Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы организации занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей.»
Инновационные формы организации занятийдекоративно-прикладным творчествомв системе дополнительного образования детей.
Организация занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей осуществляется на условиях эффективного социально-эмоционального развития детей и подростков, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:
организация учебно-воспитательной работы с использованием инновационных методов работы;
- организация массовой работы (праздники, акции) с использованием инновационных методов работы;
организация игровых программ (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы), а также массовых мероприятий на уровне микрорайона с использованием инновационных методов обучения.
Важную роль в приобщении обучающихся к декоративно-прикладному творчеству играют занятия творческих объединений. Именно в условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей.
Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством (ДПТ). Художественные задачи и виды творческой деятельности на занятиях декоративным творчеством должны соответствовать своему времени, региону и быть интересны и актуальны для ребенка. Занятия различными видами ДПТ способствуют развитию мелкой моторики пальцев. Знания, умения, полученные на занятиях ДПТ, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, воспитанники творческих объединений оформляют школу, класс, квартиру, а также дарят в подарок своим близким и друзьям.
Занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) несут в себе высокий гуманистический и образовательный потенциал. Кроме того, продукт детского творчества на таких занятиях имеет характерную, образную форму. В процессе занятий ДПИ происходит активизация творческих способностей детей. Однако современную педагогическую науку уже не удовлетворяет подход, когда основными законом и степенью освоения мастерства в декоративно-прикладном искусстве является закон «повтор – вариация – импровизация».
На занятиях целесообразно применять интегрированные формы обучения, которые позволяют формировать у ребенка целостную картину мира.
В практике педагогов дополнительного образования накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого обучающегося. Педагогами используются различные инновационные формы организации учебной деятельности – коллективные и индивидуальные такие, как ролевые игры, творческие мастерские, детская производственная бригада.
Успешному усвоению образовательной программы способствует применение педагогами нетрадиционных форм организации занятий с детьми: проектная деятельность, экскурсии, посещение мастерских художников и т.п.
Наиболее продуктивной формой работы является групповая учебная работа. В ходе данной деятельности происходит групповое взаимодействие, которое является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка. Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе.
Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.
Работая в малых группах, обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.
Во время сотрудничества в малых группах устанавливается позитивная взаимосвязь между членами группы; каждый вносит индивидуальный посильный вклад в результат общего дела; обязательно оказывается взаимопомощь в процессе работы; по окончании выполнения работы проводится рефлексия группового процесса, то есть анализ и оценка событий, имеющих место в групповой работе. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки воспитанников.
В наши творческие объединения приходят дети с разным уровнем подготовки и степени одаренности, нередко с заниженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься в объединении. Задача педагога – увлечь каждого ребенка. В процессе обучения каждое достижение воспитанника становится гласным. Педагог придерживается позиции «Неудача случайна. Успех закономерен». Такая установка создает для ребенка радостные, оптимистические перспективы.