Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет "Тревожный ребенок"»
Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий.
Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.
Признаки повышенной тревожности у детей: суетливость, повторяющиеся мелкие движения ( кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание; трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности; боязнь любых, даже незначительных, перемен; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности ("Я не смогу").
Р ебенок может проявлять признаки тревожности, если:
ребенок чувствительный и впечатлительный;
тревожное поведение, не уверен в себе, живет в ожидании негативных событий и последствий;
в семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует, как изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть;
ребенок привык в основном опираться только на взрослых. Любая ситуация, в которой он может оказаться без поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной;
в семье принят непоследовательный тип воспитания: нет четких представлений о том, за что ребенок получает наказание, за что – поощрение; нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов;
взрослые требуют от ребенка безупречности, идеальности, совершенства. Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение;
ребенку дается множество тревожных посланий: " Ты упадешь... У тебя не получится... Ты неловкий... У тебя всегда так...". В этом случае ребенок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами;
взрослый транслирует ребенку тревожно-негативное представление об окружающем мире: "Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, милиционер заберет, тебя никто не будет любить" и т.д.;
ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться самостоятельно.
Родителям важно знать, что:
Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите, и будете любить вне зависимости от его достижений.
В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни - вечные источники тревоги.
Т ревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился. К тому же следует понимать, что ему очень трудно оставлять дело незавершенным.
Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое "Ты ошибся, значит, ты плохой", а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.
Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не о бретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на "текучем", не строгом материале.
Если члены семьи смотрят на жизнь позитивно и уверенно: "Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь", то это послание непременно будет воспринято ребенком.
Казенное учреждение Омкой области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"