kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный буклет "Профилактика самовольных уходов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет о причинах, профилактиким самовольнх уходов, раскрытие понятия "дети группы риска".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет "Профилактика самовольных уходов"»

Казенное учреждение Омской области

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"




Информационный буклет






Профилактика самовольных уходов.



г. Омск

2014 год


Проблема самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников продолжает оставаться одной из трудно разрешимых.

Анализ состава детского контингента показывает, что более половины воспитанников, поступающих в наше учреждение - дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя, наркотических веществ, токсикомания. У  детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.

Причин самовольного ухода детей великое множество. У каждого подростка - своя причина. Согласно объяснениям несовершеннолетних установлено, что сами дети причинами самовольных уходов называют: стремление встретиться со своими родственниками, друзьями, отказ от режима, желание пожить самостоятельной жизнью и др.

Анализ показал, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:  

  1. Нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением, реакция протеста.

  2. Трудности в адаптации к новым условиям проживания.

  3. Склонность детей к бродяжничеству.

  4. Желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав).

  5. Наличие отклонений в психическом развитии (многие воспитанники имеют наследственные заболевания центральной нервной системы, психические заболевания разной степени тяжести). Накладывает отпечаток и социальный опыт, приобретенный ребенком до момента определения в наше учреждение.



В этом плане выделяются четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.

Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться "свободной", "веселой", "легкой" жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12 – 15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.







Импульсивные  побеги составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, расправ" со стороны взрослых или товарищей. Побегу может способствовать неправильный тип воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством.

Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.

Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Дети, совершившие такой побег, внезапно возвращаются домой — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.



Анализ информации позволяет выделить основные места пребывания воспитанников во время самовольного ухода:

1.Родители.

2. Близкие родственники

3. Близкое окружение несовершеннолетнего (друзья).

4. Улица.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются следующие:

Факторы риска, идущие от организации внутренней жизни учреждения:

 авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «взрослый-ребёнок»;

 навешивание ярлыков;

 подавление личности ребёнка (угрозы, оскорбления и др.). Как правило, ребенок или подросток получает клеймо "трудного", и попадает в группу "риска", если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

К внутренним факторам риска относятся:

 ощущение ребенком собственной ненужности;

 низкая самооценка, неуверенность в себе;

 недостаточный самоконтроль и самодисциплина;

 не знание и неприятие социальных норм и ценностей;

 неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях;

 неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Для решения обозначенных проблем в первую очередь необходимо:

 Грамотно квалифицировать психологический тип воспитанника, а отсюда и особенности выстраивания социальных отношений;

 Внедрить в образовательное пространство учреждения новые формы и способы поддержки и сопровождения ребёнка с трудностями в развитии;

 Создать условия для доверительных (дружеских) отношений между воспитанниками и взрослыми.

Всё это позволит своевременно определить психологический тип ребёнка, предусмотреть высокую степень психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением и отработать общепринятые нормы общения, поведения, взаимодействия, действия.

Воспитанники "группы риска":

 дети и подростки с девиантным поведением (не принимающие правил и норм и т.д.);

 воспитанники, постоянно неуспевающие в учёбе;

 воспитанники, пропускающие уроки без уважительных причин;

 дети и подростки с делинквентным поведением (в том числе состоящие на учёте в КДН и ОДН);

 дети и подростки, склонные к бродяжничеству и допускающие самовольные уходы из детских государственных учреждений.



Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения:

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.

2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.

3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создайте воспитаннику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив воспитанника, предоставьте ему возможность:

  • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;

  • объединить его усилия с Вашими (или другими воспитанниками) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

  • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;

  • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;

  • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

Воспитателем и специалистами должны быть созданы условия для самоопределения, самовыражения и нормального развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений с воспитанником;

  • демократические принципы и стиль управления детским коллективом;

  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка в образовательном пространстве;

  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка.



Материал подготовлен:

социальным педагогом О.А. Штайнбард


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационный буклет "Профилактика самовольных уходов"

Автор: Штайнбард Оксана Александровна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства