возраста, инвалидов, повышение качества их жизни требует дальнейшего совершенствования работы по социальному обслуживанию, развитие новых форм предоставления социальных услуг.

У инвалидов появляются новые потребности в социальных услугах, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Предоставить им такие услуги – означает продлить их автономную независимую жизнь, улучшить социальное самочувствие, способствовать социальной адаптации.

Поэтому социальные службы активно занимаются поиском инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг и внедряют их в деятельность своих учреждений.

Но в условиях практической работы центров социального обслуживания населения уровень реализации инновационных форм и методов социального обслуживания инвалидов на дому остается недостаточным. В течении длительного времени социальные проблемы инвалидов не уменьшаются, остается рост незащищенности. Таким образом, значимость исследования состоит в изучении теоретических основ социального обслуживания инвалидов, определении проблем инвалидов и анализа практической деятельности центра по социальному обслуживанию инвалидов.

Объект исследования – социальное обслуживание на дому.

Предмет исследования – инновационные формы и методы социального обслуживания инвалидов на дому.

Целью исследования является: обоснование инновационных подходов в системе социального обслуживания инвалидов на дому и разработка социального проекта надомного социального обслуживания инвалидов.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать социально-психологический статус инвалидов

3. Раскрыть содержание и инновационные подходы социального обслуживания инвалидов на дому.

4. Провести социологическое исследование для обоснования необходимости разработки социального проекта социального обслуживания инвалидов на дому.

5. Разработать социальный проект социального обслуживания инвалидов на дому.

Методы исследования: теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, систематизация изученного); эмпирические (социологический опрос, анкетирование, проектирование).

Теоретико-методологическую базу исследования составляют критерии и показатели социального обслуживания описали в своих работах В.Д. Альперович, Т. А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д и др.

Нормативно – правовой основой исследования выступили следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 23.12.2013 г. № 442-ФЗ.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении представлений об организации социального обслуживания инвалидов на дому

Практическая значимость исследования определяется разработкой социального проекта социального обслуживания инвалидов на дому.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, Интернет-источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социального обслуживания инвалидов на дому 1.1. Характеристика социально-психологического статуса инвалидов

В России понятия «инвалидности» и «инвалид» исторически связывались с такими понятиями как «больной» и «нетрудоспособность». При анализе инвалидности нередко заимствовались методические подходы из здравоохранения, подобные анализу заболеваемости. Мнения о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье – заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной-инвалид».

Результаты таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как на фоне естественного прироста населения относительные показатели инвалидности улучшались. Благодаря чему реальные стимулы поиска истинных причин увеличения роста инвалидности отсутствовали.

В 1992 году в России произошло пересечение линий смертности и рождаемости, что послужило уменьшению нации и приобрело отчетливый характер, сопровождаясь стабильным ухудшением показателей инвалидности. Вследствие чего возникли серьезные сомнения в достоверности методологии статистического анализа инвалидности.

На протяжении долгого времени специалисты рассматривали понятие «инвалидность», опираясь лишь на биологические предпосылки, понимая ее возникновение как следствие неблагоприятного исхода лечения. Как следствие этого социальная сторона данной проблемы рассматривалась как нетрудоспособность, и являлась основным показателем инвалидности.

В связи с этим главной задачей врачебно-трудовой экспертной комиссией было определить, какую именно профессиональную деятельность человек проходящий комиссию выполнять не может, а что может, выяснялось на основании преимущественно биологических и субъективных, а не социально-биологических критериях. И такое понятие как «инвалид» сужалось до такого понятия как «неизлечимо больной». Таким образом, отступила на второй план в действующем правовом поле социальная роль человека и в конкретных экономических условиях. Понятие «инвалид» с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей экономические, социальные, образовательные, психологические и другие необходимые технологии не рассматривалось.

Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено дается следующее понятие «инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты» [2].

Через структурные элементы происходит расшифровка данного определения такие как:

Здоровье это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие анатомических дефектов или болезни;

Нарушение здоровья это душевное, физическое и социальное неблагополучие, которое связано с аномалией, потерей, расстройством физиологической, психологической, анатомической структуры и (или) функций человеческого организма;

Ограничение жизнедеятельности это частичная или полная утрата лицом возможностей или способностей осуществлять уход за собой, без чей-либо помощи передвигаться и ориентироваться, а также общаться, контролировать свое поведение, заниматься трудовой деятельностью и обучаться;

Степень ограничение жизнедеятельности — это величина отклонения от нормы деятельности человека по причине нарушения здоровья;

Социальная недостаточность — это социальное последствие нарушения здоровья, которое привело к ограничению жизни человека и необходимости его в социальной помощи и защите;

Социальная защита — это система гарантированных государством долговременных и постоянных социальных, экономических и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условий для замещения (компенсации), преодоления ограничений жизни и направлена на создание инвалидам равных возможностей с другими гражданами жизни в обществе.

Эти структурные элементы позволяют раскрыть причины инвалидности и понятие реабилитации инвалидов.

В России признание лица инвалидом устанавливается при проведении медико-социальной экспертизой, которая проводит комплексную оценку состояния здоровья человека и степень ограничения жизнедеятельности в соответствии с критериями и классификациями, которые утверждены Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, необходимо отметить, что понятие «инвалидность» на сегодняшний день имеет различные трактовки, в зависимости от области применения. Считаем полезным использовать интегративное понятие «инвалидность», так как оно объединяет все особенности данной категории граждан, и как следствие не создает коллизий в его применении.

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Одной из насущных проблем, например, для инвалидов-колясочников, является возможность выбраться из собственной квартиры. Отсутствие поручней, пандусов, удобного лифта и расширенных проемов ограничивает действия инвалида и требует посторонней помощи. Помимо этого, при попытке добраться до места работы причиняет неудобство и общественный транспорт. Cовременная инфраструктура городов, не говоря уже о селах и деревнях, не соответствует потребностям инвалидов и затрудняет их передвижение.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются инвалиды является организационный барьер. К данной группе можно отнести неудобный график работы и неравномерную нагрузку. Согласно статье 224 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР). ИПР включает в себя программу профессиональной реабилитации, где прописываются противопоказания, доступные условия и виды труда. Инвалиды менее склонны к трудоустройству не только из-за страха потерять льготы (пенсию по инвалидности), но и из-за тревоги, что болезнь обострится и еще больше ограничит трудоспособность.

Исторически так сложилось, что инвалиды не рассматривались как «рабочая сила». В советский период инфраструктура городов, предприятий, общественного транспорта не давала возможности интеграции инвалидов в общество, они были практически изолированы. Политику государства, проводимую в то время, можно охарактеризовать известным выражением «инвалидов у нас нет». Такое отношение к инвалидам до сих пор остается устойчивым в сознании многих людей. К сожалению, у работодателей складывается мнение, что, если человек имеет инвалидность, значит, он плохой, неэффективный работник. Именно поэтому им предлагают рабочие места, которые требуют низкой квалификации, невысокую заработную плату и монотонный труд. Многих инвалидов с высшим образованием оскорбляет работа вахтера, подсобного рабочего и т.д. Инвалидность они рассматривают как причину своей «второстепенности». Отсюда возникает комплекс неполноценности, снижается самооценка, и инвалид становится пассивен в трудовой деятельности.

Очень остро для инвалидов стоит проблема о доступности информации. В статье 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено право инвалидов на доступ к информации. В данной статье говорится, что государством принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств, выпускающих специальную литературу для инвалидов. Но в современном мире главным источником информации становится телевидение и сеть Интернет. Лишь некоторые телеканалы сопровождают передачи субтитрами и сурдопереводом.

Сегодня лишь некоторые российские сайты приведены в соответствие с ГОСТ Р 52872-2007, например, сайты Представительства ООН в России. Одной из причин игнорирования в виртуальной среде потребностей инвалидов является низкая заинтересованность российского интернет-бизнеса в соответствующей аудитории, а готовность приспосабливать сайты под ее запросы из чистого альтруизма оценивается им скептически [4].

Также инвалиды сталкиваются с экономическими барьерами. К данной группе барьеров можно отнести тот факт, что часто пенсия по инвалидности бывает выше заработной платы. Именно поэтому многие инвалиды из-за страха потерять данную льготу не трудоустраиваются. Они становятся иждивенцами в своих семьях.

Весомые проблемы инвалиды испытывают с получением образования. Для инвалидов образование имеет первостепенное значение. Получая образование, инвалид приобретает социальные контакты, повышает свою социальную значимость, развивается духовно и творчески. Полученное образование не гарантирует инвалиду трудоустройство, однако повышает его конкурентоспособность.

Данные проблемы приводят к психологическим проблемам у инвалидов. Данные проблемы заключаются в том, что инвалид считает, что наличие дефекта ограничивает все стороны его жизнедеятельности, что ему вообще, например, не нужно работать, он боится, что над ним будут постоянные насмешки, он не сможет справиться с заданием. Негативный опыт в трудоустройстве, особенно когда работодатель подчеркивает «ущербность» человека с инвалидностью, у последнего формируются значительные психологические комплексы, которые в дальнейшем сдерживают желание трудиться. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;

  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);

  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;

  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;

  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Таким образом, в современном российском обществе на уровне государственной политики должны быть реализованы программы реабилитации инвалидов и их социализации с целью активного приобщения к общественной жизни, что, в свою очередь, позволит большинству инвалидов пройти обучение, обрести профессию, трудоустроиться и тем самым приобрести экономическую независимость, а главное, осуществить социализацию инвалидов в обществе.


1.2. Понятие, цели и задачи социального обслуживания инвалидов на дому

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания граждан в России включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Согласно ст. 15 ФЗ № 442 от 28.12.2013, социальное облуживание в России получают граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании при наличии обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина [22].

В Российской Федерации существуют следующие формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому – осуществляются в месте проживания получателя услуг;

2) социальное обслуживание в полустационарной форме - предоставляются в определенное время суток;

3) социального обслуживания в стационарной форме – предоставляются при постоянном, круглосуточном проживании граждан в месте оказания социального обслуживания [20].

Получатели социальных услуг в данной форме обеспечиваются жилыми и другими специализированными помещениями с целью оказания полноценного ухода и получения полноценной помощи граждан, нуждающихся в такой услуге.

В настоящее время виды социальных услуг на дому перечислены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №44229, а так же в Приказе Минтруда России от 24.11.2014 № 939 «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 №35394) [3].

Цель – поддержка и сохранение здоровья граждан, нуждающихся в данных услугах путем организации следующих услуг:

- организация ухода на дому; - помощь в организации оздоровительных мероприятий; -

систематическое наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья граждан;

- содействие в лечебных и оздоровительных мероприятиях; - содействие в получении медикаментов;

- содействие в получении медицинской техники;

- организация медицинского консультирования;

- помощь в получении квалифицированной медицинской помощи;

- оказание помощи в удовлетворении других социально-медицинских потребностей;

3) социально-медицинский патронаж.

Цель - систематическое наблюдение за состоянием здоровья граждан, а также выявление отклонений в физическом состоянии здоровья, выявление потребности в социально-медицинской помощи;

4) социально-психологические услуги.

Цель - оказание помощи психологического характера, в том числе анонимно с помощью линии телефона доверия. Социально-психологические услуги направлены на содействие в улучшении психологического состояния инвалидов, помощь в адаптации в среде жизнедеятельности клиента;

5) организация коммуникативного потенциала. Цель - повышение коммуникативности клиентов;

6) консультационные услуги. Цель - предоставление информации и рекомендаций, в том числе правового характера, с целью ориентирования клиента в последовательности действий необходимых для преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации;

7) социальный патронаж. Цель – систематическое наблюдение с целью своевременного выявления степени социальной дезадаптации клиента, способной ухудшить социальное состояние клиента; оказание социальной либо правовой помощи в случае выявления такой необходимости [11, 14, 20].

В социальной работе с инвалидами решаются следующие задачи:

- предупреждение причин, вызывающих проблемы инвалидов;

- поддержание практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможностей самореализации и самовыражения инвалидов;

- предотвращения социальной изоляции, отстранения от активной жизни;

- соблюдение равенства и учета возможностей инвалидов при получении социальной помощи и услуг;

- разделение подходов к решению проблем различных групп инвалидов на основе учета факторов социального риска, влияющих на их состояние;

- раскрытие индивидуальных потребностей инвалидов в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с преимуществом содействия инвалиды в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- применение новых технологий социальной работы, которая направлена на удовлетворение потребностей инвалидов [19].

Характеризуя систему социальной работы на дому с инвалидами как социальный процесс, можно определить основные элементы. Объект социальных действий – это инвалиды, получатели социальных услуг, одиноко проживающие, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, относящиеся к «группе риска», на который направлены социальные действия со стороны субъекта в лице органов социального обслуживания в определенных социальных условиях (микро– и макросреда) для достижения поставленных целей, положительного результата [22].

Процесс социальной работы с инвалидами постоянно развивается благодаря объективной массовой потребности в социальных услугах и массового предложения со стороны государственных и коммерческих социальных служб. Инструментом регулирования социального обслуживания выступают социальные технологии. Именно они формируют сам процесс, оптимизируют его, придают целевую направленность, создают механизм саморегуляции, обеспечивая таким образом устойчивость и благоприятные условия для развития [13].

Таким образом, на основании проделанного анализа можно сказать, что основной целью социального обслуживания инвалидов является изменение психологической установки жизнедеятельности инвалида с пассивной на активную. Это указывает, что инвалид как объект социальной работы является одновременно и субъектом, который способен не только осознавать содержание и цели работы с ним, но и стать или не стать её соучастником. Именно поэтому социальный работник должен противодействовать установке отдельных лиц с инвалидностью воспринимать себя как беспомощных и беззащитных. Одним из средств повышение качества жизни инвалидов и уровня их социального обеспечения является внедрение в систему социального обслуживания инновационных подходов.


1.3. Характеристика инновационных подходов системы социального обслуживания инвалидов на дому

Рост числа инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке и адресной социальной помощи, ведет к поиску новых и усовершенствованных форм и видов социальных услуг.

Наиболее активно развивается сеть нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, поскольку их деятельность максимально приближена к реальным потребностям пожилых людей и инвалидов и направлена на сохранение и развитие социальной инфраструктуры по предоставлению ухода и услуг, предоставлению новых форм и видов социальных услуг населению. Приоритетной формой социальной помощи инвалидам в нестационарных условиях предоставления социальных услуг на дому. Тем не менее, эта вернее форма обслуживания остается самой популярной и экономически эффективной.

Наряду с традиционными формами и методами социальной работы разрабатывают и внедряются инновационные технологии социального обслуживания.

И.А. Малахина определяет понятие «инновация», как процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект... нововведение (инновация) — означает процесс создания и внедрения новшеств [21].

П.Д. Павленок определяет инновацию, как новшество, нововведение, применяемое в области технологии производства или управления какой-либо хозяйственной единицы, это идея, доведенная до практического применения [24].

С XX века социальные инновации стали рассматриваться в свете достижения производственных успехов новыми способами. Изучение и изменение всех аспектов общежития влияют на успешность внедрения прогрессивных технологий.

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [9].

По данным 2018 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. На территории Смоленской области проживает около 97 тысяч инвалидов, это почти 10 процентов всего населения региона. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с инвалидностью, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители. Таким образом внедрение инноваций в социальное обслуживание инвалидов должно положительно повлиять на их жизнь и социализацию в обществе.

Социальные инновации — это внедрение нового в социальную сферу общества с целью успешного продвижения технологических находок, разрешения социальных конфликтов и улучшения жизни инвалидов.

Приведем примеры некоторых инновационных технологий в системе социального обслуживания инвалидов на дому.

Одной из таких технологий являются услуги медсестры, педагога. Услуги педагогов по социальному и медицинскому обслуживанию на дому – совокупность услуг, предоставляемых реестром услуг по социальному и медицинскому обслуживаю, которые предоставляют на постоянной или временной основе и инвалидам, частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном внешнем уходе. В отличие от существующей системы услуги по уходу на дому предоставляются людям, которые не могут без посторонней помощи. Им нужна помощь с питанием или медикаментами, проведение гигиенических услуг, а также целью социального обслуживания инвалидов является изменение психологической установки жизнедеятельности инвалида с пассивной на активную. Это указывает, что инвалиды как объект социальной работы является одновременно и субъектом, который способен не только осознавать содержание и цели работы с ним, но и стать или не стать её соучастником. Именно поэтому социальный работник должен противодействовать установке инвалидов воспринимать себя как беспомощных и беззащитных.

Большая роль в социальной защите инвалидов отводится органам здравоохранения, которые предоставляют инвалидам предметы санитарии и гигиены. Медицинские сестры регулярно посещают их на дому, оказывая доврачебную помощь, дают советы по профилактике заболеваний, диете, уходу, в т. ч. организуют дежурства дневных или ночных сиделок.

Наибольшее распространение получили служба «домашних помощников» (социально-бытовое обслуживание на дому) и сестринский уход на дому. Служба «домашних помощников» предназначена для оказания пожилым людям услуг преимущественно бытового характера (приобретение продуктов питания, приготовление пищи, содержание жилых помещений).

В качестве одного из примеров внедрения инновационных технологий специалист привела проект «Тревожная кнопка». Он является результатом частно-государственного партнерства: проект предложили коммерческие структуры, инициатива была поддержана и внедрена в работу социальных служб ряда субъектов Российской Федерации. «Тревожную кнопку» можно установить либо в помещении, где чаще всего находится пожилой человек, либо на мобильном телефоне. В экстренной ситуации нуждающийся в помощи подает сигнал — вызывает специализированную службу, оповещает родственников.

В областях страны развивается такая инновация, как «Санаторий на дому». Если пожилой человек по состоянию здоровья является маломобильным, комплекс оздоровительных услуг ему оказывается в домашних условиях. Перечень таких услуг определяется по рекомендациям лечащего врача: это могут быть, к примеру, массаж, физиотерапевтические процедуры. Плата за услуги «Санатория на дому» устанавливается в зависимости от дохода пожилого человека, но в любом случае она значительно ниже коммерческих расценок. А малообеспеченным гражданам услуга предоставляется вообще бесплатно.

Еще одна инновационная форма соцобслуживания, получившая развитие в России, — это «Приемная семья для инвалидов». Суть проекта заключается в том, что семья по обоюдному согласию принимает на постоянное проживание нуждающегося в уходе пожилого человека, в том числе инвалида. При этом член семьи включается в штат учреждения социального обслуживания в качестве социального работника и получает там зарплату. Пожилой человек может жить в «приемной семье» столько, сколько он нуждается в таком уходе.

В социальных службах создаются условия для развития дополнительных социальных услуг, таких как:

-выездная ремонтная бригада,

-бригада по комплексной уборке «Секрет чистоты»,

-выездная столовая,

-служба социальных сиделок,

-социальное такси

услуги выездной ремонтной бригады - мелкий ремонт, устранение неполадок, выполнение срочных ремонтных работ первостепенной важности;

услуги выездной столовой - приготовление и доставка горячих обедов на дом гражданам, утративших способность к самостоятельному приготовлению пищи по состоянию здоровья;

услуги социального такси – создание оптимальных условий для передвижения граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и оперативная доставка граждан к социально значимым объектам без ожидания в черте города;

служба социальных сиделок - уход за получателями социальных услуг, существенно утратившими способность удовлетворять свои жизненные потребности и нуждающимися в постоянном постороннем уходе, по обращению родственников, не имеющих возможности ухода за тяжелобольными близкими.

бригада по комплексной уборке «Секрет чистоты» - оказание оперативной помощи в поддержании санитарно-гигиенических условий проживания граждан, проведение комплексных генеральных уборок помещений. Услуги оказываются с использованием материалов и инвентаря учреждения.

Услуги социальных служб предоставляются мобильными бригадами из числа социальных работников, обслуживающих граждан, проживающих в отдаленных разбросанных сельских населенных пунктах.

Заявки на выполнение разовых или дополнительных социальных услуг принимает диспетчер по телефону либо лично от гражданина при посещении учреждения, регистрирует в журнале заявок, формирует маршрут следования. Исполнение заявок производится в порядке их поступления, приоритетность отдается исполнению заявок для решения жизненно важных проблем. С гражданином заключается договор на оказание услуг. Оплата услуг производится непосредственно в день оказания услуги на основании акта выполненных работ.

Реализуются в России и проекты, способствующие росту социальной активности пожилых людей, формированию их позитивного имиджа в обществе. В качестве примера можно привести университеты «третьего возраста», которые создаются при центрах социального обслуживания. Пожилые люди получают здесь знания по таким отраслям, как право, психология, медицина, компьютерная техника. Первыми среди регионов университеты «третьего возраста» стали открывать Орловская, Курская, Самарская, Ивановская, Новосибирская области и Ханты-Мансийский автономный округ. На сегодняшний день такие учебные центры открыты практически во всех субъектах Российской Федерации.

В настоящее время, когда провозглашен курс на учет индивидуальных особенностей и потребностей получателей социальных услуг, необходимо менять внутреннюю структуру стационарных учреждений. Профессионализация данного вида социального обслуживания должна начаться с привлечения высококвалифицированных кадров в сфере предоставления социального обслуживания в условиях стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов, введения в штаты необходимых специалистов, создания современной материально-технической базы. Важной задачей специалистов именно в данной сфере является внедрение в практическую деятельность как хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, так и инновационных технологических процедур и методов работы.

Глава 2. Разработка социального проекта социального обслуживания инвалидов на дому 2.1. Социологическое исследование востребованности проекта социального обслуживания инвалидов на дому

Проект Мобильная бригада «Navigator» будет реализован на базе Соликамской городской организации Пермской краевой организации «Всероссийского общества инвалидов».

Организация расположена по адресу: Пермский край г. Соликамск, ул. Набережная, 115.

Контактный телефон: 7-69-33, 3-47-61

Председатель: Липадату Фаина Павловна.

Цель данной организации является защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, интеграция людей с инвалидностью в общество.

Основные направления деятельности:

- Содействовать инвалидам в реализации их прав и интересов.

- Правовое просвещение инвалидов

- Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, связанных с социальной защитой инвалидов.

- Осуществление собственных программ, проектов по социальной реабилитации инвалидов.

- Создание условий по формированию без барьерной среды для маломобильных граждан.

- Содействие формированию позитивного отношения общества к инвалидам.

На сегодняшний день в данном учреждении состоит около восьмисот пяти десяти восьми жителей города Соликамска. В организации работают 5 специалистов: бухгалтер, парикмахер, массажист, визажист, председатель.

Работают множество клубов таких как: «Вязание», «Себеряночка», «Театральный», «Здоровье» и др., для формирования досуга. Занятия осуществляются как на базе организации, так в библиотеках микрорайонов. Так-же учреждение не забывает про людей с ограниченными возможностями, их посещает театральный клуб с мини-спектаклями.

Материальную помощь организация получает от различных структур города Соликамска таких-как: туристическая фирма «Арго» поддерживают бесплатными поездками в санаторий; ОАО «Транспорт» обеспечивает тиражом газет «Наш Соликамск», «Городок»; АО «Соликамскбумпром» осуществляет финансирование праздничных мероприятий и многие др.

Основное финансирования осуществляет Администрации города Соликамска, финансовая поддержка в виде субсидии на реализацию мероприятий подпрограммы «Социальная реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в СГО» в рамках муниципальной программы «Развитие общественного самоуправления в городе Соликамске» в размере 1 400 000-00 рублей.

При наличии финансирования от различных структур города Соликамска и направлении работы «Всероссийского общества инвалидов» мы имеем достаточные возможности для реализации данного проекта.

В данном параграфе также раскрыто социологическое исследование, цель которого является определение востребованности социального проекта Мобильная бригада «Navigator» в городе Соликамске.

Цель: изучение отношения целевой группы, населения города, специалистов организации «Всероссийского общества инвалидов» к необходимости разработки социального проекта.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностический инструментарий для социологического исследования.

2. Определить необходимость разрабатываемого проекта Мобильная бригада «Navigator» для целевой группы.

3. Проанализировать результаты исследования готовности участия целевой группы в социальном проекте.

Для решения поставленных задач был проведен социологический опрос и анкетирование. На начальном этапе был проведен опрос целевой группы с целью изучение уровня умений пользоваться интернетом и мобильным телефоном. Всего в исследовании приняли участие 20 инвалидов.

В результате опроса было выявлено:

80% опрошенных считают, что инвалиды должны обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации: телефон, компьютер, Iphone, iPad (планшетный компьютер). При этом 100% опрошенных пользуются телефонами, 50% - пользуются компьютерами и ноутбуками и имеют выход в Интернет.

В результате исследовании были изучены цели использования мобильных телефонов и интернет коммуникаций:

Общение с друзьями, бывшими коллегами по средствам писем – 10%

Общение в социальных сетях и в Skype – 20%

Поиск информации – 40%

Получение консультаций -20%

Оплата коммунальных услуг – 10%

Просмотр государственных сайтов, портала государственных услуг – 20%

Просмотр фильмов – 50%

100% респондентов согласились с тем, что данные образовательные программы являются очень полезными и их нужно проводить.

Также в исследовании принимали участие сотрудники «Всероссийского общества инвалидов» г. Соликамска, население города и целевая группа – инвалиды. Всего в опросе приняло участие 114 человек.

Для проведения анкетирования сотрудников были предложены следующие вопросы. Каждый из приведенных вопросов предполагает ответы «да или нет».

1. Скажите, пожалуйста, много ли в городе Соликамске людей, имеющих инвалидность?

2. Необходимо ли оказывать помощь инвалидам?

3. На Ваш взгляд нужен ли проект «Мобильная бригада» по обучению инвалидов сотовой и интернет связи?

4. Поможет ли данный проект решить социально-психологические проблемы инвалидов?

В результате исследования было выявлено, что 43,86% респондентов согласились с тем, что в городе Соликамске много людей, имеющих инвалидность. 5,26% опрошенных считаю, что немного и 50,88% не интересуются данным вопросом (рис. 1).


Рис. 1. Распределение ответом на вопрос «Скажите, пожалуйста, много ли в городе Соликамске людей, имеющих инвалидность?»

В результате социологического опроса было выявлено, что 93,37% респондентов считают, что инвалидам необходимо оказывать помощь. 3,7% респондентов, считают, что данной социальной группе не нужна помощь и 0,93% - не задумались над данным вопросом.

Результаты ответов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение ответом на вопрос «Необходимо ли оказывать помощь инвалидам?»

Результате ответом на 3 вопрос представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение ответом на вопрос «На Ваш взгляд нужен ли проект «Мобильная брига» по обучению инвалидов сотовой и интернет связи?»

В результате полученных данных было выявлено, что 82,69% опрошенных считают, что инвалидов стоит обучать пользоваться сотовой связью и интернетом. Отрицательно к данному проекту относиться лишь 6,73% опрошенных и 10,58% опрошенных не задуваются над данным вопросом.

Результаты ответом на вопрос «Поможет ли данный проект решить социально-психологические проблемы инвалидов?» представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение ответом на вопрос «На Ваш взгляд нужен ли проект «Поможет ли данный проект решить социально-психологические проблемы инвалидов?»

Большинство респондентов (68,32%) считают, что реализация данного проекта поможет инвалидам решить социально-психологические проблемы». 3,96% не согласны с тем, что реализация проекта «Мобильная бригада» как то сможет помочь инвалидам и 27,74% участников социального опроса не знают сможет ли данный проект решить социально-психологические проблемы инвалидов.

Подводя итоги проведенного социологического исследования, следует отметить положительное отношение подавляющего большинства участников к разработке и реализации социального проекта Мобильная бригада «Navigator».


2.2 Описание социального проекта Мобильной бригады «Navigator»

В рамках исследования разработан социальный проект социально-психологической помощи инвалидам «Мобильная бригада «Navigator»» (полный текст проекта представлен в Приложении 1).

В пути разработки проекта мы коснулись социальных потребностей, интересов и ценностей данной категории лиц. А также выявили ожидаемые социальные изменения в социуме для участника проекта:

- С помощью предоставляемых ресурсов можно завести знакомство и массу новых друзей, а также встретить свою вторую половинку.

- В сети или сотовой связи всегда можно найти общение, приобрести спутника по несчастью, поделиться своим опытом, узнать, что не одиноки, что есть люди в таком же состоянии, и что не стоит опускать руки.

- С помощью информации предоставляемой в сети, имеется возможность быть всегда в курсе. Можно следить за новостями в мировой медицине, узнавать о своей болезни или заболевание всю самую последнюю имеющуюся информацию.

- По интернету можно получить образование, причем, даже не вставая с кровати. Дистанционное обучение придёт на помощь. Уровень такого образования не ниже стандартного. А вот плюсов и удобств масса.

- Работа - несомненно, один из наиболее важных аспектов в жизни инвалидов. Благодаря интернету или сотовой связи можно работать дома и получать не плохую прибавку к пенсии. Например, можно, стать вебмастером, программистом, компьютерным дизайнером, игроком на рынке ценных бумаг и ещё масса всевозможных специальностей, которые помогут найти себя в этой жизни.

Мобильная бригада по обучению инвалидов пользованию сотовой и интернет связью будет полезна для данной категории проживающих на территории города Соликамска, открывает массу возможностей перед инвалидами. Помогает победить социальную замкнутость, открывает перед ними новые горизонты.

Цель проекта: Активизация адаптационных качеств у инвалидов по средствам обучения и совершенствования навыков пользования сотовой и интернет связью.

Задачи:

1) Создать условия для функционирования мобильной бригады по обучению инвалидов пользованию сотовой и интернет связью;

2) Организовать обучение и формирование практического опыта пользования сотовой и интернет связью инвалидов;

3) Содействовать формированию адекватных взаимоотношений инвалидов в современном обществе;

4) Способствовать формированию общественного мнения по отношению к проблемам целевой группы и способов их решению.

В ходе проекта будет создана мобильная бригада по обучению инвалидов сотовой и интернет связью «Navigator». В течение одного года люди с ограниченными возможностями будут получать квалифицированную помощь различных специалистов. По окончанию проекта, будут подведены итоги и переданы в личную собственность все полученные технологии. Проект открывает возможности знакомства, общения, информации, образования, работу.

Проект разработан на 30 участников.

Спонсорами проекта являются (могут быть внесены изменения):

- Администрации города Соликамска

- ПАО «Уралкалий»

- АЗС «Лукойл»

- «Арго»

- ОАО «Транспорт»

- «Курс»

- «Наш город»

- АО Соликамскбумпром

- ТЕХНОЛАЙН

- М.Видео

- DNS

- Корпорация Центр

- Формула мебели

Партнёры проекта являются (могут быть внесены изменения):

- Юридическая фирма «Закон»

- Сотовый оператор МТС

- Сотовый оператор ТЕЛЕ2

- Управление Образования Администрации г. Соликамска

- Магазин канцтоваров «Листок»

- Всероссийское общество инвалидов

Проект будет реализован в 3 этапа (срок – год):

1. Подготовительный этап – срок: 3 месяца (Декабрь-Февраль);

2. Основной этап – срок: 4-9 месяц (Март-Август);

3. Заключительный этап – 10-12 месяц (Сентябрь-Ноябрь).

Самый первый это подготовительный этап, он включает в себя:

1. Аренда и подготовка помещения для реализации проекта (создание комфортных условий работы) Аренда помещения может быть на базе одной из партнерских организаций/учреждений. (Приобретение: 4-х ноутбуков, принтер, сейф).

2. Разработка нормативно-правовой документации совместно с юристом.

3. Поиск участников целевой аудитории, партнёров и спонсоров.

4. Формирование кадрового состава: юрист, бухгалтер, программист, преподаватели, специалист по социальной работе.

5. Разработка и подготовка договоров о взаимодействия с партнёрами и спонсорами, а также с целевой группой, с последующим их заключением.

6. Встреча с потенциальными партнёрами и спонсорами для проведения индивидуальных бесед.

7. Разработка анкет и опросников для целевой группы, участников проекта и населения города.

8. Привлечение волонтеров, которые будут проводить анкетирование и опросы, а также ведение видео и фотосъемки.

9. Разработка рекламы и логотипа организации.

10. Привлечение СМИ входе всего плана реализации проекта:

- Газета «Курс»;

- Газета «Наш Город»;

- Реклама на телеканале СОЛЬ ТВ;

- Бегущая строка на канале СОЛЬ ТВ;

- Радио SK FM;

- Группы в социальных сетях: Типичный Соликамск, Подслушано Соликамск;

- Реклама в общественных транспортах;

- Размещение баннера на рекламном щите.

11. Разработка сайта и группы в социальных сетях, а также ведение видео-блога.

12. Проведение первичного собрания с участниками проекта и сотрудниками о плане работы данного проекта.

13. Размещение новости о переходе проекта к следующему этапу и проведение мероприятия «День запуска техники».

Кадровые ресурсы проекта:

Руководитель проекта:

-Разработка положения о инвалидах;

-Расчет бюджета проекта;

-Составление плана выполнения задач проекта и осуществление контроля над выполнением плана в поставленные сроки проекта;

-Решение возникающих проблем в ходе реализации проекта;

-Составление режима работы и графика работы специалистов;

-Поиск: волонтеров, партнеров, спонсоров и специалистов или организаций/учреждений для взаимодействия с заключением договоров.

-Формирование: кадрового состава и группы участников целевой группы, с последующим заключением с ними договоров;

-Проведение индивидуальных встреч с потенциальными партнерами и спонсорами;

-Проведение первичного встречи с участниками проекта и сотрудниками;

-Наблюдение за ходом реализации начального этапа;

-Подготовка отчетов о ходе реализации начального этапа для спонсоров и партнеров;

-Создание нормативно-правовой базы проекта;

-Создание сайта, групп в VK и личного блога, с пополнением информации по средам и субботам;

-Проведение еженедельных собраний с сотрудниками;

- Ежемесячный срез знаний участников проекта.

Соликамская городская организация Пермская краевая «Всероссийское общество инвалидов»:

-Вносит изменения и дополнения в положения, должностные инструкции специалистов;

-Принимает участие в планировании совместной деятельности и осуществления контроля мероприятий.

Бухгалтер:

-Ведение финансового учета;

-Подготовка ежемесячных финансовых отчетов за начальный этап проекта.

Юрист:

- Координирует работу с клиентами, с партнёрами и грантадателями;

-Проверка соблюдения законности.

Программист:

-Разработка и тестирование программного обеспечения;

-Подготовка техники и ведение технического сопровождения для участников программы.

Преподаватели:

-Составление плана обучения с данной категорией лиц участников;

-Разработка методических материалов по обучению.

Специалист по социальной работе:

-Знакомство с участниками проекта;

-Сбор информации о каждом участнике проекта и предоставление информации руководителю;

-Ведение документации по каждому участнику проекта, на основе документов о конфиденциальности;

-Проведение первичного индивидуального анкетирования для выявления проблем, для устранения ТЖС;

-Формирование плана работы с участниками проекта.

Волонтёры:

-Проведение анкетирования и опросов о необходимости реализации проекта;

-Содействие в проведение мероприятий;

-Сбор видео- и фотоматериалов;

Материально-технические ресурсы

Бюджет проекта: 70% - Грант; 30%- собственные средства/средства Всероссийского общества инвалидов, помощь партнеров и спонсоров.

Аренда помещения и коммунальных расходов

-Аренда помещения и оплата коммунальных расходов (Собственные средства и средства спонсоров).

Оплата труда - Собственные средства и средства спонсоров.

Оборудование кабинета-Приобретение мебели и техники за счет спонсорских помощи, собственных средств и средства гранта: «Формула мебели» и «Корпорация центр»/ «DNS»/ «Технолайн».

Автотранспортные средства

-Грузоперевозка;

-Транспортные расходы.

(Спонсорская помощь и средства гранта)

Услуги телефонной и интернет связи для организации рабочего места -Помощь спонсора Интернет-магазин «МТС», «ТЕЛЕ2» и собственные средства на подключение и оплату абонентской платы за интернет и телефонную связь.

Канцелярия и офисные принадлежности

-Приобретение канцтоваров, бумаги для принтеров, печати, ручки, карандаши и т.д. (За счёт средств грантодателя и спонсора)

Средства по необходимости

Приобретение посуды, гигиенических средств и т.д. (За счёт средств грантодателя и спонсорской помощи)

Информационные ресурсы

Телевиденье СОЛЬ ТВ-Распространение телевизионной рекламы о реализации проекта «Мобильная бригада по обучению инвалидов пользованию сотовой и интернет связью»

Газета «Курс», «Наш Город». -Распространение информации за подготовительный этап проекта.

Опросники и анкеты-Проведение опросов и анкетирования для выявления оценочной информации населения в ходе реализации проекта, а также анкетирование целевой группы по привлечению в участии в проекте;

-Поиск и набор участников целевой группы в реализации проекта.

Официальный сайт Navigator.com-Разработка и создание официального сайта проекта;

-Распространение информации по ходу реализации подготовительного этапа проекта (обновление еженедельно).

Баннер-

Разработка баннера;

-Поиск щита;

Группа в ВК, блог

-Разработка и создание официальных групп проекта;

-Синхронизация официального сайта с группами проекта;

-Распространение информации по ходу реализации подготовительного этапа проекта.

Пополнение информации по средам и субботам.

Основной этап:

На основном этапе за основу будет взята социальная деятельность, результатом которой будет адаптация и реабилитация инвалидов в социуме. Также планируется ряд мероприятий способствующих этому, таких как:

1. Консультации специалиста по социальной работе в индивидуальном порядке;

2. Индивидуальные беседы специалиста по социальной работе с целевой группой, в соответствии с графиком работы;

3. Проведение со стороны специалиста по социальной работе беседы «Техника безопасности по пользованию технологиями».

4. Установка и подключение техники.

5. Проведение еженедельных собраний со специалистами и обмен информацией, в ходе которой проводится анализ деятельности;

6. Подготовка ежемесячных отчетов о реализации основного этапа руководителем и финансовых отчетов бухгалтером, с предоставлением отчетов спонсорам и партнерам проекта;

7. Обучение сотовой и интернет связью;

8. Проведение анкетирования и опроса целевой группы, участников проекта и населения города на основном этапе.

Заключительный блок:

1. Проведение анкетирования и опроса целевой группы, участников проекта и населения города;

2. Проведение специалистом по социальной работе анкетирования, которое направленно на изучение чего добились участники целевой группы в ходе принятия участия в данном проекте, и какие дальнейшие их цели и планы на будущее;

3. Проведение итогового мероприятия;

4. Подготовка отчётной документации для грантодателя, спонсоров и партнёров.

Рабочий план реализации проекта представлен в приложении.

В ходе реализации проекта проводится социологический опрос населения города Соликамска, размещается еженедельная информация о ходе проекта на сайте и группах в ВK.com и блога.

На основном этапе проводится широкий комплекс работы специалистов, направленный на разрешение ТЖС клиентов:

- Специалист по социальной работе проводит индивидуальные беседы и консультации, диагностики, а также направляет;

- Бухгалтер - проводит расчёты и переводы финансовых средств;

- Юрист - действует в рамках закона, разрабатывает договора, разрабатывает нормативно правовые документы;

- Программист - следит за программным обеспечением на техникии обеспечивает её дальнейшее сопровождение;

- Преподаватели - разрабатывали план обучения учитывая особенности участника, и реализовали его с данным клиентом.

- Управление Образования Администрации г. Соликамск.

По итогам проведённых мероприятий проводится опрос участников целевой группы. После завершения проекта на основе анализа мероприятий будет подготовлен итоговый отчёт грантодателю, а так же спонсорам и партнёрам, а также по завершению проекта будет проведено итоговое мероприятие. Оценка проекта будет происходить путём анализирования, социальных опросов, совместного обсуждения действий с участниками целевой группы проекта и специалистами.

При наличии необходимых ресурсов реализация проекта может быть продлена. Проанализировав результаты, полученные по окончанию проекта, при необходимости мы осуществляем следующую деятельность:

- вносим коррективы в проект;

- добавляем изменения и применяем пожелания участников;

- занимаемся расширением поиска участников целевой группы.

При наличии необходимого общественного резонанса, который формируется в ходе реализации проекта, служба будет работать при «Всероссийском обществе инвалидов» и будет востребован потенциальными получателями услуг.

В перспективе, опыт реализуемого проекта может быть распространен на территории Пермского края или на других территориях Российской Федерации.

Заключение

Инвалиды являются неотъемлемой частью нашего общества и от нее отмахнуться нельзя. Устраивая нормальную жизнь для пожилых людей и инвалидов, общество в свою очередь как бы подстраховывает всех и каждого. Сегодня помогая инвалидам, общество в будущем поможет само себе.

У каждого инвалида свои потребности, но их всех объединяет только одно. Они все нуждаются в поддержке в разных объемах и формах от государства. У инвалидов огромный потенциал, но, к сожалению, обществом он мало востребован. И мы сами своим отношением и действиями к людям с ограниченными возможностями часто делаем его человеком с ограниченными возможностями. А инвалидам приходиться доказывать обратное, что их потенциал не ограничен.

Наряду с традиционными формами и методами социальной работы разрабатывают и внедряются инновационные технологии социального обслуживания. Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Все это послужило разработке инновационного социального проекта «Мобильной бригады «Navigator»». Результатом, которого будет являться создание условия для: функционирования мобильной бригады по обучению инвалидов пользованию сотовой и интернет связью; организация обучение и формирование практического опыта пользования сотовой и интернет связью инвалидов; формирования адекватных взаимоотношений инвалидов в современном обществе; формирования общественного мнения по отношению к проблемам целевой группы и способов их решению. При финансовой поддержке, наличии спонсоров, грантодателей, данный проект может быть реализован и получить свое развитие не только на территории города Соликамска, но и Пермского края.

Таким образом, комплексная деятельность по оказанию социального обслуживания инвалидов поможет решить проблему социальной адаптации этой категории населения к современным условиям. Без поддержки государственных и общественных структур инвалиды, не могут самостоятельно обеспечить себя всем необходимым для полноценной жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные, систематизированные материалы позволят на практике организовать социальное обслуживание на дому рассматриваемой категорией лиц, работа может быть использована практическим работниками в области социально-психологической поддержки инвалидов на любой площадке, как государственного учреждения, так и общественной организации.


Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках у Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. от 29. 12. 2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 2.12.1995 г. № 234.

  3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/105642/(дата обращения: 08.05.2016)

  4. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС., 2010. – 124 с.

  5. Андреева Т. И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания // Соц. обслуживание. - 2016. - №1. - С. 21-42.

  6. Баша В. В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в сельской местности // Соц. работа. – 2017. - № 2. - С. 18.

  7. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 28.12. 2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный). - «Деловой двор», 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт справочно-правовой системы.

  8. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: «КноРус»., 2013 – 480с.

  9. Гаврилова Е. В. Место и роль социальных работников в деятельности комплексного центра социального обслуживания // Работник соц. службы. - 2018. - № 4. - С. 71-91.

  10. Гусева Л. А. О реализации индивидуальных программ реабилитации в отделении социальной реабилитации инвалидов в КЦСО "Выхино" // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2015. - № 2. - С. 72-77.

  11. Дмитриева И. Алло, социальный помощник слушает //Наша жизнь. - 2010. - № 12. - С. 14-15.

  12. Донская Н. Д. Практика деятельности комплексного центра социального обслуживания // Работник соц. службы. – 2015. - № 3. - С. 15-24.

  13. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие / Р.И. Ерусланова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 61с.

  14. Забудкина Ю. Бесплатные юридические для инвалидов // Вопросы соц. обеспечения. – 2017. - № 15. - С. 42.

  15. Испулова С. Комплексный центр социального обслуживания : опыт работы // Соц. обеспечение. – 2015. - № 11. - С. 17-20.

  16. Кащеева Л. Обслуживаем комплексно // Соц. обеспечение. – 2013. - № 2. - С. 19-20.

  17. Ким Е.Н. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., 1997. - 130 с.

  18. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, се участие в формировании государственной политики. // Проблемы семьи и детства. М.: Прометей, 1992. - с. 68-74.

  19. Корношина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие.- г. Владивосток.: издательство Дальневосточного университета., 2009. – 85с.

  20. Макарова Е.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социального обслуживания населения // Социальное обслуживание. – 2015. – № 2. – С. 26–39.


1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Инновационные подходы системы социального обслуживания инвалидов на дому"

Автор: Мосейчук Дарья Ивановна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514902

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства