kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный час в форме тематической лекции "Роль водителей в годы великой отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с профессией военный водитель.

Формирование у подростков патриотических качеств человека и гражданина;

Демонстрация на конкретных примерах, как неразрывно переплелись трагедия и мужество, героизм наших соотечественников.

Воспитывать чувство благодарности ко всем ветеранам ВОВ и людям старшего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Информационный час в форме тематической лекции "Роль водителей в годы великой отечественной войны"»

Информационный час в форме тематической лекции: «Роль водителей в годы Великой Отечественной войны» посвященной 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с профессией военный водитель.

Формирование у подростков патриотических качеств человека и гражданина;

Демонстрация на конкретных примерах, как неразрывно переплелись трагедия и мужество, героизм наших соотечественников.

Воспитывать чувство благодарности ко всем ветеранам ВОВ и людям старшего поколения.

Ход:

Ребята! Сегодня в преддверии 71-й годовщины Победы мы поговорим какую роль в годы Великой Отечественной войны имели автомобили и о значимости профессии водителя в годы войны, о боевых буднях простого русского фронтового водителя, о боевой технике, которая помогала русскому народу ковать столь долгожданную Победу.

Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1446 дней, потребовала героических усилий народов бывшего Советского Союза для разгрома вероломно напавшей фашистской Германии. Большой вклад в дело борьбы с врагом внесли советские автотранспортники. В трудных условиях военного времени авторемонтные заводы, автомобильные хозяйства, шиноремонтные предприятия, заводы гаражного оборудования Наркомата автотранспорта делали все, чтобы оказать наибольшую помощь фронту, содействовали укреплению боеспособности Красной армии.

Вторая мировая война в то же время убедительно доказала, какое значение имеет автомобиль как массовый вид транспорта. Если из грузов, перевезенных за время Великой Отечественной войны автомобилями Советской Армии, сложить стену толщиной в один метр и высотой в четыре, она опоясала бы земной шар. В годы первой мировой войны в царской армии было около 30 тысяч автомобилей. Советская же Армия располагала в годы Великой Отечественной войны многими сотнями тысяч машин. Автомобили заменяли поезда, когда железнодорожные пути были разрушены; по весенней и осенней распутице, по глубоким снегам, по бездорожью на них перебрасывали пехоту со скоростью, в шесть-десять раз превышающей скорость самого быстрого марша, перевозили больных и раненых. На них доставляли горючее и боеприпасы, оборудование для госпиталей и другие грузы, они несли на себе знаменитые гвардейские минометы — «катюши», зенитные орудия, передвижные радиостанции, прожекторы, звукоулавливатели.

Какие же модели машин применялись в Советской Армии в то время?

Милая сердцу водителей тех лет «полуторка» - была одним из самых распространенных автомобилей в транспортных (да и не только в этих) подразделениях. Об участии автомобиля ГАЗ-АА ("полуторка") в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была "дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска перерезали все наземные коммуникации Ленинграда и вышли на южный берег Ладожского озера. Город оказался в кольце блокады. С началом ледостава прекратились навигация и подвоз по озеру, резко ухудшилось снабжение войск Ленинградского фронта и населения продовольствием, боеприпасами, топливом. К началу декабря запасы хлеба в городе катастрофически снизились. Военным советом Ленинградского фронта было принято решение о создании военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера как единственно реальной возможности связи с остальной территорией нашей страны. В 1942 году навигация кораблей Ладожской военной флотилии закончилась в начале декабря. С декабря 1942 года по 30 марта 1943 года продолжалась полная героизма зима ледовой дороги. В любую погоду, днем и ночью, в самые лютые морозы и метели, в оттепель несли свою вахту регулировщики – отважные девушки. Благодаря им и всем службам обеспечения движения, несмотря ни на какие трудности, Дорога жизни функционировала в максимальном режиме, спасая жизни тысячам людей.

Отдельного внимания заслуживают водители автомобилей, которые сутками, лишь с небольшими перерывами для отдыха, везли грузы через ледяную Ладогу под обстрелами и бомбежками. Машины шли непрерывным потоком и днем и ночью, шли даже тогда, когда автомобили буквально плыли по воде, выступавшей на лед. Водители не жалели сил и каждый раз шли на риск, ведь каждый рейс мог оказаться последним. Бывали случаи, когда автомобили на полной скорости уходили под лёд вместе с водителями и грузом. Каждый рейс – это подвиг водителей и всех тех, кто его обеспечивал. Восхищение и благодарность вызывает каждый из этих людей, которые не щадили себя ради спасения других, ради победы над врагом.

Мы помним свою историю
Полуторку марки «ГАЗ»,
Символом стала которая
И жизни спасала не раз!

Продукты везла по Ладоге,
Держал её тонкий лёд!
Все знали одно, но главное –
Полуторка лишь пройдёт.
С кабиною деревянною
И с фарой всего одной
Отважно, порой отчаянно
Она принимала бой.

Надёжна, проста, маневренна,
Испытана много раз,
Бездорожьем войны проверена
Полуторка марки «ГАЗ».

Машина, войну прошедшая
Ни разу не подвела.
С конвейера ГАЗа сошедшая
Другой быть и не могла!

Много автомобилей ушло под лед, но все же город был спасен не в последнюю очередь благодаря самоотверженности легендарной "полуторки".

Военный шофёр Г. Соболь отмечал: «Хотел бы добрым словом помянуть наши замечательные машины ГАЗ-АА. Рассчитанные на полторы тонны, они брали по две с половиной, а то и больше. Простреленные, поизношенные, они продолжали работать. Когда я вижу наш любимый “газик”, готов стать перед ним на колени».

За время работы Дороги жизни (ноябрь 1941 – март 1943 года) на автомобилях ГАЗ-АА и ЗИС-5 в Ленинград было доставлено около 600 тыс. различных грузов и эвакуировано из него более 700 тыс. женщин, детей, стариков и раненых.

На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен автомобиль ЗИС-5, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше. И история у этого автомобиля тоже весьма примечательная. Если дедушкой ЗИС-5 можно считать грузовик «Автокар 5 Эс», а папой – АМО-3, то мамой «трехтонки» стал коллектив инженеров предприятия ЗИС (в 1931 году АМО был переименован в Завод Имени Сталина). Фактически из доступных агрегатов ими был сконструирован намного более современный автомобиль. Так, в отличие от прототипа Autocar-5S, ЗИС-5 был более простым и ремонтопригодным, и в то же время более проходимым и грузоподъемным. Автомобиль получил форсированный до 73 л.с (против 60 у прототипа) двигатель, совершенно новый радиатор, карбюратор, разработанный с «чистого листа» воздушный фильтр, модернизированую КПП, другой карданный вал, усиленную раму, усиленные мосты, увеличенный дорожный просвет, и механические тормоза взамен гидравлических. При всем этом как и «полуторка», будущая «трехтонка» сохранила возможность ездить на любом бензине (а по жаре – и на керосине), и потреблять любое моторное масло. Собственно же «трехтонкой» (другое популярное название в войсках – «захар») был назван ЗИС-5В; (буква «В» в аббревиатуре также означает «Военный»). От довоенного аналога автомобиль отличался предельно облегченной (более чем на 120 кг) по сравнению с довоенной версией кабиной, деревянной, и с дерматиновой крышей, а также гнутыми из листового проката угловатыми крыльями, отсутствием тормозов на передних колесах, и наличием лишь одной фары (левой); в общем, автомобиль подвергся военной модернизации «а-ля ГАЗ-ММ-В». Кроме того, в отличие от «полуторки», «трехтонка» выпускалась сразу на нескольких предприятиях; кроме Москвы, этот грузовик выпускался также в Ульяновске и Миассе; предприятия назывались УльЗИС и УралЗИС соответственно. На последних двух за годы войны выпустили чуть больше и чуть меньше десяти тысяч машин соответственно, а московский завод за годы войны дал фронту почти 70 тысяч «трехтонок».

Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ-31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием второй мировой войны.

История сохранила немало примеров отважных действий военных автомобилистов в годы Великой Отечественной войны. Десятки тысяч военных автомобилистов награждены орденами и медалями. Многие удостоены звания Героя Советского Союза. 15 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 39 награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды.

Вспомним некоторых из них.

Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровцы арестовали много советских людей, находившихся в это время в Германии. Среди них был и шофер военного атташе в Германии А.Н. Баранов. Жестокими пытками фашисты склоняли Аркадия Николаевича к измене Родине, но он остался верен военной присяге. Тогда его отправили в концлагерь. Только в августе 1946 г. А.Н. Баранов возвратился на Родину, многие годы работал преподавателем в Рязанском военном автомобильном училище (ныне - Военный автомобильный институт). Родина наградила подполковника А.Н. Баранова орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и др.

В дни обороны Брестской крепости храбро сражался курсант окружной школы шоферов пограничных войск М.И.Мясников, ставший Героем Советского Союза.

Во время Сталинградской битвы на одной из железнодорожных станций, занятой фашистами, стоял эшелон с боеприпасами. Водителю Приходько была поставлена задача привезти оттуда боеприпасы. С помощью выделенных в его распоряжение автоматчиков эта задача была выполнена. Только за один день артиллерия Донского фронта выпустила по врагу 5400 тонн снарядов и мин.

В районе Гданьска водитель И.Н. Маркеев попал в сложную ситуацию: его машину окружили фашисты, пытаясь взять водителя живым. Уже начали раздаваться голоса фашистов: "Рус, сдавайся!" Остался один патрон. Что делать? Решение созрело быстро: он выстрелил в бак своей машины, сел за руль и объятую пламенем машину обрушил с большой высоты на баржи противника, стоящие у берега Вислы. Большой силы взрыв боеприпасов и горючего на баржах услышали в части, которая находилась недалеко от этого места. Также ценой своей жизни И.Н. Маркеев спас многие жизни своих боевых товарищей. И.Н. Маркееву было всего 22 года.

Во время Великой Отечественной войны военными дорожниками восстановлено, отремонтировано и построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 тыс.км мостов, заготовлено и подвезено для строительства свыше 30 млн. куб. м песка, камня и лесоматериалов. Общая протяженность военно-автомобильных дорог, содержавшаяся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой дорожной техники.

За образцовое выполнение заданий командование 59 частей дорожных войск было награждено орденами. 27 частей получили почётные наименования Днепровских, Неманских, Борисовских, Карпатских. Свыше 21 тыс. воинов-дорожников были награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мотостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 году представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.

Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по «Дороге жизни» увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях.

Памятник легендарной машине блокады - ГАЗ-АА или попросту "Полуторке", расположен неподалеку от тех мест, о которых уже было сказано. Деревня Дусьево, пересекающая Мурманское шоссе, бережно хранит память о тружениках войны, о грузовиках автомобильной «Дороги жизни», которые вереницей ехали через эти дороги. От железнодорожной станции Войбокало через деревню Шум, через Дусьево, через Лаврово и до Кобоны шли груженые и пустые полуторки в обе стороны.
Памяти всех погибших шоферов, обслуживавших «Дорогу жизни» и посвящается этот монумент. На Мурманское шоссе с возвышения из основания белых плит вырывается такая же белая полуторка, она является центром всей композиции и называется "Легендарная полуторка", рядом гранитная плита со словами: "Военным автомобилистам Дороги жизни, проходившей здесь в 1941-1943 гг.". Белая молниеобразная плита с надписью - ДОРОГА ЖИЗНИ чем-то отдаленно напоминает очертания постамента полуторки шоссе А-128 во Всеволожске. Возможно, это символ расколотого льда и трудной дороги.

Еще один штрих этого мемориального комплекса - камень-валун неизвестному шоферу. Прямо на камне краской написано: "Неизвестному шоферу, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной Войне".

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно

И ею с тобой мы сильны.

В заключении часа почтить минутой молчания всех защитников погибших в годы Великой Отечественной войны.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Фомина Татьяна Викторовна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Информационный час в форме тематической лекции "Роль водителей в годы великой отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(111) "informatsionnyi-chas-v-formie-tiematichieskoi-liektsii-rol-voditieliei-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "324573"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462523890"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства