kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-коммуникативные технологии в организации деятельности школьных музеев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный школьник уже не представляет процесс обучения без компьютерных систем

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникативные технологии в организации деятельности школьных музеев»

Караваева Наталья Борисовна, педагог-организатор МБОУ ДО «Центр творчества и досуга».


Современный школьник уже не представляет процесс обучения без компьютерных систем и гаждетов, без Интернет-источника. Да что говорить, педагоги сейчас не обходятся без ИКТ-технологий. Это и понятно. Сегодня мир не может существовать без высокотехнологичных разработок, участвующих во всех направлениях жизни общества. Доступность, свобода использования и быстрый обмен информацией – вот основа современного обывателя. Так «умные» механизмы внедряются в наши дома, садятся с учениками за парты, спасают человеческие жизни. Технологиям находится место даже на отдыхе, в самообразовании, в духовном мире человека.

Современный музей - это не просто экспозиции, выставки, традиционные экскурсии. В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации.

Персональные компьютеры и мультимедиа технологии, Интернет повсеместно распространяются с середины 1990-х. Термин «мультимедиа» пришел в наш лексикон из англоязычных источников. Сегодня это понятие ассоциируется и с современными информационными технологиями, и с подходами и методами их реализации. Основными чертами мультимедиа является: хранение и обработка данных в цифровой форме, с применением компьютера; данные могут содержать текстовую, графическую, звуковую, видео и анимационную компоненты; использование гипертекста; использование интерактивности. С самого момента своего появления технология мультимедиа стала использоваться в таких областях, как культура, искусство, образование.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы музея учреждения способствовало организации информационного пространства музея, обработке текстовой и графической информации, перевода фотографий в электронный вид и формированию электронного описания фондов музея. Применение информационно-коммуникационных технологий в организации работы музея учреждения способствует развитию самооценки обучающихся при подготовке экскурсий, выступлений на различных конкурсах.

Что дают информационные технологии для подъёма интереса к музейному делу среди обучающихся?

1. Оперативность информации. Ведь быстро получить полную и новую информацию по музейному делу можно только с помощью информационных технологий.

2. Динамичность хранения. Применение ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

3. Формирование коммуникативной компетентности. Способствует воспитанию личности, которая будет востребована в современном обществе.

Для любого дела важно, каким инструментом ты пользуешься. В нашем случае таковым, в первую очередь, является компьютер.

Благодаря компьютеру, появилась возможность использовать в работе учебные электронные издания, презентации материала с использованием программ Power Point, Интернет-ресурсы.

Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет наглядно и интересно проводить внеклассные мероприятия. Если используется программа Power Point при составлении выступления обучающихся с докладами, то сообщения становятся более яркими и эмоциональными. При работе с этой программой компьютер помогает обучающемуся повысить самооценку. На этом этапе работы ребенку нужна будет поддержка педагога и родителей. Когда обучающийся создаёт презентацию или буклет, то он понимает, что его работы увидит много людей, а не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость. И как он радуется, когда презентация понравилась ребятам, родителям, педагогам.

На протяжении учебного года Актив Совета музея организовано ведет подготовку банка презентаций для виртуальных экскурсий экспозиций музея: «Родом из детства!» - фотоэкспозиция, День памяти жертвам Беслана. «Внимание! Терроризм!» , «Традиции и культура казаков» - музейный урок, «Сыны земли хакасской» - экспозиция «Оружие нашей Победы» - фотоэкспозиция, посвященная Дню защитника Отечества и другие. Эти наработки могут использоваться как для проведения тематических экскурсий, так и на внеклассных мероприятиях, и на уроках истории.

Обучающиеся активно преображают стандартные научно-исследовательские работы в интересные творческие труды с помощью мультимедийных технологий. Так, в 2022-2023 учебном году на основе исследовательской работы обучающаяся Бреус Юлия приняла участие со совими виртуальными экскурсиями во II Всероссийском семейном флеш-мобе (конкурсе) #БЫЛО_СТАЛО_ТУТ в социальных сетях и III Всероссийском туристско-краеведческий конкурсе виртуальных музеев «Родина уникальных». Так же заняла второе место в Республиканском конкурсе школьных музеев «Мы помним! Мы гордимся!».

Web-ресурс музея будет ставить целью своей работы популяризацию музейной педагогики для привлечения молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи.

В музее накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Их применяют при проведении интегрированных занятий, на музейных часах, для выступлений на конференциях, семинарах, встречах, на родительских собраниях. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы. Это позволило создать электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет.

Музей развивает и электронную культуру. Это происходит в результате сбора и использования видео и звукозаписей. Все эти виды информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.

Экспозиция музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.

Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

Экскурсия - это одна из основных форм работы музея с обучающимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня. Необходимо сделать так, чтобы на экскурсии вовлечь обучающихся в процесс знаний через рассказ, вопрос-ответ, игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, использование компьютерных технологий.

Виртуальный экскурсия в музей (от virtual – возможный, скрытый, как бы существующий) – информация на электронном носителе о музее, который существует реально, не только в сетевом пространстве. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователь может «перемещаться» по залам, получать любые сведения. Виртуальные музеи, не заменяя реальные музеи, могут служить экспериментальной площадкой для музейного проектирования.

В нашем музее предложены следующие виртуальные экскурсии:

«Блокадный хлеб»;

«Экскурсия по музею»;

«Они ковали победу»;

«Интервью с ветераном П.Ф.Ленковым»

Таким образом, использование мультимедийных технологий в работе музея позволяют:

  • представлять и популяризировать культурно-историческое наследие;

  • реалистично визуализировать объекты хранения;

  • представлять результаты проектировочной деятельности и исследований;

  • продвигать программы и проекты музея.

Можно с уверенностью сказать, что интерес к виртуальным экскурсиям по-прежнему велик, все больше обучающихся приобщаются в деятельности музея.

Применение методов ИКТ в работе школьного музея открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения. Это развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса обучающихся к изучению истории своего родного края. Но тут следует помнить, что нельзя чрезмерно увлекаться показом только презентаций, нужно каким – то образом компилировать формы проведения экскурсий, так как нельзя заменить живое общение с обучающимися, которое включает в себя и рассматривание экспонатов, и желание потрогать их своими руками, и узнать, как они работали, как их использовали.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Информационно-коммуникативные технологии в организации деятельности школьных музеев

Автор: Наталья Борисовна Караваева

Дата: 20.03.2024

Номер свидетельства: 647504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства