Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет "Престижные профессии"»
Тема: "Престижные профессии и ваши реальные возможности"
Цели: Дать детям необходимые знания о путях получения профессии; выявить интересы и склонности к профессии, уметь оценивать свои собственные возможности в выборе профессии.
Формы занятия: тематическая беседа, работа по вопросам, тестирование, тренинги-инсценировки.
Ход занятия.
- Ребята, мы с вами уже не раз проводили беседы по теме выбора профессии, где и в каких учебных заведениях учиться. Работали вот по этому справочнику.
(Показать справочник для поступающих в учебные заведения )
Скоро вы заканчиваете школу, перед вами стоит проблема: какую профессию выбрать, куда поступить учиться.
-А вы знаете, сколько в мире существует профессий?
- Давайте с вами проведём игру со «словом». Задание такое: придумать к каждой букве слова «профессия» новые слова, которые будут означать вид профессии.
А в мире существует более 50 000 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них вы себе более или менее представляете, знаете?
Например: профессия дизайнер. Что вы о ней знаете? Кто такой дизайнер?
(Дизайнер – от английского слова «дизайн»: т.е. проектирующий, создающий что-то новое в оформлении промышленных изделий (мягкой мебели, холодильников, телефонов, той же школьной доски и т.д.), т.е. дизайнер – это человек, вносящий творчество, красоту в какое-либо изделие, оформление).
Часто на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», вы не всегда можете ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Чтобы выбрать своё дело, любимую для себя работу не методом «тыка» или «за компанию» (куда друг, туда и я), необходимо разобраться в себе: что мне больше подходит, какую выбрать профессию, чтобы по душе, какие у меня есть для этого установки, возможности. А чтобы понять, к какому типу профессий вы более склонны, давайте рассмотрим классификацию типов профессий, так называемую карту мира профессий. По этой классификации все профессии делятся на 5 типов, они вам уже знакомы, мы не раз работали по этой теме. Давайте вспомним все типы профессий (человек - человек; человек – техника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – знаковая система). Если дети сразу не вспомнят, можно подсказать.
(Закрепить на доске карту профессий).
Работа по вопросам:
Какие профессии подходят типу «человек – человек»? (человек – техника; человек – природа).
Какому типу профессий подхожу я? (токарь, врач, кочегар …)
3. Объясните, почему профессия токарь подходит типу «человек – техника»? (Потому что этот тип профессий объединяет людей, использующих технику, энергию, неживые природные материалы. Т.е. их предмет труда – техника и всё, что с ней связано).
А что объединяет тип профессий «человек – художественный образ»? (Ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения; фантазия, какой-либо материал)
- Какой профессии принадлежат предметы: щётка, ножницы, парик, бигуди, расчёска?
(после ответа отправить 2-х девочек с атрибутами делать причёску – даётся 3-5 минут).
Что это за профессия – парикмахер, вы увидите и оцените через несколько минут, а сейчас продолжим дальше.
Посмотрите ещё раз на эту карту – схему и скажите, какие профессии можно получить при техническом образовании? (при средне – специальном; при высшем?)
Вопросы:
Какое образование надо иметь воспитателю, учителю?
Повару, парикмахеру?
Врачу, юристу?
После объяснения заходят девочки, одна с причёской, в фартуке официантки и подносом в руках, угощает соком гостей.
В это время ещё одна девочка протирает пыль в «учительской», моет пол и т.д.
- Как вы думаете, какая профессия у этой девушки?
- А вот у этой девушки?
(официантка, техничка)
Объяснение воспитателя:
- В отношении ряда профессий существует предубеждение, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются невостребованными. Это ложный, необоснованный взгляд. Как вы уже знаете, любой труд в нашем обществе важен и уважаем. Только всё зависит от того, как мы знаем и понимаем труд в любой отрасли; настолько мы его изучили и какое представление о характере труда имеем.
(Возьмите профессию продавца, парикмахера, технички. В этой профессии всё зависит от человека, его обаяния, культуры поведения, доброжелательности и т.д. К таким специалистам и люди больше тянутся, появляется желание делать причёски у одного мастера, лечиться у одного доктора, хлеб покупать в одном магазине, потому что там вежливый продавец. Исходя из качеств характера и умения работать, любой труд в любой отрасли, я повторюсь, будет любимым и престижным).
Также всё зависит от наших способностей, умений и возможностей, потому что в любой сфере деятельности человека более высокий результат в труде достигает тот, кто успешно проходит начальные ступени мастерства.
Например, хорошим инженером может стать тот, кто сначала был рабочим, учился на опыте других, достигал на практике каких-то определенных знаний и умений, а затем продолжил учебу в техникуме или высшем учебном заведении.
(давайте рассмотрим схему путей получений профессий).
- Посмотрите, сравните и оцените ваши возможности.
- Что вы заметили при рассмотрении этой схемы, какую-то разницу увидели между теми, кто получает неполное среднее образование и среднее полное?
(У тех, кто закончил 9 кл., возможностей получить профессию меньше, чем у тех, кто закончил 11 кл.)
Сравните! (идёт сравнение по схеме).
- Вот и напрашивается по ходу нашей беседы вопрос:
- Какие же у нас реальные возможности для поступления в учебное заведение и приобретение профессии?
- Что нужно для того, чтобы ваши возможности перешли в реальность?
Обсуждение с детьми, в ходе диалога воспитатель пишет на доске варианты ответов: 1) деньги; 2) условия; 3) здоровье; 4) способности; 5) знания. (разбор каждого варианта ответа). 1) неимение денег для поступления в техникум; 2) нет условий – общежития, квартиры, далеко ездить и т.д.; 3) хочешь стать космонавтом, а здоровье не позволяет; 4) есть какие-то способности к определённой профессии; 5) знания – в соответствии со знаниями и образование. Даже если нет денег на получение образования. Можно начать с низших учебных заведений. И идти выше по учебной лестнице.
- А теперь давайте сравним ваши ответы с этой схемой.
(Вышивается на доске схема «Выбор профессий»).
- На этой схеме видно, что влияет на выбор вашей профессии именно то, о чём говорили, что мы обсуждали с вами сейчас.
- Итак, какой же вывод можно сделать из нашего с вами разговора?
- Да, к избираемой профессии нужно готовиться заранее, формировать и развивать в конкретной деятельности свои интересы, склонности, способности и плюс к этому не забывать о том, что ряд профессий может быть противопоказан человеку по состоянию здоровья, а ещё знать, рассчитывать свои реальные возможности.
(Выступление мастеров производства ПУ-13 (швея, повар) – показ своих изделий).
Далее тестирование «Профпригодность».
- Объясните слово «профпригодность», как вы его понимаете?
(Это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Сюда входят: знания, умения, желание работать, личные качества человека, особенности характера и т.д.)
Обсуждение результатов тестирования.
Итог: Кто-то из вас мечтал стать художником, кто-то мечтает быть врачом, учителем, но не всегда эти мечты сбываются. Давайте вместе стараться хорошо учиться и тогда любая мечта станет реальностью. Ставить перед собой определенную цель и стараться добиваться этой цели.